Мебельный интерьер эпохи классицизма
Тип информации: Дата: Регион: Отрасль: Специализация:
Эпоха классицизма (восемнадцатое столетие) является «золотым веком» мебельного искусства. Для классицизма свойственно обращение к наследию античности. Мебельный интерьер содержит архитектурных элементов меньше, нежели в эпоху ренессанса, а также мебель не выглядит такой «литой», как мебель эпохи рококо. Украшений тоже становится меньше – предметы мебели уже не обладают той пышностью, как в период барокко. Благодаря возвращению членения мебельного интерьера согласно архитектурным формам, предметы мебели приобретают более строгий и рациональный вид.
Место на поверхности предметов мебели опять отдано маркетри, аппликации и инкрустации бронзовыми пластинами.
Мебель в стиле "луисэз"
Во Франции классицизм по времени совпал с период правления Людовика шестнадцатого. Формированию новых вкусов на мебельный интерьер способствовали также находки зданий античных построек -раскопки города Помпеи.
Для мебели в стиле «луисэз» характерны письменные столы, женские письменные шкафчики, комоды с уже практически полностью гладкими плоскостями – в числе украшений остались лишь структурные ребра. Карнизные членения приобретают схожесть с античными прототипами. Древнегреческие элементы возвращаются и в орнаментику мебельного интерьера:
- тесьма,
- розетка,
- цветочный венок,
- меандр.
Зачастую встречается позолоченная лакировка по бело-розовой окраске, красивые консольные столики, изысканно отделанные комоды, ширмы, письменные столики. Предметы мебели для сидения покрывались позолотой, неглубокой резьбой, лакировкой по белой окраске. В качестве обивки служили гобелены, расшитые цветами шелк и иная ткань.
Чаще всего из сортов древесины использовали красное дерево (применяли в виде шпона), также для отделки мебельных интерьеров применяли:
- тую,
- черное дерево,
- палисандр,
- розовое дерево.
С приходом к власти императора Наполеона стиль «луисэз» преобразовался в стиль ампир.
Английский классицизм
Стилистика английского классицизма также была ориентирована на образцы античности. Наиболее известным в Англии художником-краснодеревщиком эпохи классицизма Робертом Адамом была выпущена книга, в которой он рекомендовал использовать для украшения мебели орнаменты, найденные при раскопках Помпеи.
Мебельный интерьер Адама характеризует:
- чистота контуров,
- простота,
- сужение книзу ножек,
- слабое профилирование.
Его кресла и стулья отличаются легкостью, ажурностью, овальной формой спинки. В тот же период помимо Адама творили Шератон (работал в манере истинного строгого классицизма) и Хеппельвайт (развивал французскую традицию).
И по сей день творения Хеппельвайта считают одним из наиболее красивых творений английского мебельного искусства. Их мебельный интерьер отличается:
- элегантностью,
- умеренностью декорирования,
- тонкостью отделки.
Наиболее излюбленным Хеппельвайтом элементом оформления стульев является тройное овальное переплетение. Им также было создано большое количество разновидностей «ушастых» кресел. Его шкафам свойственна функциональность членения, простота отделки и наличие английских (внутренних) ящиков.
Мебельный интерьер книжных шкафов
Мебельный интерьер эпохи классицизмаВ мебельном интерьере книжных шкафов характерным приемом оформления было использование различных по своей форме геометрических членений дверок. Чаще всего поверхность мебели обшивали шпоном красного дерева, порой со вставками дерева атласного.
Шератон главным образом известен тем, что создавал строгую и функциональную мебель. В мебельное искусство он ввел предельно простые и конструктивные формы. Имя шератона связывают с самыми первыми образцами многофункциональных предметов мебели. И по сей день мебель этого творца вовсе не кажется устаревшей.
При изготовлении мебели в отделке наряду со шпоном красного дерева использовались и иные сорта, к примеру, атласное дерево, которое являлось наиболее характерным для применения в тот период.
Источник информации: | | |