В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N 23, ст. 2522; N 48, ст. 5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32, ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597; N 17, ст. 1897; N 23, ст. 2719; N 38, ст. 4309; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119; N 18 (часть II), ст. 2249; N 33, ст. 4086; 2010, N 9, ст. 960; N 13, ст. 1514; N 25, ст. 3169; N 26, ст. 3350; N 30, ст. 4096), Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791; 2005, N 1 (часть II), ст. 130; N 43, ст. 4401; N 47, ст. 4930; N 51, ст. 5526; 2006, N 23, ст. 2522; N 36, ст. 3835; N 37, ст. 3876; 2007, N 1 (часть II), ст. 282; N 14, ст. 1687; N 16, ст. 1909; 2008, N 2, ст. 84; N 25, ст. 2989; N 27, ст. 3285; 2009, N 8, ст. 980; N 8, ст. 981; N 8, ст. 982; N 12, ст. 1429; N 25, ст. 3073; N 26, ст. 3188; N 32, ст. 4040; N 38, ст. 4479; N 38, ст. 4494; N 52 (часть I), ст. 6575; 2010, N 12, ст. 1333; N 15, ст. 1808; N 21, ст. 2610; N 23, ст. 2837), а также решением Правления ФСТ России (протокол от 31 августа 2010 года N 55-э) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии с применением метода доходности инвестированного капитала, согласно приложению N 1.
2. Внести в Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденные Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 года N 231-э (зарегистрировано Минюстом России 7 июля 2008 года, регистрационный N 11931), изменения и дополнения согласно приложению N 2.
3. Настоящий Приказ вступает в силу в установленном порядке.
Руководитель
Федеральной службы по тарифам
С.НОВИКОВ
Приложение N 1
к Приказу
Федеральной службы по тарифам
от 1 сентября 2010 г. N 221-э/8
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ТАРИФОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ
ПО ПЕРЕДАЧЕ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ, С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА
ДОХОДНОСТИ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала (далее - методические указания), разработаны в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 16, ст. 1316; 1999, N 7, ст. 880; 2003, N 2, ст. 158; N 13, ст. 1180; N 28, ст. 2894; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (часть I), ст. 37; N 49, ст. 5125; N 52 (часть I), ст. 5597; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; N 45, ст. 5427; 2008, N 52 (часть I), ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 52 (часть I), ст. 6450; N 2010; N 31, ст. 4206), Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 31, ст. 4206), Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (далее - Правила регулирования), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 9, ст. 791; 2005, N 1 (часть II), ст. 130; N 43, ст. 4401; N 47, ст. 4930; N 51, ст. 5526; 2006, N 23, ст. 2522; N 36, ст. 3835; N 37, ст. 3876; 2007, N 1 (часть II), ст. 282; N 14, ст. 1687; N 16, ст. 1909; 2008, N 2, ст. 84; N 25, ст. 2989; N 27, ст. 3285; 2009, N 8, ст. 980; N 8, ст. 981; N 8, ст. 982; N 12, ст. 1429; N 25, ст. 3073; N 26, ст. 3188; N 32, ст. 4040; N 38, ст. 4479; N 38, ст. 4494; N 52 (часть I), ст. 6575; 2010, N 12, ст. 1333; N 15, ст. 1808; N 21, ст. 2610; N 23, ст. 2837).
2. Методические указания предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующие органы), а также организациями, оказывающими услуги по передаче тепловой энергии (далее - регулируемые организации), для расчета тарифов методом доходности инвестированного капитала.
3. Методические указания определяют порядок формирования необходимой валовой выручки регулируемых организаций, принимаемой к расчету при установлении тарифов, и включают в себя правила расчета нормы доходности инвестированного капитала, правила определения стоимости активов и размера инвестированного капитала и ведения их учета и правила определения долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов.
4. Расчет тарифов регулируемых организаций производится исходя из необходимой валовой выручки, установленной согласно методическим указаниям, в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (зарегистрировано Минюстом России 20 октября 2004 года, регистрационный N 6076) с изменениями, внесенными Приказами ФСТ России от 23.11.2004 N 193-э/11 (зарегистрировано Минюстом России 16 декабря 2004 года, регистрационный N 6191), от 14.12.2004 N 289-э/15 (зарегистрировано Минюстом России 21 декабря 2004 года, регистрационный N 6213), от 28.11.2006 N 318-э/15 (зарегистрировано Минюстом России 8 декабря 2006 года, регистрационный N 8574), от 30.01.2007 N 14-э/14 (зарегистрировано Минюстом России 6 марта 2007 года, регистрационный N 9041), от 31.07.2007 N 138-э/6 (зарегистрировано Минюстом России 20 августа 2007 года, регистрационный N 10030), от 23.11.2007 N 385-э/1 (зарегистрировано Минюстом России 29 ноября 2007 года, регистрационный N 10578), от 21.10.2008 N 209-э/1 (зарегистрировано Минюстом России 6 ноября 2008 года, регистрационный N 12580), от 22.12.2009 N 469-э/8 (зарегистрировано Минюстом России 29 января 2010 года, регистрационный N 16132), от 31.12.2009 N 558-э/1 (зарегистрировано Минюстом России 9 февраля 2010 года, регистрационный N 16345).
5. Тарифы по методу доходности инвестированного капитала устанавливаются на долгосрочный период регулирования (далее - долгосрочные тарифы), отдельно на каждый финансовый год в течение этого периода. В течение долгосрочного периода регулирования ежегодно тарифы, установленные на очередной финансовый год, корректируются в порядке, предусмотренном методическими указаниями.
6. Понятия, используемые в настоящих методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральном законе от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в Основах ценообразования.
II. Необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов
7. При расчете тарифов методом доходности инвестированного капитала необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов, определяется в следующей последовательности.
Перед началом долгосрочного периода регулирования устанавливаются долгосрочные параметры регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются и к которым относятся:
1) базовый уровень операционных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;
2) индекс эффективности операционных расходов, устанавливаемый регулирующими органами;
3) размер инвестированного капитала, установленный при переходе к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала;
4) чистый оборотный капитал, устанавливаемый регулирующими органами;
5) норма доходности инвестированного капитала, устанавливаемая регулирующими органами в соответствии с разделом III настоящих методических указаний, включая норму доходности на капитал, инвестированный до перехода к установлению тарифов методом доходности инвестированного капитала;
6) срок возврата инвестированного капитала, определяемый в соответствии с настоящими методическими указаниями;
7) уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг), устанавливаемый и применяемый в соответствии с Основами ценообразования.
Также на долгосрочный период определяются и в течение этого периода не пересматриваются следующие параметры регулирования:
1) коэффициент эластичности расходов по количеству активов, определяемый настоящими методическими указаниями;
2) изменение необходимой валовой выручки, производимое в целях сглаживания роста тарифов, устанавливаемое регулирующими органами.
Определяемый на долгосрочный период объем потерь тепловой энергии пересматривается в течение указанного долгосрочного периода только по основаниям, предусмотренным пунктом 19 настоящих методических указаний.
Перед началом долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов:
1) индекс потребительских цен, индекс роста цен на электрическую энергию (мощность) в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;
2) количество активов, определяемое регулирующими органами;
3) расходы, включаемые в необходимую валовую выручку в фактическом объеме (неподконтрольные расходы), определяемые регулирующими органами;
4) стоимость и сроки начала строительства (реконструкции) и ввода в эксплуатацию объектов, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации, источники финансирования утвержденной инвестиционной программы, включая плату за подключение к системе теплоснабжения;
6) полезный отпуск тепловой энергии, определяемый регулирующими органами;
7) стоимость потерь тепловой энергии, определяемая регулирующими органами с учетом пункта 19 настоящих методических указаний.
На основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования.
В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов. При осуществлении корректировки также учитываются:
1) изменение доходности долгосрочных государственных обязательств;
2) изменение состава активов регулируемой организации, произошедшее в том числе в результате покупки или продажи активов;
3) выбытия активов до установленного срока их использования;
4) исполнения утвержденных инвестиционных программ.
Величина корректировки, учитываемая в очередном году долгосрочного периода регулирования, рассчитывается как разница между товарной выручкой регулируемой организации за прошедший год и необходимой валовой выручкой, установленной на прошедший год, с учетом ее корректировки на отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов.
Необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов в очередном году долгосрочного периода регулирования, рассчитывается как сумма необходимой валовой выручки, установленной на очередной год долгосрочного периода регулирования, и величины корректировки, рассчитанной по итогам года, предшествовавшего текущему году.
2.1. Расходы, связанные с оказанием услуг по передаче тепловой энергии
10. Расходы, связанные с оказанием услуг по передаче тепловой энергии, определяются перед началом долгосрочного периода регулирования
13. Коэффициент эластичности операционных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, на первый долгосрочный период регулирования устанавливается равным 0,75.
14. Индекс изменения количества активов применяется при установлении тарифов с целью учета зависимости операционных расходов от количества активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности.
15. При установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий.
При установлении базового уровня операционных расходов учитываются расходы, связанные с поддержанием (повышением) установленного уровня надежности и качества оказываемых услуг, за исключением расходов, включенных в состав инвестиций, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой.
16. При расчете базового уровня операционных расходов, связанных с оказанием услуг по передаче тепловой энергии, учитываются следующие статьи затрат:
1) сырье и материалы, определяемые в соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования;
2) ремонт основных средств, определяемый на основе пункта 26 Основ ценообразования;
3) оплата труда, определяемая в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования;
4) прочие расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу налога на прибыль организаций, в соответствии с Основами ценообразования.
В операционные расходы не включаются амортизация производственного оборудования, расходы на обслуживание заемных средств, расходы на аренду имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, в том числе расходы на приобретение энергетических ресурсов (в том числе на оплату потерь тепловой энергии) и воды, лизинговые платежи, а также расходы по коллективным договорам и прочие расходы, осуществляемые из прибыли организаций в соответствии с Основами ценообразования.
17. Индекс эффективности операционных расходов устанавливается в пределах от 1% до 2,5% в соответствии с правилами определения долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов. При установлении индекса эффективности операционных расходов учитываются мероприятия по повышению эффективности деятельности регулируемой организации, предусмотренные утвержденной инвестиционной программой.
18. В необходимую валовую выручку включаются неподконтрольные расходы, определяемые регулирующим органом (за исключением тех, которые были учтены в составе операционных расходов с учетом пункта 16 настоящих методических указаний), в том числе:
1) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, рассчитанные исходя из размера тарифов, установленных в отношении товаров и услуг указанных организаций;
2) расходы на аренду имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности (в отношении тех видов активов, которые учитываются при определении размера инвестированного капитала), концессионные платежи;
3) налог на прибыль и другие обязательные платежи и сборы;
4) расходы по сомнительным долгам в соответствии с Основами ценообразования;
5) дополнительные расходы (доходы), связанные с изменением законодательства и (или) изменением состава активов регулируемой организации, необходимых для осуществления регулируемой деятельности (в том числе при получении (сдаче) имущества в аренду), не учтенные при установлении базового уровня операционных расходов.
19. В случае если по данным, представленным регулируемой организацией, более чем 70% фактического объема отпуска тепловой энергии потребителям, обслуживаемым регулируемой организацией, определялось по показаниям приборов учета в предыдущем отчетном периоде (далее - базовый год), то в необходимую валовую выручку такой организации на последующие годы включаются расходы на оплату фактического объема потерь, определенного в базовом году, с применением к нему определяемых регулирующими органами темпов снижения, соответствующих утвержденной инвестиционной программе регулируемой организации.
Доля фактического объема отпуска тепловой энергии потребителям по показаниям приборов учета (далее - доля отпуска) определяется как отношение объема потребления по актам фактического потребления, выставленным регулируемой организацией по показаниям приборов учета, и общего объема потребления, определяемого путем сложения объемов потребления по актам фактического потребления, выставленным регулируемой организацией по показаниям приборов учета, и расчетных объемов потребления, применяемых в случае отсутствия приборов учета тепловой энергии. Фактический объем потерь рассчитывается как разность отпуска тепловой энергии в сеть и фактического объема отпуска тепловой энергии потребителям по показаниям приборов учета, деленного на долю отпуска.
Если по данным, представленным регулируемой организацией, не более чем 70% фактического объема отпуска тепловой энергии потребителям, обслуживаемым регулируемой организацией, определялось по показаниям приборов учета, то в необходимую валовую выручку такой организации включаются расходы на оплату нормативных технологических потерь.
При отсутствии нормативных технологических потерь, установленных на долгосрочный период регулирования, для каждого последующего года долгосрочного периода регулирования учитывается объем нормативных технологических потерь, установленный для первого года долгосрочного периода регулирования. При этом объемы потерь, учтенные в тарифах, пересчитываются в случае отклонения фактического значения ИКА и (или) фактического объема отпуска тепловой энергии потребителям от планового значения более чем на 10%. Пересчет осуществляется путем применения для каждого оставшегося года долгосрочного периода регулирования норматива потерь, с учетом соответствующего изменения состава активов и (или) отпуска тепловой энергии потребителям.
2.2. Экономия операционных расходов и экономия от снижения потребления энергетических ресурсов и воды
20. Экономия операционных расходов возникает в случае, если фактические операционные расходы за прошедший финансовый год выросли на меньшую величину, чем это было предусмотрено регулирующими органами. При достижении экономии операционных расходов необходимая валовая выручка не пересматривается, что обеспечивает регулируемой организации получение выгоды от экономии операционных расходов до конца долгосрочного периода регулирования. Для сохранения за регулируемой организацией выгоды от экономии расходов на протяжении пяти лет после ее достижения необходимая валовая выручка, устанавливаемая на очередной долгосрочный период регулирования, увеличивается на величину экономии операционных расходов, которая в течение долгосрочного периода регулирования индексируется на изменение потребительских цен в соответствии с настоящими методическими указаниями. Аналогичным образом при расчете тарифов на очередной долгосрочный период регулирования учитывается экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, и воды, определяемая в соответствии с пунктом 22 настоящих методических указаний.
Регулирующие органы рассчитывают экономию операционных расходов и экономию от снижения потребления энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, и воды ежегодно, до установления тарифов на очередной период регулирования.