Новости строительства и недвижимости, строительных и отделочных материалов. Лента строительных новостей.
В данном разделе представлены самые свежие последние новости рынка недвижимости (новостройки, загородное и коттеджное строительство, рынок земли), новости строительства (снос, строительство, новые технологии, новые строительные и отделочные материалы и их применение), новости ипотеки, ипотечного кредитования жилья. Представлена строительная информация, пресс релизы и строительные новости по: планируемым и строящимся объектам недвижимости ( новостройки ) Москвы, других регионов России. Новостная лента рассказывает о новых интересных проектах в строительстве домов, инвестиционных проектах и инвестициях в жилую, коммерческую недвижимость. Дает представление о участвующих в этих проектах заказчиках, застройщиках, ген. подрядчиках, инвесторах. Мониторинг цен на квартиры, дома, офисы, торговые центры другую коммерческую недвижимость, также является одной из задач новостей строительства и недвижимости. Анонсируется информация по новым маркетинговым исследованиям, бизнес планам, обзорам и другой аналитике в области строительства, строительных и отделочных материалов, недвижимости, ипотеки. Купить данные информационные массивы можно по т. +7 (926) 535-50-61 , Написать письмо
С начала «специальной военной операции» 11 аэропортов на российском юге и в Нечерноземье остаются закрытыми. Не работают их рестораны и магазины, приносившие арендную плату. Государство перечисляет небольшие субсидии и покрывает расходы на обслуживание военных бортов. Как выживают авиапредприятия, оставшиеся без выручки от обслуживания рейсов отечественных и зарубежных гражданских перевозчиков
Пустующие аэропорты
Утром 24 февраля 2022 года вокруг симферопольского аэропорта было необычайно пусто: ни такси, ни автобусов, ожидающих прилета пассажиров. Почти безлюдно было и внутри. Тем не менее тех, у кого были билеты на этот день, но кто почему-то не увидел рассылку от авиакомпаний об отмене рейсов, в аэровокзал пускали. На стойках пассажиров ждали неприятные новости: например, компания Nordwind предлагала перенести вылет с 24 февраля на период со 2 марта по 26 апреля или вернуть деньги за билет. С другими маршрутами тоже было сложно. На городском железнодорожном вокзале стояла огромная очередь, хотя билеты на этот день были распроданы.
То же развитие событий наблюдалось с утра 24 февраля в аэропорту Сочи и на железнодорожных вокзалах как в Сочи, так и в близлежащем Адлере. За такси до Москвы, обычно стоящее от 50 000 рублей до 80 000 рублей за поездку, запрашивали до 120 000 рублей. Всего перестали работать 11 аэропортов.
В то утро президент Владимир Путин объявил о начале «специальной военной операции»*. Тогда же Росавиация закрыла до 2 марта аэропорты Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Ростова-на-Дону, Симферополя, Ставрополя и Элисты. К вечеру регулятор исключил из этого списка Ставрополь и добавил аэропорт Липецка. Росавиация предложила российским авиаперевозчикам организовать альтернативные маршруты по России: тех, кто собирался лететь из или в Брянск, Воронеж, Белгород, Курск и Липецк, рекомендовалось доставить в московские аэропорты. Направлявшихся из или в Симферополь, Геленджик, Анапу и Краснодар — в открывшийся в тот же день аэропорт Сочи. Следующих в Ростов-на-Дону и Элисту — в аэропорт Волгограда. Ростуризм извещал на своем сайте, что «в регионах России, где временно приостановлена работа аэропортов, находится около 150 000 туристов, и основная их часть — в Крыму и в Краснодарском крае» (сейчас эта страница ведомства недоступна).
Министерство транспорта вечером 24 февраля заявило, что скопления пассажиров в 11 аэропортах не допущено и ситуация «полностью нормализовалась». Кроме того, «для полной нормализации авиасообщения принято решение создать на базе аэропорта Сочи временный хаб» для перелетов по стране и за рубеж. РЖД сформировали семь дополнительных составов, чтобы перевезти пассажиров закрытых аэропортов Краснодарского края. Отправлялись эти поезда с вокзалов Краснодара, Адлера, Новороссийска и Анапы.
Ожидалось, что на юге России небо будет закрыто недолго. В первую неделю Росавиация объявила, что аэропорты не будут работать до 5 марта, затем — до 8 марта. Далее оповещения о продлении запрета полетов повторялись каждую неделю до 30 декабря 2022 года. После этого регулятор прекратил их публикацию.
Государство помогло
Прошло чуть больше месяца после начала «спецоперации» и правительство решило поддержать закрытые аэропорты субсидиями. 6 апреля министр транспорта Виталий Савельев заявил, что «аэропорты, которые сегодня вынужденно закрыты, получат субсидии со стороны правительства, президентом эта субсидия поддержана, для того чтобы они могли восстановить те потери, которые получили».
С 16 мая по 6 июня все 11 закрытых аэропортов подали в Росавиацию заявки на получение субсидий из резервного фонда правительства, к 20 июня ведомство их рассмотрело, и в июле все эти аэропорты свои гранты получили. Как объясняли в Росавиации, эта господдержка выделялась «на частичное возмещение операционных расходов в период введения режима временного ограничения полетов, в первую очередь на оплату труда персонала».
Больше всего было выделено Симферополю — 436 млн рублей, Ростову-на-Дону — 297 млн рублей, Краснодару — 259 млн рублей, Анапе — 112 млн рублей, Воронежу — 73 млн рублей, Геленджику — 33 млн рублей. Аэропортам Черноземья досталось меньше: белгородскому — 43 млн рублей, брянскому — 14 млн рублей, липецкому — 12 млн рублей, элистинскому — 10 млн рублей, курскому — 4 млн рублей. Всего 1,3 млрд рублей, как и планировало правительство.
Однако к августу стало понятно, что простой аэропортов затягивается, и было решено выделить еще 1,8 млрд рублей, а затем еще около 2,5 млрд рублей. В октябре 2022 года глава правительства Михаил Мишустин объявил о выделении дополнительной поддержки аэропортам в размере 2 млрд рублей. Всего за 2022 год закрытые аэропорты получили от государства примерно 7,5 млрд рублей. За май — сентябрь 2023 года из резервного фонда правительства им дважды выделялись субсидии на компенсацию операционных расходов и процентов по кредитам: 2,5 млрд рублей в мае и 2,6 млрд рублей в сентябре. Итого около 12,5 млрд рублей, которые распределялись примерно в таких же пропорциях, как и первые гранты.
Много это или мало? По итогам 2021 года, когда российские авиакомпании стали выздоравливать от проблем, принесенных ковидом, совокупная выручка аэропортов, обслуживших больше миллиона пассажиров (таких было 32, или 87% всего аэропортового трафика страны), составила 148 млрд рублей, а чистая прибыль — 45 млрд рублей, подсчитали в Ассоциации туроператоров (АТОР). Сколько из этих средств пришлось на 11 закрытых аэропортов, неизвестно.
Олег Пантелеев, исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт», объясняет, что «решения об объеме выделяемых [аэропортам] средств принимаются исходя из фактических затрат, которые несут операторы на поддержание в исправном состоянии аэродромной инфраструктуры и части затрат для сохранения персонала». Естественно, говорит он, от аэропорта к аэропорту эти расходы меняются. «У некоторых операторов — в первую очередь это касается аэропортовых холдингов — есть возможность минимизировать негативные последствия: они совершают маневр персоналом, оперативно перенаправляя из одного аэропорта в другой людей, которые остались без занятости», — говорит эксперт.
В качестве альтернативы Пантелеев приводит аэропорт Симферополя, который не входит в какой-либо холдинг с активами в других регионах. «Конечно, можно перенаправлять людей не только в рамках холдинга, но отправлять на повышение квалификации, в региональные программы занятости, как было в период ковида, — вспоминает директор агентства. — Тогда невостребованных аэропортовых грузчиков отправляли в логистические центры, обслуживающие торговлю, а водителей спецтехники — работать на тех же самых погрузчиках на складах».
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов напоминает, что у аэропортовых компаний, которые не входят в сильные группы вроде «Новапорта» (принадлежит Роману Троценко, №38, $3,2 млрд) или «Аэродинамики» (ранее «Базэл Аэро»), есть еще один источник субсидирования — региональный бюджет. «Но это зависит от области, от ситуации, от возможностей региона, от готовности региона выделять деньги», — говорит Пантелеев.
На голодном пайке
В любом случае с начала 2022 года закрытые аэропорты оказались на голодном пайке и подсчитывали убытки.
По данным «СПАРК-Интерфакс» в 2022 году, например, у аэропорта Анапы группы «Аэродинамика» выручка упала с 2,2 млрд рублей до 190 млн рублей. Прибыльное предприятие (972 млн рублей в 2021 году) ушло в убыток на 184 млн рублей. И так практически по каждой гавани. Крупный аэропорт Симферополя снизил выручку с 9,7 млрд рублей до 0,7 млрд рублей, а прибыль 2021 года 4,2 млрд рублей обернулась в 2022-м убытком 1,8 млрд рублей.
«Работники закрытых аэропортов выведены в простой, — сообщали в группе компаний «Аэродинамика», управляющей закрытыми гаванями Краснодара, Анапы и работающего Сочи. — Небольшая часть сотрудников привлекается для работы в высокий сезон в аэропорт Сочи». За время простоя персоналу выплачивается две трети зарплаты. В группе надеялись, что с августа им разрешат открыть краснодарский аэропорт, так как перевозчики были готовы «в течение недели возобновить регулярные рейсы на внутренних и международных направлениях из Краснодара, используя воздушный коридор через Майкоп и Сочи в облет зоны ограничений». Однако Росавиация в очередной раз продлила запрет работы для всех, в том числе и для Краснодара.
Как рассказывал в одном из интервью Максим Петрухин, генеральный директор «Аэропорта Элиста», входящего в СП «Аэропорты большой страны» «Новапорт Холдинга» и «Аэропортов регионов», в режиме простоя у них находились 69 сотрудников (по данным СПАРК, среднесписочная численность «Аэропорта Элиста» составляет 154 человека). Остальные были заняты тем, что поддерживали в эксплуатационном состоянии технику, здания и аэродром».
Заместитель генерального директора по PR и GR симферопольского аэропорта Игорь Лаптев отметил, что «финансовая поддержка аэропорту помогла не вводить на предприятии режим простоя, полностью сохранить трудовой коллектив — высококвалифицированных специалистов редких для региона специальностей, а инфраструктура, техника и оборудование поддерживаются в постоянной готовности к обслуживанию рейсов сразу после снятия ограничений». Для сохранения квалификации сотрудники постоянно проходят интенсивное обучение и тренировки, говорит топ-менеджер, для них организуются стажировки в других аэропортах. В отсутствие рейсов в аэропорту внедрили отечественную цифровую систему анализа и предоставления данных обо всех бизнес-процессах компании.
Директор по стратегическим коммуникациям УК «Аэропорты регионов» (управляет в том числе закрытым аэропортом «Платов» Ростова-на-Дону, доля в котором принадлежит «Ренове» Виктора Вексельберга, №24, $6,8 млрд) Евгений Красиков сообщил, что «аэропорт «Платов» получает поддержку в соответствии решениями правительства». «Несмотря на ограничение использования воздушного пространства, аэропорт непрерывно поддерживает состояние летной годности и готовности к приему воздушных судов, включая нахождение на рабочих местах персонала дежурных смен аэропорта, присутствие которого необходимо для приема и обслуживания самолетов, — рассказал Красиков. — В аэропорту в полном объеме проводится подготовка к осенне-зимнему периоду, которая включает в себя обучение персонала, подготовку объектов инфраструктуры, спецтранспорта и техники к функционированию в холодное время года». По его словам, за время «действующего ограничения на полеты ни один из сотрудников аэропорта не был сокращен или уволен, всем выплачивается заработная плата в соответствии с Трудовым кодексом».
Сергей Рудаков, генеральный директор «Новапорт Холдинга», управляющего закрытыми аэропортами Белгорода и Воронежа, и Виталий Коренюгин, представитель «Аэродинамики» (ранее «Базэл Аэро»), управляющей гаванями Краснодара, Анапы и Сочи, на вопросы Forbes не ответили.
Вы можете опубликовать понравившийся материал нашего сайта у себя в блоге, на форуме или сайте. Достаточно скопировать код или нажать на кнопку
«скопировать в буфер». После этого достаточно вставить код из буфера обмена в свой проект в нужное место.
С начала «специальной военной операции» 11 аэропортов на российском юге и в Нечерноземье остаются закрытыми. Не работают их рестораны и магазины, приносившие арендную плату. Государство перечисляет небольшие субсидии и покрывает расходы на обслуживание военных бортов. Как выживают авиапредприятия, оставшиеся без выручки от обслуживания рейсов... Читать дальше