| Новый закон о дольщиках не учитывает очень важные моменты
Тип информации: Дата: Регион: Отрасль: Специализация:
Около года назад, в июле 2010 года Мособлдумой был принят закон N?84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области. О пробелах и недочетах нового закона рассказывает адвокат Олег Сухов, ведущий юрист «Первого Столичного Юридического Центра»: 1.1 Статья 1 рассматриваемого нормативного акта, содержащая предмет отношений, регулируемых законом, определяет очень узкий круг лиц, которые имеют право на защиту, а именно, под регулирование рассматриваемого акта подпадают лишь физические лица – граждане, которые заключили с проблемным застройщиком договор участия в долевом строительстве и зарегистрировали его надлежащим образом в Росреестре. Все иные дольщики, которые хотя и вложили свои денежные средства в строительство новостроек, однако, вступили в отношение с застройщиком не на основании договора участия в долевом строительстве, согласно ФЗ-214 (например, по незарегистрированному договору участия в долевом строительстве, договору долевого участия, предварительному договору, договору соинвестирования, иному договору), под защиту данного нормативного акта не подпадают. Таким образом, если учесть, что в настоящее время менее 20% застройщиков оформляли с дольщиками договоры на основании ФЗ-214 «Об участии в строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости …», то большая часть обманутых дольщиков не может рассчитывать на защиту. 1.2 К числу обманутых дольщиков закон относит только граждан, и не относит организации – юридические лица, кроме того, проблемным объектом считается только многоквартирный дом, а малоэтажное и коттеджное строительство, которое особенно развито именно в Московской области, под регулирование закона не подпадает. И что еще удивительнее и не соответствует практическому и здравому смыслу. Надо заметить, что в Московской области (и не только) строительные компании сначала собирают с дольщиков денежные средства? и начинают строительство, а затем оформляют необходимые документы. В результате, большинство дольщиков опять оказываются вне рамок? защиты рассматриваемым законом. Какие поправки необходимо внести, чтобы закон заработал 2.1 Статью 1 рассматриваемого закона стоит изложить в редакции, в соответствии с которой действие данного нормативного акта должно распространяться на любые правоотношения, в соответствии с которыми застройщик получил от дольщика денежные средства или иное материальное обеспечение, в том числе ценные бумаги, за реализуемое жилое/нежилое помещение на стадии строительства, независимо от формы и содержания договора, заключенного между сторонами. 2.2 В качестве проблемного объекта необходимо определить не только многоквартирный дом, но и иной объект недвижимости, независимости от этажности, целью возведения которого является реализация гражданам для их проживания. При этом не должно иметь никакого значения, были ли у застройщика на момент получения денежных средств от дольщиков документы на земельный участок, где ведется строительство, или нет. Значения должен иметь сам факт заключения договора между дольщиком и застройщиком, и факт оплаты денежных средств последнему.? 2.3 Дольщиками необходимо признавать не только граждан, но и? юридических лиц, передавших денежные средства или ценные бумаги взамен жилого или нежилого помещения по договору, направленному на приобретение недвижимости.? 2.4В качестве договора, по которому возникают отношения, регулируемые рассматриваемым Законом, должен приниматься любой договор, ориентированный на приобретение недвижимости, заключенный между застройщиком и дольщиком, смысл которого? сводится к получению покупателем жилого или нежилого помещения после завершения строительства дома.? Кроме того, в рамках рассматриваемого закона органам местной власти не стоит ограничиваться лишь наблюдением и сбором информации о проблемном строительстве, но и предусмотреть правомочия органов местной власти при неисполнении застройщиком своих обязательств.? Городские власти должны получить право в? одностороннем порядке расторгать инвестиционный договор на строительство, с сохранением прав дольщиков на приобретенные ими помещения.?? 2.6В случае определения нового застройщика права обманутых дольщиков на получение оплаченной им недвижимости сохраняются без каких-либо ущемлений, и ни новый Застройщик, ни местные органы власти не вправе требовать от дольщика доплат за завершение строительства проблемного объекта.? 2.7Также очень важным с практической точки зрения является поправка, согласно которой в случае выявления у застройщика признаков банкротства и введения процедуры банкротства – конкурсного производства, с целью устранения возможной утраты дольщиками имущества, путем реализации его через конкурсную массу, орган местного самоуправления, обязуется сообщить о существующем реестре дольщиков в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, и конкурсному управляющему. Подводя итог всему вышеизложенному, замечу, что рассматриваемый закон не направлен на пресечение или разрешение проблемы возникновения недостроенных объектов и обманутых дольщиков, его целью, как мне кажется, является пустая, не нужная работа органов власти Московской области и местных администраций по наблюдению за возникающими и происходящими проблемами в области долевого строительства, а также накоплению информации и ее переработки. Однако для каких действительных целей такая информация органами областной власти должна собираться, и как это поможет обманутым дольщикам, сам закон не указывает.
Источник информации: | | | |