Строительные нормы и правила СНИП 3.06.07-86 от 1 июля 1987 г. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Часть 2
Тип информации: Дата: Регион: Отрасль: Специализация:
Начало см. .
3.19. Для определения динамических характеристик сооружений следует использовать подвижные, ударные, вибрационные, ветровые и другие нагрузки, способные вызвать появление устойчивых колебаний ( в том числе свободных).
При динамических испытаниях пешеходных мостов возбуждение собственных колебаний конструкций следует производить посредством раскачки, сбрасывания грузов, движения (ходьбы и бега) по мосту отдельных пешеходов или групп их и т.д.
Места приложения возмущающих нагрузок, а также места измерения деформаций следует выбирать с учетом ожидаемых видов и форм колебаний.
При возбуждении колебаний конструкции посредством ударов падающих грузов должны быть приняты меры, предохраняющие конструкцию от местных повреждений: устройство песчаных подушек, распределительного настила.
3.20. Усилия в частях и элементах конструкций от подвижной временной вертикальной нагрузки при динамических испытаниях не должны превышать значений, установленных в п. 3.7.
3.21. При испытаниях автодорожных и городских мостов в необходимых случаях (например, для выявления динамических характеристик сооружения, для оценки влияния неровностей, возможных на проезжей части, и др.) динамическое воздействие подвижной нагрузки может усиливаться применением специальных мер — проездом автомобилей по искусственно созданным неровностям (порожкам).
Возмущающие динамические силы в виде периодически повторяющихся импульсов могут быть созданы посредством проезда двухосного автомобиля по порожкам (доскам, уложенным поперек проезда), удаленным один от другого на расстояния, равные колесной базе автомобиля.
3.22. При динамических испытаниях сооружения временной подвижной нагрузкой заезды следует выполнять с различными скоростями, что позволяет выявить характер работы сооружения в диапазоне возможных скоростей движения нагрузки.
Скорости движения нагрузки во время заездов, а также количество заездов с той или иной скоростью в каждом конкретном случае устанавливаются руководителем работ мостостанции. Рекомендуется выполнять при разных скоростях не менее 10 заездов и повторять отдельные заезды, при которых наблюдается повышенное динамическое воздействие нагрузки.
3.23. Во время динамических испытаний с помощью самопишущих приборов должны быть зарегистрированы общие перемещения сооружения (например, прогибы в середине пролета, смещения концов пролетного строения на подвижных опорных частях), а также в необходимых случаях перемещения и деформации (напряжения) в отдельных элементах сооружения.
ОБКАТКА
3.24. Обкатка мостов производится с целью выявления нормального поведения конструкций под воздействием обращающихся на данной линии или дороге наиболее тяжелых эксплуатационных нагрузок.
Обкатку железнодорожных мостов и мостов под пути метрополитена производят тяжелыми поездами, а обкатку мостов, запроектированных под автомобильную нагрузку АБ, — тяжелыми автомобилями.
При обкатке проводятся визуальные наблюдения за состоянием конструкции, а также могут быть выполнены измерения прогибов в серединах пролетов простейшими средствами (например, нивелированием) .
3.25. Обкатку железнодорожных мостов и мостов под пути метрополитена рекомендуется выполнять посредством челночного движения поезда. Общее количество проездов нагрузки с различными скоростями следует назначать, как правило, не менее 12. Первые два-три проезда следует выполнять с малой скоростью (5—10 км/ч); при необходимости измерений прогибов делаются остановки поезда.
3.26. При обкатке мостов, запроектированных под автомобильные нагрузки АБ и имеющих две или более полос движения, на одну из крайних полос в пределах обкатываемой конструкции устанавливается колонна автомобилей с расстояниями между задними и передними осями соседних автомобилей 10 м. По другой свободной полосе осуществляется движение одиночных автомобилей со скоростью 10-40 км/ч. Количество проездов принимается, как правило, не менее пяти.
После визуального осмотра сооружения колонна автомобилей устанавливается на другую крайнюю полосу, а движение одиночных автомобилей производится по освободившейся полосе.
При обкатке однополосных мостов используется только проезд одиночных автомобилей.
4. ОЦЕНКА СООРУЖЕНИЯ ПО ДАННЫМ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ИСПЫТАНИЙ
4.1. Оценка состояния и работы сооружения должна производиться путем всестороннего анализа данных, полученных при обследовании и испытаниях по всем видам выполненных работ. При этом могут быть использованы рекомендации по анализу и оценке основных результатов обследования и испытаний мостов, изложенные в рекомендуемом приложении 4. Анализ может быть выполнен с использованием методики оценки по категориям неисправностей.
4.2. Полученные при обследовании данные по контрольным измерениям и съемкам сравниваются с допускаемыми отклонениями на изготовление и монтаж конструкций, указанными в СНиП III-43-75, а также сопоставляются с результатами предшествовавших обследований. В случае нарушения допусков и других требований должны быть оценены влияние зафиксированных отклонений на несущую способность и эксплуатационные качества сооружения.
4.3. Обнаруженные при обследовании дефекты и повреждения конструкций следует оценивать с точки зрения их влияния на несущую способность, долговечность и эксплуатационные качества сооружения.
4.4. Определение расчетной грузоподъемности по данным обследований и испытаний мостовых сооружений производится в соответствии с указаниями действующих общесоюзных и ведомственных нормативных документов, перечень которых приводится в справочном приложении 5.
4.5. По материалам проведенных обследований и испытаний, а также по результатам оценки расчетной грузоподъемности сооружения в каждом случае должны разрабатываться меры по обеспечению нормальной и безопасной эксплуатации сооружения.
В зависимости от характера, значимости и распространения обнаруженных дефектов и повреждений могут предусматриваться проведение различных видов ремонтных работ, усиление отдельных элементов, введение ограничений для обращающихся нагрузок (в том числе уменьшение количества рядов или увеличение интервалов между транспортными единицами на автодорожных и городских мостах), ограничение скорости движения транспортных средств и др.
5. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБСЛЕДОВАНИЙ И ИСПЫТАНИЙ
5.1. Результаты обследований и испытаний мостовых сооружений оформляются в виде актов, заключений и отчетов.
Акты по выполненным обследованиям составляются комиссиями, назначенными согласно п. 1.2.
Заключения по результатам обследований и испытаний вновь построенных или реконструированных сооружений составляются мостостанциями при необходимости передачи полученных данных приемочным комиссиям в сжатые сроки. Кроме того, заключения могут составляться мостостанциями по результатам работ локального характера (например, по обследованиям и испытаниям одного или нескольких отдельных элементов сооружения) .
Отчеты о проведенных обследованиях и испытаниях с выводами и предложениями составляются мостостанциями после полной обработки и анализа всех полученных материалов и данных.
5.2. Документы по результатам обследований и испытаний должны содержать:
краткое описание объекта обследования и испытаний;
перечень выполненных работ;
основные результаты работ и их краткий анализ;
выводы о возможности пропуска нагрузок по сооружению;
б) отчеты:
описание конструкций сооружения и необходимые сведения из проектной и другой технической документации по сооружению, использованные для обоснования выводов мостостанции;
краткое описание технологии строительства с указанием имеющихся отступлений, а также дефектов, возникших на стадии строительства;
результаты контрольных измерений и инструментальных съемок;
результаты осмотра сооружения с указанием состояния отдельных его частей и описанием обнаруженных дефектов и повреждений; при большом количестве дефектов и повреждений составляется их ведомость;
результаты испытаний моста (включая сравнение опытных данных с данными, полученными расчетным путем);
выводы о состоянии сооружения и о соответствии его работы расчетным предпосылкам;
рекомендации по устранению обнаруженных дефектов и повреждений;
условия дальнейшей эксплуатации сооружения.
При необходимости проведения повторных обследований и испытаний (в том числе для изучения работы сооружения по истечении некоторого срока эксплуатации) или длительных наблюдений в выводах следует делать соответствующие предложения.
5.3. В отчет необходимо включать чертежи, схемы, фотографии и другие иллюстрационные материалы. Вспомогательные материалы, расчетные таблицы и т.п. следует приводить в приложениях.
В приложениях к отчету рекомендуется также помещать: программу испытаний, выписки из проектной, строительной и эксплуатационной документации, результаты поверочных расчетов, акты и материалы по работам, выполненным с привлечением специализированных организаций, и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
ПРАВИЛА ОХРАНЫ ТРУДА И ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ
ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ И ИСПЫТАНИЯМ МОСТОВ И ТРУБ
1. К выполнению работ по обследованию и испытаниям мостов и труб допускаются работники, прошедшие обучение и проверку знаний, инструктажи по охране труда в соответствии с требованиями СНиП III-4-80 (разд. 1) и ГОСТ 12.0.004-79.
2. До начала полевых работ по обследованию и испытаниям все участвующие в них работники должны быть проинструктированы их руководителями о безопасных методах проведения работ с учетом особенностей данного конкретного объекта и о действиях в случаях обнаружения отклонений от нормальной работы сооружения.
Для выполнения работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования по безопасности труда, ответственному исполнителю работ выдается наряд-допуск на производство работ повышенной опасности согласно требованиям СНиП III-4-80 (разд. 1). Работающие должны быть обучены безопасным методам и приемам ведения таких работ по типовым программам.
3. Для возможности проведения обследования и испытаний (осмотра, инструментальных измерений, установки и снятия приборов и взятия отсчетов по ним) организация, в ведении которой находится сооружение, обязана осуществлять меры, обеспечивающие безопасные условия работы.
4. Контроль выполнения требований охраны труда и техники безопасности сотрудниками мостостанции при проведении полевых работпо обследованию и испытаниям должен осуществлять их руководитель.
5. Работы по обследованию и испытаниям мостов и труб. движение по которым прекращается частично, не должны нарушать безопасность движения транспорта, а организация работ должна обеспечивать безопасность работающих. Разработка необходимых мероприятий по обеспечению безопасности работающих и их осуществление производятся организацией, в ведении которой находится сооружение.
6. При производстве работ по обследованию и испытаниям мостов и труб в случаях наличия на них или вблизи них высоковольтных линий электропередачи (в том числе контактной сети) запрещается приближаться или подносить какие-либо предметы на расстояние менее 2 м к находящимся под напряжением и неогражденным проводам или частям контактной сети. Особенно внимательно за этим необходимо следить при работах с предметами большой длины (штангами, металлическими рулетками, отрезками проволоки и т.д.).
При невозможности соблюдения этого требования линия по согласованию с организацией, в ведении которой она находится, должна быть обесточена.
7. К работе с ручными электрическими машинами при напряжении сети более 42 В могут допускаться только специально проинструктированные работники, знающие безопасные методы работы, меры защиты при работе с электрическим током и приемы оказания первой помощи при поражении им.
8. Работа с лебедками, домкратами и другими специальными приспособлениями при проведении обследований и испытаний должна производиться под руководством работника, отвечающего за безопасное производство работ и имеющего соответствующую квалификацию и опыт.
9. Одновременное проведение работ в двух или более ярусах по одной вертикали может быть разрешено только при принятии мер обеспечения безопасности работающих внизу.
11. Работа людей со льда допускается при его толщине не менее
15 см (без учета толщины снежного покрова) и расстоянии до кромки льда не менее 5 м.
12. На мостах через реки шириной более 100 м (по урезу меженных вод) руководитель работ мостостанций обязан до начала обследования проверить наличие спасательных средств. На воде должны находиться подготовленные плавсредства.
13. Работу на вновь антисептированных мостах, а также работу с клеями из полимерных составляющих следует производить в резиновых перчатках. При попадании антисептика или клея на открытые части тела их необходимо немедленно обильно смыть водой. По окончании работ необходимо вымыть теплой водой с мылом открытые части тела (руки, лицо).
14. Работники мостостанций, выезжающие на объекты обследований и испытаний, должны быть снабжены аптечкой с набором необходимых медикаментов и средств оказания первой помощи.
15. Работники мостостанций, участвующие в работах на объектах обследований и испытаний, должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и предохранительными приспособлениями) согласно типовым отраслевым нормам и ГОСТ 12.4.011—75. Работы следует выполнять в тщательно заправленной одежде, не имеющей порванных мест, свисающих пол и концов, в нескользкой обуви.
16. При работе на объектах в зимних условиях должны приниматься меры по обеспечению возможности периодического обогрева работающих.
17. Подмости и смотровые ходы, расположенные над землей, водой или конструкцией на расстоянии 1 м и более, должны быть ограждены перилами.
18. Подъем и спуск людей на подмости разрешается только по надежно закрепленным лестницам. Лестницы должны устанавливаться с уклоном, не превышающим 60°. Запрещается установка лестниц на различных подкладках.
19. При обследовании сооружений, особенно в стесненных условиях (между балками, в коробах, на ригелях опор и т.п.), все работающие должны быть предельно внимательны, чтобы не удариться о конструктивные элементы или о выступающие из них штыри, остатки опалубки и т.д. Не следует делать резких движений и перемещаться бегом.
20. При остукивании заклепок, зашлакованных сварных швов, поржавевших металлических элементов, поверхности бетона следует, как правило, пользоваться защитными очками или козырьками.
21. При производстве работ на объекте сотрудники мостостанций должны иметь защитные каски, а при работе на проезжей части сооружений, находящихся в эксплуатации, обязаны надевать сигнальные жилеты оранжевого цвета.
22. При обследовании сооружений, не полностью законченных строительством, необходимо соблюдать особую осторожность в связи с возможностью возникновения повышенной опасности.
23. При работах на старых деревянных сооружениях и настилах следует соблюдать особую осторожность в связи с тем, что в них могут быть элементы, утратившие прочность вследствие загнивания, элементы с нарушенными прикреплениями и т.п.
24. На время испытаний подходы к автодорожным и городским мостам должны быть ограждены в соответствии с требованиями действующих правил дорожного движения.
25. Во время проведения испытаний нахождение на сооружении и под ним не занятых в испытаниях людей запрещается.
Работники, непосредственно участвующие в испытаниях, должны находиться на своих рабочих местах: сотрудники мостостанции — в местах, указанных руководителем работ мостостанции; водители транспортных средств, загружающих конструкцию, — в кабинах транспортных средств; другие работники (например, составители поездов, дежурные электрики и т.п.) — в местах, указанных их непосредственными руководителями.
26. При проведении вибрационных испытаний запрещается приближаться к незащищенным эксцентрикам работающей вибромашины на расстояние менее 1,5 м.
27. Припроведении испытаний ударной нагрузкой запрещается приближаться к намеченному месту падения груза на расстояние менее 3 м.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, ТРЕБОВАНИЯМИ КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ
ПРИ КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА МАТЕРИАЛОВ
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ
1. Отбор проб, заготовок и образцов
7564—73 Сталь. Общие правила отбора проб, заготовок
(СТСЭВ2859—81) и образцов механических и технологических
испытаний
7565—81 Чугун, сталь и сплавы. Метод отбора проб для
(СТ СЭВ 466—77) химического состава
2. Методика испытаний
1497—84 Металлы. Методы испытания на растяжение
11150—84 Металлы. Методы испытаний на растяжение
при пониженных температурах
12004—81 Сталь арматурная. Методы испытаний на
растяжение
7268—82 Сталь. Метод определения склонности к
(СТ СЭВ 1957—79) механическому старению по испытанию на
ударный изгиб
9454—78 Металлы. Метод испытания на ударный изгиб
(СТ СЭВ 472—77, при пониженной, комнатной и повышенной
СТ СЭВ 473—77) температурах
6996—66 Сварные соединения. Методы определения
СТ СЭВ 3524—82)
9012—59 Металлы. Методы испытаний. Измерение
3. Неразрушающие методы контроля
22761—77 Металлы и сплавы. Метод измерения твердости
по Бринеллю переносными твердомерами
статического действия
23273—78 Металлы и сплавы. Измерение твердости
методом упругого отскока бойка (по Шору)
12503—75 Сталь. Методы ультразвукового контроля.
Общие требования
14782—76 Контроль неразрушающий. Швы сварные.
(СТ СЭВ 2857-81) Методы ультразвуковые
22368—77 Контроль неразрушающий. Классификация
дефектности стыковых сварных швов по
результатам ультразвукового контроля
7512—82 Контроль неразрушающий. Соединения
сварные. Радиографический метод
23055—78 Контроль неразрушающий. Сварка металлов
плавлением. Классификация сварных
соединений по результатам радиографического
контроля
20415—82 Контроль неразрушающий. Методы
акустические. Общие положения
23240—78 Конструкции сварные. Метод оценки
хладостойкости по реакции на ожог сварочной
дугой
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ
1. Методика испытаний
10180—78 Бетоны. Методы определения прочности на
(СТ СЭВ 3978—83) сжатие и растяжение
22783—77 Бетоны. Метод ускоренного определения
прочности на сжатие
12730.0—78 Бетоны. Общие требования к методам
определения плотности, влажности,
водопоглощения, пористости и
водонепроницаемости
12730.1—78 Бетоны. Методы определения плотности
12730.2—78 Бетоны. Метод определения влажности
10060—76 Бетоны. Методы определения морозостойкости
21243—75 Бетоны. Определение прочности методом
2. Неразрушающие методы контроля
18105.0—80 Бетоны. Правила контроля прочности
18105.1—80 Бетоны. Правила контроля прочности на сжатие
для сборных конструкций
18105.2—80 Бетоны. Правила контроля прочности на сжатие
для монолитных конструкций
17624—78 Бетоны. Ультразвуковой метод определения
прочности
22690.0—77 Бетон тяжелый. Общие требования к методам
определения прочности без разрушения приборами
механического действия
22690.1—77 Бетон тяжелый. Методы определения прочности по
отскоку и пластической деформации
22690.2—77 Бетон тяжелый. Методы определения прочности
22690.3—77 Бетон тяжелый. Методы определения прочности
отрывом
22690.4—77 Бетон тяжелый. Методы определения прочности
скалыванием ребра конструкции
Продолжение см. |