Новости строительства и недвижимости, строительных и отделочных материалов. Лента строительных новостей.
В данном разделе представлены самые свежие последние новости рынка недвижимости (новостройки, загородное и коттеджное строительство, рынок земли), новости строительства (снос, строительство, новые технологии, новые строительные и отделочные материалы и их применение), новости ипотеки, ипотечного кредитования жилья. Представлена строительная информация, пресс релизы и строительные новости по: планируемым и строящимся объектам недвижимости ( новостройки ) Москвы, других регионов России. Новостная лента рассказывает о новых интересных проектах в строительстве домов, инвестиционных проектах и инвестициях в жилую, коммерческую недвижимость. Дает представление о участвующих в этих проектах заказчиках, застройщиках, ген. подрядчиках, инвесторах. Мониторинг цен на квартиры, дома, офисы, торговые центры другую коммерческую недвижимость, также является одной из задач новостей строительства и недвижимости. Анонсируется информация по новым маркетинговым исследованиям, бизнес планам, обзорам и другой аналитике в области строительства, строительных и отделочных материалов, недвижимости, ипотеки. Купить данные информационные массивы можно по т. +7 (926) 535-50-61 , Написать письмо
Россия, являющаяся одним из крупнейших производителей и поставщиков минеральных удобрений на мировые рынки, планирует нарастить их производство к 2030 году почти на треть. Уже сейчас внутренний рынок потребляет только 22% от произведенных в стране удобрений, остальное экспортируется, так что прирост полностью рассчитан на мировой рынок. Спрос на него есть, однако ряд экспертов, с которыми поговорил Forbes, опасаются, что транспортные и перевалочные мощности не справятся с новыми объемами поставок
Консалтинговая компания «Имплемента» опубликовала исследование «Российские минеральные удобрения: в поисках оптимального пути на рынок», в котором говорится, что к 2030 году рост производства ориентированных на экспорт минеральных удобрений в России может составить от 15 до 27 млн т. Основной прирост обеспечат азотное удобрение карбамид (мочевина) и калийное — хлористый калий, уточнил на презентации исследования управляющий директор «Имплементы» Дмитрий Акишин.
Схожие планы ранее озвучивал глава Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Андрей Гурьев: в 2024 году Россия произвела рекордное количество минеральных удобрений — 63 млн т и экспортировала также рекордный объем — 42 млн т. По его прогнозу, до 2030 года выпуск продукции вырастет до 80 млн т, экспорт — до 58 млн т. «По текущим оценкам, достижение этих целей потребует инвестиций в развитие предприятий до 2030 года в масштабе 2 трлн рублей», — уточнили в РАПУ
Внутренний рынок способен потребить не более трети текущего выпуска российских удобрений, и по мере роста производства все более значительные объемы будут уходить на экспорт, комментирует планы ведущий аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал» Василий Данилов. Опрошенные Forbes эксперты полагают, что наращивание объемов производства — вполне реалистичная задача, однако трудности могут возникнуть с экспортом продукции.
Мощности реальные и бумажные
Аналитики рынка удобрений, изучая планы по наращиванию производства, разделили их на реалистичные и «бумажные», то есть на те, реализация которых уже начата, и существующие пока только в виде проектов.
Аналитики «Имплементы» подсчитали, что ближе всего к реализации производства общей мощностью выпуска удобрений 7,7 млн т. К ним относятся ввод второй очереди Усольского калийного комбината «Еврохима», Талицкого ГОКа на подконтрольной «Акрону» «Верхнекамской калийной компании», а также запуск проекта «Еврохим Северо-Запад — 2» общей мощностью предприятий порядка 6,4 млн т удобрений в год. Помимо этого, ряд более мелких проектов суммарной мощностью 1,3 млн т также, вероятно, будет реализован к 2030 году, считают эксперты компании.
По оценкам компании Metals & Mining Intelligence (MMI), с которыми ознакомился Forbes, в России с 2025 по 2030 год запланирован ввод новых мощностей по производству карбамида — на 9,5 млн т в год, хлористого калия — на 7,2 млн т и фосфорных удобрений — на 600 000 т. «Часть проектов пока заявлена только на бумаге, — отмечают эксперты MMI. — Перспектива их реализации, в частности, по азотному направлению во многом будет зависеть от экономической ситуации в стране. По калийному и фосфорному направлениям наиболее вероятна реализация всех заявленных к расширению мощностей».
MMI указывает, что по карбамиду на 2029–2031 годы заявлен запуск Находкинского завода минеральных удобрений (НЗМУ) мощностью в 3 млн т в год, до 2029 года — завода «ОТЭКО» в Краснодарском крае мощностью 2 млн т в год, на 2029 год — завода «Ставролен» компании «Лукойл» в Буденновске мощностью 1,75 млн т в год, на 2030 год — «Воркутинского ГХК» мощностью 1,7 млн т в год, на 2026 год заявлен запуск предприятия «Еврохим Северо-Запад — 2» в Кингисеппе Ленинградской области мощностью 1,4 млн т карбамида в год.
По фосфорному направлению «Фосагро» до 2026 года наметила запуск предприятия по производству 560 000 т диаммонийфосфата в Балакове, а также увеличение переработки апатитового концентрата, основного сырья для производства фосфорных удобрений, на предприятиях компании в Череповце и Волхове на 400 000 т в год. По калийному направлению «Еврохим» предполагает увеличить мощность своего Усольского калийного комбината с 2,9 млн т в 2024 году до 4,7 млн т после запуска второй фазы проекта в 2027 году, предприятия «Еврохим-Волгакалий» — до 1,3 млн т в год при текущей мощности 1,1 млн т. «Акрон» намерен в 2025–2026 годах на принадлежащей ему «Верхнекамской калийной компании» наладить выпуск до 2 млн т хлористого калия в год с перспективой роста производства до 2,6 млн т в год.
Есть кому продать
Собеседники прогнозируют, что российские удобрения без проблем найдут покупателей даже при существенном росте производства. По подсчетам «Имплементы», к 2030 году мировой спрос на удобрения возрастет на 11%, до 227 млн т, а основной вклад в этот рост обеспечат Латинская Америка и Южная Азия. По словам Акишина из «Имплементы», рост населения в мире и развитие сельскохозяйственного производства обеспечивают ежегодную динамику роста в 1−1,5%.
Согласно обзору, подготовленному американской консалтинговой компанией MarketsandMarkets, рынок удобрений развивается под влиянием растущего мирового спроса на продовольствие, сокращения площади пахотных земель, ухудшения качества почв, а также субсидирования использования удобрений, особенно в Индии, Китае и США.
По оценкам РАПУ, предоставленным по запросу Forbes, глобальный спрос на минеральные удобрения к 2030 году вырастет до 220–224 млн т в пересчете на 100% питательных веществ. Преимущественно это произойдет в результате увеличения посевных площадей и интенсификации сельского хозяйства в странах глобального Юга — в Латинской Америке, Южной Азии и Африке.
Однако география спроса может поставить под сомнение темпы его роста. «Представленные «Имплементой» данные можно воспринимать как некий базовый сценарий, который сопоставим с нашими оценками и с индустриальными данными, — говорит партнер «Яков и партнеры» Егор Беспятов. — Зачастую в таких прогнозах могут не учитываться значимые события, оказывающие влияние на всю мировую торговлю». По его словам, ухудшение экономической ситуации может привести к сокращению программ помощи и цен на сырьевые товары — основную экспортную продукцию развивающихся стран. «При этом сельхозпроизводители не смогут переложить растущие затраты на удобрения на потребителей из-за того, что потребители в этих странах и так тратят на питание большую часть своих доходов», — добавляет Беспятов.
Нотки сомнений
Запланированному наращиванию экспорта удобрений может помешать дефицит портовых мощностей, полагают эксперты. В исследовании «Имплементы» приводятся прогнозы, согласно которым российские портовые мощности по перевалке удобрений на западном направлении должны до 2030 года вырасти примерно на треть, до 90 млн т в год, однако их строительство будет происходить неравномерно. Кроме того, рост экспорта может обогнать прирост мощностей, так что к 2030 году сформируется дефицит от 6 млн т до 22 млн т в год в портах Балтийского бассейна, 5 млн т в Азово-Черноморском бассейне, в Арктическом же бассейне ожидается профицит в 4 млн т в год, однако из-за удаленности от производителей он не имеет тяготеющих к нему объемов производства.
Однако другие эксперты полагают, что проблема дефицита портовых мощностей решаема. «Сегодня потребности экспортеров обеспечены мощностями, текущую загрузку которых мы оцениваем на уровне 80–85%», — говорит управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов. По его словам, растущий спрос на перевалку удобрений со стороны экспортеров будет обеспечен в полной мере благодаря строительству новых и модернизации действующих мощностей. «По нашему мнению, экспорт российских минеральных удобрений к 2030 году достигнет 50 млн т благодаря росту спроса на российскую продукцию со стороны Бразилии, Индии, Китая и стран Африки, а загрузка перевалочных мощностей снизится до 60–65%, но по-прежнему останется комфортной для операторов терминалов», — прогнозирует Фролов. Российские компании-производители удобрений достаточно активно расширяют свое присутствие в морской перевалке, добавляет Беспятов из «Яков и партнеры». По его словам, «Еврохим» в течение 2025
–2026 годов завершит первый этап строительства своего терминала в Усть-Луге планируемой мощностью 8 млн т в год, также работы над собственным терминалом в Тамани на Черном море мощностью до 3,5 млн т аммиака и 1,5 млн т карбамида в год ведет «Тольяттиазот».
«Причин для откладывания процесса строительства терминалов не много: перевалка грузов в портах остается прибыльным бизнесом, поэтому отказ от строительства возможен только при существенной переоценке планов компаний по наращиванию экспортных поставок, — считает Беспятов. — Поэтому в контексте портовой инфраструктуры можно сказать, что мяч находится на стороне партнеров (грузоотправителей) и смежной инфраструктуры, то есть железнодорожной сети».
РАПУ отказалась от комментариев по поводу развития портовых мощностей. Не входящая в РАПУ компания «Уралхим», крупнейший в России производитель хлористого калия, сообщила, что у нее есть долгосрочная стратегия развития, в том числе и логистических возможностей вывоза удобрений на экспорт. «С учетом стратегии увеличения производства и в том числе экспорта «Уралхим» не ожидает в ближайшее время проблем с вывозом продукции на экспорт как на Балтике, так и на Черном море», — сообщили Forbes в пресс-службе «Уралхима».
Железнодорожный нюанс
В исследовании «Имплементы» отмечается, что одним из важнейших факторов, определяющих потенциал экспорта российских удобрений, является достаточность и доступность железнодорожной инфраструктуры, по которой удобрения следуют от производства до терминала. Для ее оценки необходимо учесть текущие и прогнозные объемы перевозок всех прочих категорий грузов, обеспечивающих большую часть загрузки железных дорог, включая уголь, нефть и иные грузы.
Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук на презентации исследования «Имплементы» отметил, что планы роста экспорта удобрений к 2030 году выглядят нереалистично. Он напомнил, что по плану развития северо-западных портов прирост объема перевозок всех грузов до 2030 года должен составить 47 млн т, из них удобрений — 14 млн т. При этом, по словам Савчука, отрасль удобрений может повторить «крайне негативный сценарий угольной отрасли», то есть построенные портовые мощности могут значительно превзойти фактическую поставку удобрений.
«На Балтике, если идти по пути развития портовой инфраструктуры без соответствующего развития железнодорожной, мы придем к точно такой же ситуации: когда мы построим порты, то загрузить их будет невозможно, потому что железная дорога должна будет возить еще какие-то грузы», — опасается Савчук. Он также отметил, что существующий проект развития инфраструктуры до 2030 года не может быть реализован из-за дефицита инвестиций. Припортовая инфраструктура портов северо-запада была одним из направлений, подвергнутых сокращению инвестиций, соглашается Беспятов из «Яков и партнеры». «По предварительным данным, затраты на развитие подходов к портам северо-запада планируется сократить с почти 1,2 трлн рублей до примерно 120 млрд рублей в течение следующих пяти лет, — говорит он. — Таким образом, затраты на расшивку железнодорожной инфраструктуры планируется сократить в 10 раз».
«Учитывая анонсированное со стороны РЖД сокращение инвестпрограммы в развитие подходов к портам северо-запада со 1,15 трлн рублей до 115 млрд рублей, а также к портам Азово-Черноморского бассейна с 723 млрд рублей до 165 млрд рублей, по нашему мнению, ряд грузоотправителей может столкнуться с проблемами доставки продукции до экспортных терминалов, — говорит Фролов из Neft Research. — В то же время, учитывая важнейшую роль России на рынке мировых поставок удобрений, российские производители, по нашему мнению, будут иметь приоритет перед более низкодоходными для РЖД грузами».
Есть и другое мнение: старший аналитик компании «Эйлер Аналитические технологии» Никанор Халин не видит значительного риска возникновения дефицита мощностей по перевалке удобрений к 2030 году на Балтийском море с учетом запуска новых проектов. «Сейчас западное направление является наиболее убыточным для угольщиков, — отмечает он. — По мере «расшития» узких мест Восточного полигона объемы угля будут смещаться в наиболее рентабельные для экспорта порты на Дальнем Востоке, что должно высвободить дополнительные навалочные мощности на Балтике, которые могут быть переориентированы для погрузки удобрений». «В настоящее время компания проводит активную работу с портовыми терминалами по перепрофилированию их мощностей на перевалку экспортных грузов, наиболее востребованных на мировом рынке», — сообщили Forbes в пресс-службе РЖД в ответ на запрос о влиянии сокращения инвестиций на планы по наращиванию экспорта удобрений.
Вы можете опубликовать понравившийся материал нашего сайта у себя в блоге, на форуме или сайте. Достаточно скопировать код или нажать на кнопку
«скопировать в буфер». После этого достаточно вставить код из буфера обмена в свой проект в нужное место.
Россия, являющаяся одним из крупнейших производителей и поставщиков минеральных удобрений на мировые рынки, планирует нарастить их производство к 2030 году почти на треть. Уже сейчас внутренний рынок потребляет только 22% от произведенных в стране удобрений, остальное экспортируется, так что прирост полностью рассчитан на мировой рынок. Спрос на... Читать дальше