Новости строительства и недвижимости, строительных и отделочных материалов. Лента строительных новостей.
В данном разделе представлены самые свежие последние новости рынка недвижимости (новостройки, загородное и коттеджное строительство, рынок земли), новости строительства (снос, строительство, новые технологии, новые строительные и отделочные материалы и их применение), новости ипотеки, ипотечного кредитования жилья. Представлена строительная информация, пресс релизы и строительные новости по: планируемым и строящимся объектам недвижимости ( новостройки ) Москвы, других регионов России. Новостная лента рассказывает о новых интересных проектах в строительстве домов, инвестиционных проектах и инвестициях в жилую, коммерческую недвижимость. Дает представление о участвующих в этих проектах заказчиках, застройщиках, ген. подрядчиках, инвесторах. Мониторинг цен на квартиры, дома, офисы, торговые центры другую коммерческую недвижимость, также является одной из задач новостей строительства и недвижимости. Анонсируется информация по новым маркетинговым исследованиям, бизнес планам, обзорам и другой аналитике в области строительства, строительных и отделочных материалов, недвижимости, ипотеки. Купить данные информационные массивы можно по т. +7 (926) 535-50-61 , Написать письмо
5 февраля вступило в силу эмбарго на импорт по морю российских нефтепродуктов, установлены предельные цены на них при перевозке в третьи страны. Как стороны подготовились к этим ограничениям и какими могут быть последствия для разных игроков, разбирался Forbes
Страны «Большой семерки» (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и Канада), Европейский союз и Австралия утвердили установление ценового потолка для российских нефтепродуктов, перевозимых морским путем, с 5 февраля. Япония ввела эти ограничения с 6 февраля.
В сообщениях на сайтах Минфина США и правительства Великобритании и в официальном журнале Европейского Союза указывается, что для нефтепродуктов, которые торгуются с премией к нефти (бензинов и бензиновых смесей, газойлей, дизельного топлива и авиационного керосина), потолок цен составит $100 за баррель, а для тех, что торгуются с дисконтом (нафты, различных мазутов и масел, а также отработанных нефтепродуктов), — $45 за баррель.
Компаниям и физическим лицам стран, входящих в так называемую Коалицию ценового ограничения, запрещается оказывать технические, финансовые и брокерские услуги по перевозке российских нефтепродуктов в третьи страны по цене выше установленных потолков. Потолки цен не распространяются на продукты, загруженные до 5 февраля и выгруженные в порту назначения 1 апреля.
«Большая семерка» еще в сентябре решила увязать ограничения на экспорт российских нефти и нефтепродуктов с принятым в июне шестым пакетом санкций ЕС, в котором было сделано исключение для Болгарии. Ей позволили импортировать нефть по морю до конца 2024 года. Хорватии было разрешено ввозить вакуумный газойль до конца 2023 года. Исключения также делались для входящих в ЕС стран, не имеющих выхода к морю. Потолок цен на нефть в $60 за баррель вместе с эмбарго вступили в силу с 5 декабря, хотя они не распространялись на грузы, загруженные до этой даты и разгруженные до 19 января.
Как Россия готовилась к ограничениям
Поскольку о введении потолков цен на нефть и нефтепродукты было объявлено заранее, Россия готовилась к предстоящим ограничениям. По данным Reuters, объемы морских перевозок сырой нефти из российских портов Приморск, Усть-Луга и Новороссийск в январе 2023 года могли превысить 9,5 млн т (примерно 2,2 млн баррелей в сутки), что, как пишет агентство, является наивысшим показателем за многие месяцы. Bloomberg сообщил, что экспорт российской нефти с 21 по 27 января вырос на 16%, до 3,6 млн баррелей в сутки. Объем нефти, которая направлялась по морю в Китай, Индию и Турцию или была загружена на суда с неизвестным конечным пунктом назначения, за четыре недели до 27 января достигал в среднем 3,12 млн баррелей в сутки. Это самый высокий показатель за аналогичный период с начала 2022 года, когда агентство начало подробно отслеживать российские нефтяные потоки.
Bloomberg также рассказал со ссылкой на данные торговой компании Trafigura, что Россия нарастила «теневой флот» на 400 танкеров — примерно до 600 судов. 200 из них могут транспортировать нефтепродукты, не связываясь с перевозчиками стран, присоединившихся к ценовым потолкам. Reuters сообщил, что негосударственные НПЗ Китая наращивают импорт дешевого российского мазута, который смешивается с другими сортами в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и в таком виде поступает в Китай. Всего, по информации агентства, Китай в декабре импортировал 1,76 млн т мазута, что является самым высоким месячным объемом с сентября 2021 года. Из этого количества 620 000 т поставила Малайзия и 471 000 т — ОАЭ. Импорт российского мазута снизился до 187 000 т, хотя в октябре был отмечен пик поставок из России — 554 000 т. Общий импорт мазута из России в Китай в 2022 году вырос в два раза по сравнению с предыдущим годом и достиг 3,1 млн т.
Reuters отметил, что индийские нефтеперерабатывающие заводы начали оплачивать большую часть российской нефти, закупаемой через трейдеров из Дубая, в дирхамах ОАЭ вместо долларов США. «Индийские нефтепереработчики и трейдеры обеспокоены тем, что они, возможно, не смогут продолжать использовать доллары, особенно если цена на российскую нефть поднимется выше потолка, — говорится в сообщении агентства. — Это побудило трейдеров искать альтернативные способы оплаты, которые также могут помочь России в её усилиях по дедолларизации экономики в ответ на западные санкции».
Экспорт нефтепродуктов будет падать, нефти — расти
Экспорт российских нефтепродуктов снизится примерно на 50% уже в ближайшие две-три недели, полагает главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. «Наши клиенты в предыдущие месяцы закупали нефтепродукты впрок в преддверии эмбарго, — рассказывает эксперт. — Многие закупили с запасом, поэтому им дополнительно наращивать объемы поставок не имеет смысла. По данным на конец января, российский экспорт нефтепродуктов был достаточно устойчивым и держался на уровне 2,3-2,4 млн баррелей в сутки, то есть примерно таком же, который был большую часть прошлого года и раньше». По словам Громова, в конце января, до введения эмбарго, примерно 45-46% объема приходилось на Европу. Из этого объема 55% поставок составляло дизельное топливо и 20% — мазут. «Мазут можно перенаправить, и Россия уже это делает, — говорит Громов. — Китай закупает наш мазут, который можно использовать в качестве сырья для производства других нефтепродуктов. Дизельное же топливо пока не находит рынков сбыта в достаточных объемах».
После падения экспорта начнется постепенное восстановление, полагает Громов. «Но если в случае с нефтью такое восстановление заняло примерно месяц после вступления в силу эмбарго и потолка на нефть в декабре, то с нефтепродуктами этот процесс пойдет медленнее, поскольку пристроить весь спектр нефтепродуктов на другие рынки будет крайне сложно», — полагает эксперт. Для преодоления негативных последствий эмбарго Россия будет наращивать экспорт сырой нефти.
Предполагать, что существенный объем нефтепродуктов удастся перенаправить с европейского на другие рынки, как это произошло с нефтью, было бы не совсем верно, согласен старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. «Основные потребители российской нефти сегодня — Индия и Китай, — говорит он. — Обе страны обладают существенными перерабатывающими мощностями. И тот и другой рынки заинтересованы не в дополнительных поставках нефтепродуктов, а, скорее, в сырье, которое можно переработать и направить полученные продукты в тот же ЕС».
По мнению Блохина, часть российских нефтепродуктов может быть переориентирована на рынки Центральной Азии, которые все еще дефицитны, а часть будет реализовываться нефтетрейдерам в рамках ценового потолка, но без его упоминания в документах. Трейдеры, в свою очередь, смогут продавать нефтепродукты, например, в страны Персидского залива, где они будут смешиваться с другими нефтепродуктами и перепродаваться, полагает Блохин. «Из-за невозможности сразу переориентировать все поставки произойдет сокращение производства нефтепродуктов внутри страны и высвободится часть объемов нефти, которая раньше перерабатывалась на домашнем рынке, — говорит он. — Эта нефть сможет быть направлена на экспорт уже в феврале. Тенденция к росту экспорта сырой нефти может стать устойчивой, если заметная часть российских нефтепродуктов не сможет найти альтернативных рынков сбыта».
«Полагаю, что в первые месяцы ограничений мы увидим небольшое снижение экспорта нефтепродуктов с одновременным ростом поставок нефти, — говорит эксперт межотраслевого экспертно-аналитического центра Союза нефтегазопромышленников России Ирина Кезик. — Китай и Индия, которые взяли на себя высвободившиеся объемы российской нефти, не возьмут на себя и нефтепродукты, так как сами являются нетто-экспортерами. Им сейчас выгодно закупать сырую нефть для дальнейшей переработки и продажи в тот же ЕС и США».
«Нефтепродукты сложнее будет переориентировать, чем нефть, так как российские поставки в основном были логистически заточены под европейский рынок, — полагает аналитик по товарным рынкам «Открытие инвестиции» Оксана Лукичева. — Нефтепродукты поставлялись небольшими судами через Черное и Средиземное моря и были для Европы самыми выгодными и удобными». Лукичева также ожидает снижения производства нефтепродуктов в России, однако полагает, что оно не будет значительным. «Стоит задача не допустить дефицита на внутреннем рынке, — говорит Лукичева. — В связи с этим вряд ли произойдет сильное снижение производства, нефтепродукты будут распихивать везде, куда можно».
Есть проблема, связанная с технологическими схемами работы российских НПЗ, говорит Громов из Института энергетики и финансов. «При сокращении производства какого-либо нефтепродукта, например дизельного топлива, на любом российском НПЗ, в соответствии с технологической схемой, автоматически сократится и производство других нефтепродуктов — бензина, средних дистиллятов, горюче-смазочных материалов и прочих, — отмечает Громов. — Таким образом, существенное сокращение нефтепереработки может вызвать и сокращение производства тех же автомобильных бензинов, которые востребованы на внутреннем рынке, что может привести к дефициту. Поэтому нам нужно наши нефтепродукты на внешних рынках как-то пристроить, пусть и с потерей доходности, ведь технологические последствия могут быть более опасны в долгосрочном периоде, чем просто потери нефтегазовых доходов».
«Комфортные потолки»
«ЕС и страны «Большой семерки» пошли ровно по такой же логике введения ценового потолка, которую они предложили для нефти, — говорит Громов из Института энергетики и финансов. — Они не делают жесткого ценового потолка, не комфортного для участников рынка, а предлагают как бы комфортный потолок, с тем чтобы рынок перестроился менее болезненно».
По словам Громова, сейчас дизельное топливо торгуется с премией к мировой цене на нефть (на профессиональном языке ее называют «крэк-спредом») примерно в $38. Премия выросла почти в два раза по сравнению со средними многолетними значениями из-за ожиданий участниками рынка дефицита нефтепродуктов после сокращения российского экспорта. «И здесь легко проследить логику ценового потолка на российский дизель и сопутствующие нефтепродукты в размере $100 долларов за баррель, — отмечает он. — У нас есть потолок цен на российскую нефть в $60 за баррель, добавляем «крэк-спред» в $38 на премиальные продукты и получаем $98 за баррель, то есть такую планку, которая, по сути, фиксирует текущее положение дел. Такие же расчеты можно применить и к нефтепродуктам, которые торгуются с дисконтом к нефти».
Цены нефтепродуктов могут снизиться
Сам эффект от введения ценового потолка в $100 за баррель на легкие дистилляты и $45 на мазут и другие тяжелые дистилляты может привести к снижению цен на российские нефтепродукты не более чем на 10% относительно цен, по которым они экспортировались в Европу в конце января, полагает Блохин из Альфа-банка. Но с учетом того, что сейчас дешевеет эталонная нефть Brent, которая торгуется на уровне $80 за баррель, цены на нефтепродукты тоже могут снизиться, говорит он. «Таким образом, реальная рыночная стоимость российских нефтепродуктов сможет сравняться с уровнями ценовых потолков, — говорит эксперт. — Кроме того, в попытке сбыта уходящих из Европы нефтепродуктов российским производителям, возможно, придется снижать цены, как это произошло с нефтью после введения эмбарго и ценового потолка. Цены могут снизиться и значительно больше чем на 10%, из-за ограничения объемов экспорта, конкуренции и борьбы за рынки сбыта».
Одним из способов восстановления объемов экспорта нефтепродуктов могут быть так называемые свопы, говорит Громов из Института энергетики и финансов. «Мы можем поставлять наши нефтепродукты в Индию в большем объеме, чем ей нужно, естественно, с дисконтом, — отмечает он. — Индии это экономически выгодно. Она часть нефтепродуктов, которые были запланированы для внутреннего потребления, может перенаправить на европейский рынок. Благодаря такой схеме мы сможем быстрее по объемам преодолеть негативные последствия эмбарго. Но это вопрос переговоров, которые займут определенное время, возможно, четыре-шесть месяцев, и в этот период в России будет наблюдаться сокращение и экспорта, и выработки нефтепродуктов».
И эмбарго, и потолок цен будут сказываться на нефтепродуктах так же, как аналогичные меры сказались на российской нефти, отмечает Громов. Объемы экспорта будут восстанавливаться быстрее, чем цены, полагает он. «Главной причиной, как и в случае с нефтью, будет изменение логистики поставок, — говорит эксперт. — Если логистические расходы на поставки нефти в Европу составляли $1,5 за баррель нефти, то в Индию они уже составляют $8-9 за баррель. То же самое, видимо, будет с нефтепродуктами, если мы их будем постепенно перенаправлять с европейских рынков. Часть объемов может быть перенаправлена в страны Ближнего Востока и в Турцию, которые также их смогут перепродавать через свопы или через какие-то иные схемы. Там расстояния короче, чем до Индии, и логистика дешевле».
Кто в плюсе
Если смотреть на эмбарго и потолки глазами западных стран, то их основная идея очень прагматична: они не хотят, чтобы российская нефть и нефтепродукты уходили с мировых рынков, их главная задача — снизить доходы российского бюджета, отмечает Громов. «По нефти мы это уже видим: экспорт восстановился до рекордных значений лета прошлого года, но доходы от него уменьшились, — говорит эксперт. — Эти санкции, к сожалению для нас, на данный момент работают. Поэтому я уверен, что европейцы будут поддерживать систему свопов с той же Индией и закупать больше индийских нефтепродуктов, закрывая глаза на поставки в Индию российских нефтепродуктов, лишь бы та смогла бы восполнять выпадающие объемы».
Громов считает, что Европа будет забирать больше нефтепродуктов в первую очередь из стран Ближнего востока и Индии, какую-то поддержку ей в пределах своих возможностей окажут США. «Это перераспределение в мировой торговле не будет оптимальным, — отмечает эксперт. — И в первую очередь не оптимальным для России — мы будем терять в доходности от наших нефтепродуктов. Европа будет получать нефтепродукты из Индии, которые с учетом транспортного плеча будут поставляться по более высоким ценам, чем из России. В выигрыше окажутся США, которые смогут увеличить экспорт нефти и дизельного топлива, и Индия. Также в определенном выигрыше будут страны Персидского залива, у которых никогда не было особых проблем с тем, куда направить нефтепродукты, а теперь у них появятся дополнительные возможности».
Вы можете опубликовать понравившийся материал нашего сайта у себя в блоге, на форуме или сайте. Достаточно скопировать код или нажать на кнопку
«скопировать в буфер». После этого достаточно вставить код из буфера обмена в свой проект в нужное место.
5 февраля вступило в силу эмбарго на импорт по морю российских нефтепродуктов, установлены предельные цены на них при перевозке в третьи страны. Как стороны подготовились к этим ограничениям и какими могут быть последствия для разных игроков, разбирался Forbes Страны «Большой семерки» (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Италия и... Читать дальше