Новости строительства и недвижимости, строительных и отделочных материалов. Лента строительных новостей.
В данном разделе представлены самые свежие последние новости рынка недвижимости (новостройки, загородное и коттеджное строительство, рынок земли), новости строительства (снос, строительство, новые технологии, новые строительные и отделочные материалы и их применение), новости ипотеки, ипотечного кредитования жилья. Представлена строительная информация, пресс релизы и строительные новости по: планируемым и строящимся объектам недвижимости ( новостройки ) Москвы, других регионов России. Новостная лента рассказывает о новых интересных проектах в строительстве домов, инвестиционных проектах и инвестициях в жилую, коммерческую недвижимость. Дает представление о участвующих в этих проектах заказчиках, застройщиках, ген. подрядчиках, инвесторах. Мониторинг цен на квартиры, дома, офисы, торговые центры другую коммерческую недвижимость, также является одной из задач новостей строительства и недвижимости. Анонсируется информация по новым маркетинговым исследованиям, бизнес планам, обзорам и другой аналитике в области строительства, строительных и отделочных материалов, недвижимости, ипотеки. Купить данные информационные массивы можно по т. +7 (926) 535-50-61 , Написать письмо
Угольная отрасль переживает кризис из-за падения мировых цен, высокой ставки ЦБ и укрепившегося рубля, и доля убыточных предприятий быстро увеличивается. Правительство России ввело ряд мер поддержки, однако опрошенные Forbes эксперты говорят, что этого недостаточно. По их словам, весь сегмент будет идти на дно, пока не изменится конъюнктура глобального рынка
По данным Росстата, сальдированный убыток угольных компаний России в январе — апреле нынешнего года составил 128,6 млрд рублей против прибыли 14,3 млрд рублей годом ранее. За этот период прибыль угольных предприятий упала на 33,7% год к году, до 51,2 млрд рублей, а убытки выросли в 3,1 раза, до 179,8 млрд рублей. Доля прибыльных компаний угольной отрасли за этот период снизилась до 37,2% с 47,6% годом ранее, убыточных — выросла до 62,8% с 52,4%.
По оценке заместителя директора департамента Минэнерго Дмитрия Лопатина, если не изменится ситуация с низкими ценами на уголь на внешних рынках, укрепившимся рублем и процентными ставками, то сальдированный убыток компаний угольной отрасли за весь год может вырасти до 300–350 млрд рублей.
Премьер Михаил Мишустин подписал постановление «О мерах поддержки организаций угольной отрасли». Ряду компаний предоставляется отсрочка по уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) до 30 ноября включительно. До этой же даты продлеваются сроки уплаты отдельных страховых взносов и задолженностей. По оценке Минфина, объем финансовой поддержки в виде отсрочек может составить порядка 63 млрд рублей. Кроме того, как сообщил Минфин, отдельные компании уже получили индивидуальную помощь — субсидии, отсрочки по кредитам и реструктуризацию задолженностей. В список вошли семь компаний — «Мечел», «Воркутауголь», «СДС-уголь», «Сила Сибири», «Донские угли», «Северный Кузбасс», СУПК, в периметр которых входят 34 шахты и угольных разреза, 16 обогатительных фабрик, а также 20 металлургических, ремонтно-транспортных, вспомогательных и иных производств. Кроме этого, РЖД предоставляет с 1 мая по 31 декабря скидку 12,8% на экспортные перевозки угля в западном и южном направлениях. А министр энергетики России Сергей Цивилев сообщил о снижении стоимости перевалки грузов в портах, что, по его словам, оказало положительное влияние на ситуацию в российской угольной отрасли.
Меры недостаточны
Опрошенные Forbes эксперты считают такую поддержку недостаточной. Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов не исключает, что государству потребуется оказать отрасли другую помощь и продлить уже существующие меры, если ситуация будет ухудшаться.
«Это все лечение симптомов, а не причин болезни, — сказал Forbes партнер по консалтингу NEFT Research Александр Котов. — Мы убеждены, что без изменения фундаментальных факторов, а это прежде всего цена на мировом рынке, проблемы российских угольщиков не исчезнут». По его словам, точечные меры поддержат отрасль на плаву еще несколько месяцев и отсрочат банкротства некоторых предприятий.
Текущие меры пока позволяют говорить о поддержании операционных процессов в угольной отрасли на горизонте до года, согласен эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Андрей Смирнов. По его словам, структурные проблемы (мировые цены, поставки оборудования и некоторые другие) просто не могут быть решены российской стороной в одностороннем порядке.
Все эти меры полезны, но их нужно было применить в начале года, когда цены на высококачественный энергетический уголь в российских южных и дальневосточных портах были в районе $85–90 за тонну, поддерживает Смирнова независимый аналитик Максим Худалов. «Сегодня при ценах в этих же портах в $60 за тонну ситуацию в отрасли не исправить», — считает он.
Скидка маловата
Компенсация 12,8% железнодорожного тарифа на перевозку угля на северо-западном и южном направлениях, как и возврат понижающих коэффициентов на дальность, позволит «срезать» до $7 с тонны и снизить себестоимость, но этот эффект нивелируется азиатским дисконтом, говорит Смирнов из «БКС Мир инвестиций». «Азиатским дисконтом» эксперт называет совокупность факторов, из-за которых закупки российского угля странами региона происходят по сниженным ценам: насыщенность азиатского рынка различными поставщиками и стратегическое партнерство России с Китаем, которое может приводить к «более лояльному подходу в вопросе ценообразования».
Пока скидка на перевозки не способствует росту экспортных отгрузок, констатирует Котов из NEFT Research. «Железнодорожная статистика говорит об обратном: за первое полугодие в западном направлении на экспорт было поставлено 20,4 млн т угля, что примерно на 6,4 млн т меньше, чем годом ранее», — указывает Котов.
Субсидия РЖД никак не помогает везти уголь, полагает независимый эксперт Максим Худалов. «Сортовые энергетические и коксующиеся марки угля продолжают поставляться, а остальные так и не поедут никуда, — сетует он. — Скидка нужна теперь более 30% от тарифа, но РЖД вряд ли может на такое пойти».
РЖД сообщает, что в первой половине 2025 года перевозки каменного угля снизились на 3,6% к январю — июню 2024 года, до 163,1 млн т. «Значительные потери в объемах связаны с непредъявлением грузов по уже согласованным заявкам на перевозку, — говорится в сообщении РЖД. — За первое полугодие в направлении портов северо-запада грузоотправители отказались от погрузки 5,4 млн т угля, в направлении портов юга — 2,1 млн т. По этой же причине на 0,82 млн т недовыполнены параметры соглашения по вывозу угля из Кузбасса на восток».
Отсрочка рулит
Баранов из «Финам Менеджмента» считает, что отсрочка уплаты НДПИ даст угольным компаниям возможность освободить оборотные средства, что, по его мнению, важно в условиях, когда финансовое состояние компаний осложнилось.
«Отсрочка НДПИ и страховых взносов до 1 декабря позволит отрасли высвободить до 100 млрд рублей для обеспечения операционной деятельности», — соглашается Смирнов из «БКС Мир инвестиций». — Это существенно, однако требует стабилизации денежных притоков на горизонте года для последующего погашения отложенной выплаты». Отсрочка уплаты НДПИ сокращает ежемесячные платежи компаний на 10–20%, что позволит им покрыть текущие расходы, такие как зарплаты и логистика, полагает Смирнов. А короткий срок, по его словам, минимизирует потери бюджета до конца года, поскольку речь идет об отсрочке, а не списании, а компаниям дает время на реструктуризацию или увеличение экспорта. «Если цены на уголь вырастут, отсрочка поможет переждать кризис без банкротств», — резюмирует он. А отсрочку при необходимости ее могут продлить, полагает Смирнов.
Скорее всего, отсрочка по НДПИ даст до 5–7% снижения себестоимости угля, но сегодня для продолжения экспорта нужно гораздо более значительное снижение в 30–40%, считает Худалов. По его мнению, срок до конца ноября мог быть установлен, чтобы не менять заложенные в бюджете расчетные налоговые поступления от угольных предприятий в следующем году. При этом Худалов также полагает, что отсрочку могут и продлить.
Стоимость перевалки тоже вносит вклад в рентабельность, говорят эксперты. Оценка снижения стоимости перевалки варьируется до 15%, отмечает Смирнов из «БКС Мир инвестиций». «Снижение издержек делает уголь конкурентоспособнее, однако в первом полугодии экспорт все равно падал из-за низких цен и торговых ограничений, — говорит он. — Эффект положительный, но ограниченный: для заметного восстановления требуется рост глобального спроса». Ставки перевалки в портах и стоимость использования подвижного состава действительно резко снизились, но доходность экспорта это не увеличило, в частности, из-за сильного рубля, согласен Котов из NEFT Research.
Особые адресаты
То, что помощь получили некоторые угольные компании, говорит о том, что их положение наиболее критично, полагает Баранов из «Финам Менеджмента». «Возможно, от их жизнедеятельности зависят много потребителей или они, например, являются градообразующими. Не исключены и другие варианты, — рассуждает он. — Финансовое положение других угледобывающих компаний может быть устойчивее, или им государство может оказать поддержку позднее». Адресная помощь направляется не всем, а лишь стратегическим предприятиям, в том числе экспортерам в Китай и Индию, компаниям с высокой региональной значимостью, например, в Кузбассе или Хакасии, и компаниям на грани банкротства, отмечает Смирнов из «БКС Мир инвестиций». В качестве финансовых критериев, по его словам, избраны доказанная убыточность и высокая долговая нагрузка. Он добавляет, что лидеры отрасли демонстрируют относительную устойчивость благодаря диверсифицированным рынкам сбыта и вертикальной интеграции.
Правительственная подкомиссия по оказанию финансовых мер государственной поддержки отдельным организациям отраслей экономики России рассматривает заявки на оказание помощи в том случае, если речь идет о реальной действующей компании с большим штатом и значимыми объемами добычи в прошлые годы, напоминает независимый эксперт Худалов. Он отмечает, что поддержку получают и лидеры рынка, в частности «Мечел», но о поддержке не просят компании с большой долей поставок угля на внутренний рынок, поскольку их маржинальность намного выше, чем у экспортеров.
Будет плохо
Отрасль останется в кризисе и с убытками, превышающими уровень 2024 года, полагает Смирнов из «БКС Мир инвестиций». «Меры поддержки могут локально стабилизировать ситуацию, но не решить проблемы, — полагает он. — Добыча может упасть на 5–10% без новых рынков». Кризис будет еще как минимум год, полагает Котов из NEFT Research. «Обанкротятся или будут поглощены крупными компаниями мелкие и часть средних угольных предприятий, — говорит он. — Экспорт, скорее всего, будет на уровне 190 млн т или ниже, добыча — 430–440 млн т, пока не вырастут цены на мировом рынке». Добыча угля в России в 2024 году составила порядка 443,5 млн т, увеличившись с 438 млн т в 2023 году, экспорт год к году снизился с 213 млн т до 196,2 млн т.
В 2025 году, полагает Котов, рынок угля останется под давлением из-за замедления мировой экономики и снижения спроса. Однако экстремальные погодные явления — аномальная жара, засуха или перебои в гидрогенерации — способны внести неожиданные коррективы, вызвав кратковременное оживление рынка. Китай и Индия, отмечает он, продолжают увеличивать собственную добычу, тогда как общий спрос остается вялым. По словам Котова, на международной арене российский энергетический уголь сталкивается с конкуренцией со стороны Индонезии, Австралии и ЮАР.
«До 2027 года спрос на уголь останется в пределах ограниченного диапазона, — говорит Котов. — Китай продолжит играть ключевую роль на глобальном рынке, однако замедление экономической активности в стране приведет к снижению потребления угля. Рост импорта в Индию будет терять темп на фоне активного развития собственной добычи. Тем не менее высокий мировой спрос на электроэнергию позволит сохранить долю угля в глобальном энергобалансе на стабильном уровне — в пределах 26–27%, даже несмотря на активное расширение использования возобновляемых источников энергии. При этом ограниченное предложение угля на рынке может способствовать восстановлению цен».
Главная на сегодня проблема российских угольщиков в том, что на постоянный рост рублевых издержек наложилось укрепление рубля, подчеркивает заместитель директора Института проблем естественных монополий Александр Григорьев.
Уголь является одним из важнейших энергоносителей и останется таковым еще не одно десятилетие, полагает Баранов из УК «Финам Менеджмент». «Его можно использовать не только как топливо, но и при производстве других товаров, которые пользуются большим спросом, — говорит он. — Стоит напомнить и о том, что кризис в угольной отрасли не первый, их было уже множество, но отрасль справлялась с ними. На цены может повлиять быстрое наступление холодов осенью, суровая и продолжительная зима, изменение ситуации в металлургии, увеличение объемов производства». Кроме того, имеющиеся в мире торговые противоречия могут привести к изменению логистических маршрутов и смене поставщиков, что также может способствовать увеличению спроса на уголь, добавляет Баранов.
Угольная отрасль России способна продержаться, так как 60% добычи может быть реализовано в России, а некоторые объемы — на внешних рынках за счет более высоких цен на коксующиеся и сортовые угли, считает независимый аналитик Худалов: «Выходом может стать строительство новых, работающих на угле электростанций в российских регионах угледобычи, с тем чтобы производители могли зарабатывать на подаче электроэнергии дата-центрам, теплицам, предприятиям цветной металлургии и машиностроения».
Котов из NEFT Research перечислил меры, которые, по его мнению, могут поддержать отрасль в долгосрочной перспективе. В их числе — возобновление действия понижающих коэффициентов: 0,4 на дальность перевозок и 0,895 для энергетического угля при сохранении скидки РЖД в 12,8% при экспорте угля в направлении северо-западных и южных портов, налоговые каникулы на более длительный период. Приоритет при этом, по мнению Котова, должен быть отдан развитию добычи коксующегося угля и энергетического угля экспортного качества.
При этом эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович считает, что из-за высокой себестоимости добычи энергетического угля в России эта часть сектора обречена на постепенное вымирание. Потребление угля в мире растет, несмотря на планы перехода на более чистую энергетику, но добывается он там, где это экономически выгодно, а в России его дорого и добывать, и перевозить, рассуждает он. «Уголь в мире просто найти, не будет российского — будет другой», — говорит он. По мнению Митраховича, могут выжить лишь угольные компании, у которых достаточно низкая себестоимость добычи, либо те, которые находятся близко к экспортным портам, а также производители коксующегося угля для металлургии. «И тут возникает вопрос о субсидиях, налоговых льготах и прочем, — рассуждает он. — Не очень понятно, стоит ли их предоставлять именно угольным компаниям. Те деньги, которые тратятся на поддержку угля, государство могло бы пустить на что-нибудь еще, в частности на переселение людей из зависящих от угля регионов в другие, где у них может быть больше перспектив. Объективно говоря, даже если бы из российской экономики исчез энергетический уголь, каких-то кардинальных изменений в ней не произошло. Вот если бы исчезла нефть, такие изменения безусловно бы были».
Вы можете опубликовать понравившийся материал нашего сайта у себя в блоге, на форуме или сайте. Достаточно скопировать код или нажать на кнопку
«скопировать в буфер». После этого достаточно вставить код из буфера обмена в свой проект в нужное место.
Угольная отрасль переживает кризис из-за падения мировых цен, высокой ставки ЦБ и укрепившегося рубля, и доля убыточных предприятий быстро увеличивается. Правительство России ввело ряд мер поддержки, однако опрошенные Forbes эксперты говорят, что этого недостаточно. По их словам, весь сегмент будет идти на дно, пока не изменится конъюнктура... Читать дальше