ГОСТ 1451-77 от 24 марта 1977 г. № 719 КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЁМНЫЕ. НАГРУЗКА ВЕТРОВАЯ Часть 1.
Тип информации: Дата: Регион: Отрасль: Специализация:
РАЗРАБОТАН
Всесоюзным научно-исследовательским и проектно-конструкторским институтом подъемно-транспортного машиностроения, погрузочно-разгрузочного складского оборудования и контейнеров (ВНИИПТМАШ)
Центральным аэрогидродинамическим институтом им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ)
Всесоюзным научно-исследовательским институтом строительного и дорожного машиностроения (ВНИИстройдормаш)
ВНЕСЕН Министерством тяжелого и транспортного машиностроения
ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Всесоюзным научно-исследовательским институтом по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ)
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 24 марта 1977 г. № 719
Настоящий стандарт распространяется на грузоподъемные краны, эксплуатируемые на открытом воздухе, и устанавливает нормы и метод определения ветровой нагрузки, действующей на краны в их нерабочем и рабочем состояниях.
Стандарт не распространяется на судовые и плавучие краны.
1.1. Ветровая нагрузка на кран в нерабочем состоянии должна быть учтена при расчете металлических конструкций, механизмов поворота, передвижения крана и тележки, механизма изменения вылета стрелы, осей и валов ходовых колес, противоугонных устройств и собственной устойчивости крана.
За ветровую нагрузку на кран в нерабочем состоянии принимается предельная ветровая нагрузка, на которую должны быть рассчитаны элементы крана.
1.2. Ветровая нагрузка на кран в рабочем состоянии должна быть учтена при расчете металлических конструкций и механизмов, тормозов, при определении мощности двигателей, собственной и грузовой устойчивости крана.
За ветровую нагрузку на кран в рабочем состоянии принимается предельная ветровая нагрузка, при которой обеспечивается эксплуатация крана с номинальным грузом.
1.3. Ветровая нагрузка на кран должна быть определена как сумма статической и динамической составляющих.
Статическая составляющая, соответствующая установившейся скорости ветра, должна быть учтена во всех случаях.
Динамическая составляющая, вызываемая пульсацией скорости ветра, должна быть учтена только при расчете на прочность металлических конструкций и при проверке устойчивости кранов против опрокидывания.
2.1. Распределенную ветровую нагрузку р на единицу расчетной площади элемента конструкции или груза в данной зоне высоты следует определять по формуле
p = qkcn, (1)
где q - динамическое давление ветра, принимаемое в соответствии с табл. 2 и 3;
k - коэффициент, учитывающий изменение динамического давления по высоте, принимаемый по табл. 1;
с - коэффициент аэродинамической силы, принимаемый по рекомендуемому приложению 1 или данным аэродинамических исследований с учетом указаний п. 6.3. В зависимости от направления аэродинамической силы в приложении 1 данный коэффициент обозначается через сх, су, сn, сt;
п - коэффициент перегрузки, принимаемый по пп. 5.3 и 6.4.
2.2. Динамическое давление ветра q связано с плотностью воздуха r и его скоростью v формулой
(2)
где r = 1,225 кг/м3;
v -скорость ветра, направленная параллельно поверхности земли, м/c.
2.3. Статическую составляющую ветровой нагрузки F, действующей на элемент конструкции или на груз, следует определять по формуле
F = pA, (3)
где А - расчетная площадь элемента или груза, принимаемая по рекомендуемым приложениям 1 и 2 с учетом указаний п. 6.3.
3.1. Динамическую составляющую ветровой нагрузки на строительные башенные краны следует определять по ГОСТ 13994-75, в остальных случаях - по нормам проектирования кранов данного типа.
4.1. Значение коэффициента k, учитывающего изменение динамического давления в зависимости от высоты расположения от поверхности земли данного элемента конструкции в нерабочем и рабочем состояниях крана, следует определять по табл. 1.
Таблица 1
|
10
|
20
|
40
|
60
|
100
|
200
|
350 и выше
|
k
|
1,00
|
1,25
|
1,55
|
1,75
|
2,10
|
2,60
|
3,10
|
Примечание. При установке кранов в городах, включая окраины, в лесных массивах и других местностях, покрытых препятствиями высотой более 10 м, допускается снижать значение коэффициента k в пределах высоты: до 20 м - на 30%; 20-60 м - на 15%; 60-100 м - на 10%.
4.2. Для промежуточных высот значения k допускается определять линейной интерполяцией данных, табл. 1. В пределах отдельных зон конструкции, при высоте каждой зоны не более 10 м, значение коэффициента k допускается принимать постоянным.
4.3. Значение коэффициента k для тросовых оттяжек и канатов полиспастов допускается принимать постоянным и определять для уровня, соответствующего точке, расположенной на расстоянии 1/3 их длины от верхней точки их крепления к элементу крана.
Продолжение см. |