Новости строительства и недвижимости, строительных и отделочных материалов. Лента строительных новостей.
В данном разделе представлены самые свежие последние новости рынка недвижимости (новостройки, загородное и коттеджное строительство, рынок земли), новости строительства (снос, строительство, новые технологии, новые строительные и отделочные материалы и их применение), новости ипотеки, ипотечного кредитования жилья. Представлена строительная информация, пресс релизы и строительные новости по: планируемым и строящимся объектам недвижимости ( новостройки ) Москвы, других регионов России. Новостная лента рассказывает о новых интересных проектах в строительстве домов, инвестиционных проектах и инвестициях в жилую, коммерческую недвижимость. Дает представление о участвующих в этих проектах заказчиках, застройщиках, ген. подрядчиках, инвесторах. Мониторинг цен на квартиры, дома, офисы, торговые центры другую коммерческую недвижимость, также является одной из задач новостей строительства и недвижимости. Анонсируется информация по новым маркетинговым исследованиям, бизнес планам, обзорам и другой аналитике в области строительства, строительных и отделочных материалов, недвижимости, ипотеки. Купить данные информационные массивы можно по т. +7 (926) 535-50-61 , Написать письмо
Столица Кубани стала лидером рейтинга Forbes лучших городов для ведения бизнеса. Краснодар — один из самых быстрорастущих городов страны, с 2003 года его население увеличилось почти в два раза, и, вопреки расхожим представлениям, прирастает он не
К морю на выходные
«У нас и в России» — такое противопоставление, подчеркивающее особый характер территории, можно услышать в Приморье, на Кавказе, в Калининградской области. Так говорят и на Кубани. Даже соседи из Ростовской области, Ставрополья, таких же аграрных регионов считают жителей Краснодарского края особенными.
«В Сибири люди более открытые, широкие, а здесь... есть что-то кулацкое. Хитрые куркули», — это сравнение корреспондент Forbes услышал от человека, переехавшего в кубанскую станицу из Томска. Южный климат, богатая земля, дававшая возможность хорошо заработать на личных хозяйствах даже в советское время, помноженные на казачьи традиции, действительно создали особый менталитет. «Все это, наверное, еще имеет место в сельской части края, но к среднестатистическому жителю многоквартирного дома города Краснодара определение «кубаноид» давно неприменимо, — говорит экономист, профессор Кубанского государственного аграрного университета, сооснователь сообщества предпринимателей Юга России «Клуб КубА» Александр Полиди. — В том числе и потому, что заметная часть населения Краснодара — приезжие».
Статус города-миллионника кубанская столица получила в 2018 году. Сегодня, по данным Росстата, в самом Краснодаре числятся 1,12 млн жителей, в Краснодарской агломерации (город с шестью соседними муниципальными образованиями) — 1,72 млн. Впрочем, жители Краснодара уверены, что фактически в городе постоянно пребывают около 2 млн. В 2003 году в Краснодаре проживали всего 646 000 человек — за 20 лет его население выросло почти вдвое. «Краснодар — самый быстрорастущий город России за последние 15 лет и один из самых быстрорастущих в Европе, — говорит Александр Полиди. — А что, как не рост, считать главным мерилом успеха города? И по торговым площадям еще в 2018 году Краснодар в России уступал только Москве. Обогнал даже Прагу и Вену».
По данным консалтинговой компании MACON, в 2022 году в Краснодарском крае сдано 2,6 млн кв. м жилья. Объем строительства на начало апреля 2023 года достиг 8,5 млн кв. м, что на 10% больше аналогичного периода 2022 года. Краснодарский край вышел на второе место в стране по объему многоквартирного строительства, он проигрывает лишь Москве, где строится в 1,8 раза больше. Не только по объемам, но и по темпам строительства край обгоняет Московскую область и Санкт-Петербург. При этом более 70% от строительства в регионе приходится непосредственно на город Краснодар. «Уже только этого достаточно для бурного экономического развития — в строительстве каждый вложенный рубль дает огромный мультипликативный эффект», — считает Полиди.
По мнению директора краснодарского застройщика ГК «Инсити» Андрея Шадрина, ни один город в России не рос еще такими темпами. «На рынке девелопмента мы уже более 10 лет. За время работы нам удалось построить около 40 объектов жилой недвижимости, а это более 1 млн кв. м. В итоге почти 16 000 краснодарских семей отметили новоселье, — рассказывает он. — Эти показатели обусловлены исключительно приростом населения».
Не обходится и без проблем. По словам Александра Полиди, в городе сейчас немало обманутых дольщиков и более 40 проблемных недостроенных объектов разных застройщиков.
Многоэтажные жилые комплексы, чередующиеся с кварталами частного сектора, — фирменное отличие кубанской столицы от других городов-миллионников (Фото Алины Десятниченко для Forbes)
Считается, что большинство уезжающих с Севера пенсионеров выбирают для тихой старости именно Краснодарский край. «Есть такой миф, что деньги в Краснодар приехали с пожилыми нефтяниками, — рассказывает Александр Полиди. — На самом деле в 2018 году компания Ernst & Young в процессе подготовки проекта развития Краснодара установила, что основная масса переселяющихся в город — экономически активное население 35+». По наблюдениям Владислава Варлашина, владельца краснодарских клубов сети Orange Fitness, переехавшие в край за теплым морем обретают его не в Сочи, а в региональной столице. «Непосредственно на побережье мало работы, не в сезон там делать нечего. Образование для детей, медицина — все это тоже в Краснодаре. Поэтому жизни непосредственно у моря предпочитают возможность съездить к морю на уик-энд», — комментирует он.
Показное потребление
Сергей Костин переехал в Краснодар из Республики Алтай в 2016 году в возрасте 30 лет. «Горно-Алтайск возможности роста не дает — искал город для самореализации, — объясняет он свое решение корреспонденту Forbes. — В Москве меня напрягали расстояния, концентрация людей. Выбирал между Екатеринбургом, Новосибирском и Калининградом. Случайно по приглашению друга приехал в Краснодар и остался». Сергей занимается организацией и проведением торжеств. Уверяет, что для заработка в этой индустрии город идеален. «Можно сказать, что краснодарский рынок ивентов по качеству спроса соизмерим с московским, — говорит он. — Люди здесь любят отдыхать, причем, учитывая южную специфику, «дорого-бахато». Спрос на праздники очень высок. Спрос настолько платежеспособный, что даже московские агентства работают на краснодарском рынке ивентов. Правда, сейчас, после закрытия аэропорта, им это делать сложнее. С кадрами проблем нет — в Краснодаре достаточно хороших специалистов, от видеооператоров до артистов любых жанров».
А вот гастарбайтеров из Средней Азии в Краснодаре не видно. Трудно предположить, чтобы такой богатый и растущий город не нуждается в подсобных рабочих, дворниках, продавцах, строителях. «Нет, ни с каким отношением к чужакам это не связано, — говорит Владислав Варлашин. — Гастарбайтеры работают только на некоторых стройках. А все остальные потребности рынка труда закрываются внутренней миграцией — такой необходимости в иностранцах, как в Москве, здесь нет».
По наблюдениям Александра Полиди, Краснодар часто оказывается хорошим трамплином и для карьеры, и для бизнеса. «В Москву едут делать крупный бизнес, политическую карьеру. Для некоторых деятелей искусства возможность раскрыться появляется лишь в столице, где есть необходимое многообразие смыслов, — комментирует он. — В остальных случаях проще вырасти в Краснодаре. А потом уже ехать в Москву. Если, конечно, захочется. Многие приезжают из Сибири сначала в Краснодар, доходят до какого-то уровня. И уже отсюда их забирают в Москву на высокую должность. Сразу отправившись «покорять Москву», такого успеха они могли бы и не добиться».
На одном из заседаний бизнес-клуба «КубА» присутствовали 42 человека, вспоминает Владислав Варлашин, после проведения спонтанного опроса выяснилось, что только двое из них родились в Краснодарском крае.
Андрей Матюха, поработав в ресторанах США, вернулся в родной Краснодар. С 2009 года был шефом в чужом ресторане, а в 2014 году запустил собственный — «The Печь». По словам Матюхи, ресторан открылся за рекордные 33 дня. В заведение было вложено 4 млн рублей, которые вернулись уже через полгода. Нынешний оборот «The Печь» с 45 посадочными местами — 140 млн рублей в год. Рентабельность — 19%. В 2016 году Матюха открыл в городе еще один ресторан — «Угли-Угли». «Ресторан в Москве — это умение попасть во вкус половины народов мира. Для этого необходимо там какое-то время пожить, — рассказывает ресторатор. — А на юге вкусы и коренных жителей, и приезжих мне понятны. Плюс здесь тепло — самый длинный ресторанный сезон. И продуктовый сезон тоже — только 20% продуктов привозные, а остальные местные. Это большое преимущество перед той же столицей, которая снабжается продуктами с юга, импортом. У нас тут логистика дешевле».
Есть и своя краснодарская специфика. «Тут несколько показное потребление, — рассказывает Андрей Матюха. — Если в Москве это уже частично прошло, то тут красивой жизнью еще не наелись. Людям хочется не просто поужинать в ресторане, а потратить много денег. Могут за вечер оставить 50 000–80 000 рублей со стола или при чеке 20 000 рублей дать на чай 10 000 рублей. После пандемии в городе сильно просел средний сегмент, зато вырос премиальный. И «Угли-Угли» я в ближайшее время переведу в премиум».
Klerk.ru — самый популярный в России информационный портал для бухгалтеров. Как рассказал корреспонденту Forbes его основатель Борис Мальцев, в месяц у ресурса сейчас 6 млн уникальных посетителей, а доходы: 6 млн рублей от рекламы и 15 млн рублей от консультаций и программ онлайн-обучения. Большинство пользователей не догадываются, что существующий с 2001 года портал до сих пор управляется из Краснодара. Борис Мальцев сам 10 лет работал в Краснодаре главным бухгалтером, проект создавал отчасти как помощь самому себе. «До 2014 года работали вообще без офиса в Краснодаре, айтишники были на удаленке. А редакцию, наполняющую сайт статьями, сразу создал в Москве — в Краснодаре журналистов соответствующего уровня не было», — рассказывает он. В компании рассматривали переезд в Москву, но, поработав в столице полгода в 2015-м, предприниматель понял, что не может жить без солнца. Сейчас редакция продолжает работать в Москве, а весь бэк-офис, 150 человек, включая разработчиков, рекламный отдел, организаторов обучения и айтишников, — в Краснодаре. «Если б жил в Москве, был бы в тусовке стартаперов и инвесторов и, скорее всего, давно продал бы проект, как многие в свое время сделали. Просто не смог бы отказаться от предложения кого-то из онлайн-монстров, — признается Борис Мальцев. — А так живу в Краснодаре, меня никто не знает, не соблазняет выйти из любимого дела». По его словам, около 60% сотрудников краснодарского офиса Klerk.ru — приезжие из других регионов. «Сюда за морем и солнцем переезжает много айтишников, — говорит Мальцев. — А потому компании часто головной офис держат в Москве, а отдел разработки — в Краснодаре. Например, портал бронирования отелей и квартир tvil.ru так работает».
Смазка для бизнеса
О краснодарской коррупции, как и о разгуле криминала, ходят легенды. Не забыта банда из Кущевки, история с «золотой судьей» Хахалевой, устроившей дочери грандиозную свадьбу с выступлениями звезд первой величины. В рейтинге регионов по уровню коррупции, составленном Генпрокуратурой России в 2021 году, Краснодарский край занял шестое место (первая пятерка: Москва, Татарстан, Ставрополье, Московская область, Башкирия). С тем, что кумовства в Краснодаре больше, чем в иных местах, соглашаются и приезжие, и местные. «Допускаю, что взятки тут берут чаще, чем в той же Москве, но для сиюминутного развития бизнеса это зачастую полезно, — признается один из собеседников Forbes. — Это же хорошо, когда абсурдность бюрократии можно быстро преодолеть посильной мздой, не терять время и силы на бессмысленный официальный путь. В Краснодаре на этой смазке мы едем лучше, чем в Москве». По наблюдению другого местного бизнесмена, в его сфере уровень откатов с контракта в Москве составляет около 20%, а в Краснодаре всего 10%.
Визитная карточка нынешнего Краснодара — постоянные пробки на дорогах. Город, получивший когда-то прозвище «большая станица» из-за обилия частных домов, 15 лет назад начал активно застраиваться многоэтажками. Массовая точечная застройка шла без учета нагрузки на социальную и транспортную инфраструктуры. «Тогдашнее руководство региона в обмен на обеспечение олимпийских нацпроектов в Сочи получило определенный карт-бланш — свободу действий во всех остальных сферах. В частности, федеральная власть не вмешивалась в то, что и как строят в Краснодаре, — комментирует Александр Полиди. — С одной стороны, в плане градостроения мы сейчас расхлебываем созданные тогда проблемы, а с другой — именно тот строительный бум стал заделом нынешнего экономического подъема. И в части накопления капитала, и в плане создания жилья для нового активного населения».
С 2016 года и до пандемии улица Красная, главная в городе, в выходные становилась пешеходной. На променад буквально выходил весь город. Сейчас по вечерам тоже все заполнено. Почти на всех участках улицы протяженностью 5 км рестораны, кофейни, клубы: появление нового общественного пространства дало мощный импульс малому бизнесу. Другое общественное место, уже ставшее символом Краснодара, тоже в некотором роде центр притяжения предпринимателей. Речь о парке Галицкого. В 2016 году на деньги основателя сети магазинов «Магнит» краснодарца Сергея Галицкого в городе был построен современный стадион «Краснодар». А рядом с ним на 22,7 га в 2017 году Галицкий открыл городской парк, вложив в него 5,4 млрд рублей. Раньше на этом месте был цветочный рынок и разворотное кольцо троллейбусов. А сейчас тут пальмы и кипарисы, разбиты газоны и бьют фонтаны. Парк производит впечатление даже на москвичей, а краснодарцами все это воспринимается как нечто невероятное. Согласно городской легенде, ежедневно в 9 утра Сергей Галицкий сам прогуливается по территории, проверяя, все ли в порядке.
А вот бизнес в парк не пустили, и любые попытки проникнуть на территорию с частными услугами пресекаются охраной. Поэтому приходится мелким предпринимателям зарабатывать рядом. Фотографиями с африканцем, завернутым в российский триколор, например, или прокатом электрических самокатов и скутеров.
Кроме парка Галицкого, улицы Красной да пары торговых центров, современных общественных пространств в городе нет. Их создание — одно из направлений дальнейшего развития Краснодара. Около года назад в самом центре города из огромного здания бывшего доходного дома 1912 года постройки выехала находившаяся в нем с 1930-х годов швейная фабрика. Как рассказал Forbes Александр Кравченко, руководитель строительной компании «Команда Кравченко», после реконструкции в этих стенах появится креативный кластер. «Это будет первое на Юге России пространство уровня московских «Депо» и «Флакона», — объясняет он. — Стильные офисы, как у Google, библиотеки, лекторий, пространство для прогулок во дворе. На первых этажах будут магазины и рестораны». «Команда Кравченко» в проекте выполняет функции подрядчика и, возможно, после реконструкции станет управляющей компанией. Инвестора Александр Кравченко не называет, заметив только, что вложения в проект составят около 700–800 млн рублей без учета затрат на покупку здания и соседних территорий.
«По официальным данным Минспорта РФ, 53% населения страны занимается спортом. Не знаю, какие занятия под этим подразумеваются. А регулярно в спортивные залы, фитнес в среднем по стране ходит около 3–5%. Так вот в Краснодаре эта доля реально выше — 11%», — рассказывает Владислав Варлашин. У него в Краснодаре три клуба Orange Fitness, по 6000 кв. м каждый, в них продано 14 000 абонементов. «Потребность высокая — постоянно расширяюсь», — говорит Варлашин. Он показывает паркинг перед клубом на Кубанской набережной. Бизнесмен собирается убрать под землю автопарковки, а сверху построить вторую очередь клуба. Земля в его собственности, по градостроительному плану относится к спортивным сооружениям, но власти разрешения на строительство не дают.
«После той самой безудержной застройки сегодня губернатор внимательно следит, запрещает любое строительство в парковых зонах города. А рядом с парковкой — парк. Парковка к нему не относится, а, наоборот, является частью фитнеса. Но чиновники второго уровня на всякий случай перестраховываются», — описывает краснодарские реалии предприниматель.
И Варлашин, и Полиди уверены, что экономический потенциал города далеко не исчерпан. «Точек роста много. Это и уже упомянутый внутренний запрос на общественные пространства, где можно потратить деньги. Или, например, ежегодно через город на побережье проезжают 11–14 млн туристов, — говорит Александр Полиди. — Если построить новые парки развлечений, организовать фестивали и задержать в городе хотя бы 5 млн человек, которые потратят лишь по 20 000 рублей, то это уже 100 млрд рублей в год».
Хорошие перспективы остаются у строительства. Что делать с центром, в котором современные дома соседствуют с целыми улицами частного сектора, никто не знает. Пока его назвали «историческим центром» и оставили в покое — новые микрорайоны со всей социальной инфраструктурой строятся на окраинах. Но однажды строители вернутся на этот Клондайк, и на фоне реновации бизнес в городе получит очередной виток развития. Лишь бы в стране не иссякли любители солнца.
Вы можете опубликовать понравившийся материал нашего сайта у себя в блоге, на форуме или сайте. Достаточно скопировать код или нажать на кнопку
«скопировать в буфер». После этого достаточно вставить код из буфера обмена в свой проект в нужное место.
Столица Кубани стала лидером рейтинга Forbes лучших городов для ведения бизнеса. Краснодар — один из самых быстрорастущих городов страны, с 2003 года его население увеличилось почти в два раза, и, вопреки расхожим представлениям, прирастает он не К морю на выходные «У нас и в России» — такое противопоставление, подчеркивающее особый характер... Читать дальше