Тел. +7(926)535-50-61
Вход:
Поиск:
Рассылки:
На главную Написать письмо Добавить в избранное
Мы в: 
 
Компания Рестко. Перейти на главную страницу

 Главная  Рейтинги  Услуги  Сервисы  Расценки  Полезные разделы  Визитки  Инфотека  Партнерство  Форум  Тендеры  Реклама 
Вся информацияСтатьиОбзорыПресс релизыНормативные актыСНИПыГОСТыОтраслевой рубрикаторДобавить информацию
 Исследования рынков
Готовые исследования
Исследования по отраслям
Исследования по странам
Исследования по регионам
Исследования по городам
Готовые Бизнес планы
Маркетинговые обзоры рынков
Базы данных
Строящиеся объекты (новостройки Москвы)
Планируемые новостройки
Ген. подрядчики
Заказчики новостроек
Инвесторы новостроек
 Реклама
Размещение рекламы
 Полезные разделы
Инвестиции в проекты
Новости
Каталог фирм
Частный Мастер
Строительная продукция
Услуги фирм
Новости фирм
Арт - интерьер
Мероприятия
Работа
 Исследования по отраслям
Вся аналитика
Рынок продуктов питания, напитков - 2257 исслед.
Рынок производства, продажи строительной продукции и оборудования - 1918 исслед.
Рынок машин, оборудования - 1396 исслед.
Рынок недвижимости (здания, сооружения, квартиры, земля) - 1230 исслед.
Рынок не продуктовых потребительских товаров - 1163 исслед.
Рынок транспорта и средств транспорта (наземных, водных, воздушных) - 1037 исслед.
Рынок сельского хозяйства, лесоводства и рыбного промысла - 974 исслед.
Рынок торговли - 964 исслед.
Рынок медицины, красоты, здоровья - 783 исслед.
Рынок газа, нефти, химии, нефтехимии - 760 исслед.
Рынок строительства (работы и услуги) - 702 исслед.
Рынок спорта, туризма, отдыха - 566 исслед.
Рынок коммунальных, бытовых, социальных, персональных услуг - 510 исслед.
Рынок информационных и интернет технологий - 504 исслед.
Рынок финансов, кредитных учреждений, банков, налогов - 471 исслед.
Рынок социально-экономического развития - 364 исслед.
Рынок электричества и электротехники - 345 исслед.
Рынок руды, полезных ископаемых, воды - 236 исслед.
Рынок средств связи и передачи информации - 229 исслед.
Рынок общественного питания, кафе, ресторанов - 224 исслед.
Рынок политики, государства - 206 исслед.
Рынок металла, металлопроката, металлоконструкций и изделий - 178 исслед.
Рынок полимеров, пластика, резиновых изделий - 175 исслед.
Рынок средств массовой информации, издательства и полиграфии - 171 исслед.
Рынок обучения, выставок - 130 исслед.
Рынок мебели - 126 исслед.
Рынок инвестиций - 108 исслед.
Рынок рекламы, маркетинга, PR - 78 исслед.
Рынок кадровых услуг - 77 исслед.
Рынок безопасности и охранной деятельности - 65 исслед.
Рынок интеллектуальной собственности, неосязаемых активов - 54 исслед.
Рынок компьютеров, периферии, электронных компонентов - 51 исслед.
Рынок страхования - 33 исслед.
Рынок юридических услуг и права - 32 исслед.
Рынок баз данных и программирования - 27 исслед.
Рынок науки, исследований, консалтинга - 23 исслед.
Рынок персоналий и кадровых назначений - 2 исслед.
Рынок прочие - 1 исслед.
 Инфотека

Инфотека - каталог популярной и научно технической информации, статьи, обзоры, пресс релизы, нормативные акты, СНИПЫ, ГОСТЫ. Строительство, недвижимость, строительные и отделочные материалы.

В данном разделе представлена познавательная, техническая, научная, нормативная, законодательная и прочая полезная информация по следующим отраслям: строительство, строительные и отделочные материалы, недвижимость, электротехника, мебель, инвестиции, соцкультбыт, страхование, финансы и кредит. Каталог имеет удобную систему поиска и подробный рубрикатор предназначенный для использования в повседневной и профессиональной деятельности. Пресс релизы, статьи, обзоры, СНИПЫ, ГОСТЫ, законодательные и нормативные акты позволят Вам всегда иметь под рукой необходимую и нужную информацию.
Обращаем Ваше внимание на платную информацию,
которая была получена на основе постоянно проводимых исследований рынка строительства недвижимости и других отраслей промышленности и бизнеса –
Маркетинговые исследования и Бизнес планы.
Поиск информацииРасширенный поиск     Помощь
Тип информации:     Отрасль:     Регион:  
Ключевое слово:    
Отраслевой рейтинг Строительства и Недвижимости
ВсеСтроительствоСтройматериалыНедвижимостьИнвестиции
СоцкультбытЭлектротехника Мебель СтрахованиеФинансы, кредиты

Распоряжение Правительства РФ от 10.05.2016 N 868-р О Стратегии развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года

АктуальноОбратите внимание!Рекомендуем
Добавить свою строительную продукцию в каталог строительного портала
Обсуждение Инвестиционных проектов и их соискателей
Инвестиционные проекты в строительстве
Последние бизнес планы рынка недвижимости на строительном портале Restko.Ru.
Рубрикатор инфотеки строительства и недвижимости
Услуги частных мастеров в отделке и ремонте
Эксклюзивная информация в области недвижимости
Инвестиции в интернет проекты
Удаленная работа - Менеджер по продаже интернет рекламы
Требуется - Программист интернет проектов
Тип информации: Нормативный акт
Дата: 15.05.2016
Регион: Россия
Отрасль: Стройматериалы
Специализация:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года (далее - Стратегия).
2. Минпромторгу России:
с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Стратегии;
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии;
обеспечить мониторинг и контроль реализации положений Стратегии.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при принятии в пределах своей компетенции решений о мерах стимулирования деятельности в промышленности строительных материалов.
 
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
 
 
 
 
 
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 10 мая 2016 г. N 868-р
 
СТРАТЕГИЯ
РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ПЕРИОД
ДО 2020 ГОДА И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА
 
I. Общие положения
 
Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года (далее - Стратегия) подготовлена в соответствии с Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
Стратегия представляет собой отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации в промышленности строительных материалов, определяющий приоритеты, цели и задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, способы их эффективного достижения и решения в отрасли.
Стратегия разработана в соответствии с временным горизонтом и с учетом положений прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, а также прогноза научно-технологического развития Российской Федерации до 2030 года.
Стратегия обеспечивает реализацию Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", а также задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Стратегия учитывает принятые Правительством Российской Федерации решения по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.
Стратегия является документом, определяющим развитие промышленности строительных материалов, и выступает основой для разработки государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и иных предусмотренных законодательством Российской Федерации документов стратегического планирования, содержащих мероприятия, направленные на развитие промышленности строительных материалов.
Промышленность строительных материалов представляет собой совокупность субъектов, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, в рамках класса 08 "Добыча прочих полезных ископаемых" раздела B "Добыча полезных ископаемых", класса 16 "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения" и класса 23 "Производство прочей неметаллической минеральной продукции" раздела C "Обрабатывающие производства", определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
К промышленности строительных материалов относится производство в том числе таких видов строительных материалов, как цемент, мелкоштучные стеновые материалы, сборные железобетонные конструкции и изделия, изделия теплоизоляционные, кровельные и гидроизоляционные материалы, листовое стекло, асбестоцементные изделия, готовые бетоны и растворы, строительный гипс и изделия из гипса, известь строительная, сухие строительные смеси, керамзит, облицовочные материалы натуральные, строительные металлические конструкции и изделия, пиломатериалы, деревянные строительные конструкции, мел и некальцинированный доломит, сланец, гравий, песок, глина и каолин.
Основными потребителями строительных материалов являются строительная индустрия, промышленность строительных материалов, дорожная отрасль, железнодорожное путевое хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, нефтяная и газовая промышленность. Кроме того, продукция промышленности строительных материалов используется в автомобилестроении и транспортном машиностроении, сельском хозяйстве, производстве мебели и для нужд населения.
 
II. Современное состояние и проблемы развития
промышленности строительных материалов Российской Федерации
 
1. Состояние развития промышленности
строительных материалов
 
Промышленность строительных материалов является приоритетной отраслью, определяющей текущее состояние национальной экономики и потенциал ее развития, включая обновление основных фондов, строительство и ремонт объектов промышленности, транспортной и инженерной инфраструктуры, строительство в необходимом объеме комфортного и качественного жилья, занятость населения в средних и малых населенных пунктах, а также размер государственных расходов, связанных с реализацией программ развития.
Деятельность отрасли напрямую зависит от уровня инвестиционной активности - инвестиций в основной капитал, спроса на строительные материалы со стороны индустриальных потребителей и населения. Существенное влияние на отдельные предприятия отрасли оказывают импортные поставки продукции, слабая реализация экспортного потенциала промышленности строительных материалов.
Объемы производства традиционных строительных материалов полностью покрывают внутренний спрос, за исключением строительных материалов, являющихся новыми для российского рынка и (или) характеризующихся небольшим объемом потребления или большей привлекательностью для потребителей по соотношению цены и качества, то есть более конкурентоспособных. В целом мощностей по производству строительных материалов достаточно для обеспечения спроса в прогнозном периоде до 2025 года, а по некоторым позициям - до 2030 года (в зависимости от рассматриваемых сценариев социально-экономического развития).
Стратегия подготовлена в целях актуализации Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 мая 2011 г. N 262, основными целями которой являлись:
создание в Российской Федерации производства номенклатуры современных высококачественных энергосберегающих и конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций как на внутреннем, так и внешнем рынках с учетом потребностей и имеющейся сырьевой базы;
развитие машиностроительной базы по изготовлению современного высокотехнологичного оборудования для предприятий строительных материалов и индустриального домостроения;
повышение доли предприятий, осуществляющих внедрение новых технологий производства строительных материалов.
К 2015 году в Российской Федерации в основном создано производство номенклатуры современных высококачественных энергосберегающих и конкурентоспособных строительных материалов, изделий и конструкций как на внутреннем, так и внешнем рынках с учетом потребностей, имеющейся сырьевой базы и повышения доли предприятий, осуществляющих внедрение новых технологий производства строительных материалов. Актуальными для отрасли и смежных с ней сфер экономики остаются развитие российского машиностроения и обеспечение перехода на более высокий, качественный уровень производства, а также осуществление революционных технологических изменений, которые повлекут за собой появление новых технологий, открывающих перспективные рынки и новые виды продукции. В настоящее время к современным материалам предъявляются жесткие требования. Материалы должны быть недорогими, безопасными, экологически чистыми, иметь длительный срок эксплуатации, стойкость к возгоранию, удобство в процессе монтажа или укладки.
Основными мировыми тенденциями в развитии промышленности строительных материалов в последние годы стали:
переход на новый уровень энергоэффективности производства;
снижение негативного влияния на окружающую среду;
вовлечение отходов в производство строительных материалов и увеличение глубины переработки природных ресурсов;
выпуск новых типов (инновационных и композитных) строительных материалов, повышающих энергоэффективность зданий и сооружений и их внутреннюю экологичность, снижающих материалоемкость и повышающих надежность и долговечность зданий и сооружений;
рост производительности труда за счет автоматизации процессов, внедрения передовых технологий, улучшения условий труда и материального стимулирования работников;
увеличение доли строительства автомобильных дорог с цементобетонным покрытием в общем объеме строительства автомобильных дорог с твердым покрытием;
активная позиция государства в регулировании отрасли и поддержке внутренних производителей и рынков сбыта;
существенные структурные изменения в мировой индустрии строительных материалов.
В развитых странах практически полностью завершен этап перехода на энергоэффективные способы производства, который был спровоцирован первым энергетическим кризисом начала 70-х годов прошлого века. Завершается следующий этап - максимизация замещения ископаемого природного топлива альтернативным. Так, например, в Федеративной Республике Германия доля такого замещения при производстве цемента составляет более 60 процентов. Переход от использования невозобновляемых природных ресурсов (уголь, нефть, газ) на энергию, получаемую из возобновляемых источников (ветер, солнце, биоэтанол), также является общемировым трендом.
Неизменным трендом последних 10-летий является ужесточение экологических требований к производствам и готовой продукции. Дорожные карты устойчивого развития промышленности до 2050 года основной задачей ставят существенное сокращение выбросов в окружающую среду, снижение использования природных материалов и невозобновляемых источников электроэнергии, сокращение объема отходов и увеличение доли биоразлагаемых материалов в составе отходов.
Наиболее комплексным показателем развития современного общества является отношение к отходам. Во многих развитых странах мира объем повторного использования отходов превысил 30 процентов. Значительная часть отходов используется в строительстве и при производстве строительных материалов. В Соединенных Штатах Америки и Федеративной Республике Германия, например, утилизация золошлаковых отходов достигает 80 процентов таких отходов.
Таким образом, современный уровень развития индустрии предполагает закрепление за производством строительных материалов одной из ключевых ролей в решении экологических проблем цивилизации.
Стремительно развивается внедрение инновационных и композитных строительных материалов, улучшающих эксплуатационные характеристики зданий и увеличивающих темпы строительства. В 2014 году на заседании секции жилищного хозяйства и землепользования Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций принята и рекомендована к исполнению во всех странах-участниках Женевская хартия ООН об устойчивом жилищном хозяйстве, которая будет определять на далекую перспективу деятельность европейских государств по инновационному жилищному строительству. Основные положения Женевской хартии ООН об устойчивом жилищном хозяйстве подразумевают использование энергоэффективных и экологически чистых технологий, энергомоделирование при проектировании домов, использование стоимости жизненного цикла зданий, а также строительство интеллектуальных домов и поселений.
Современные полимерные композиты, а также конструкции и изделия из них находят во всем мире широкое применение в строительном комплексе благодаря таким качествам, как высокая прочность, коррозионная стойкость и низкий удельный вес. Около 30 процентов мирового объема производства полимерных композитов составляет продукция для строительного комплекса.
Наиболее широко полимерные композиты и изделия из них применяются при строительстве объектов транспортной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, а также в гражданском и промышленном строительстве. Применение полимерной композитной арматуры увеличивает срок службы конструкций в 2 - 3 раза по сравнению с применением металлической арматуры. Поскольку вес полимерной композитной арматуры в 10 - 12 раз меньше стальной, то при ее транспортировке достигается существенная экономия на транспортных расходах. В жилищно-коммунальном хозяйстве применение труб и деталей трубопроводов из полимерных композитов взамен металлических изделий увеличивает срок службы трубопроводов без капитального ремонта в 2 - 2,5 раза. Срок безремонтной эксплуатации мостовых сооружений, изготовленных с применением полимерных композитных материалов, достигает 50 лет и более.
В мире происходит рост производительности труда за счет автоматизации процессов, внедрения передовых технологий, улучшения условий труда и материального стимулирования работников. Особое внимание уделяется непрерывному получению профессионального образования, дополнительного образования, а также подготовке высококвалифицированных кадров.
Мировой тенденцией является увеличение доли строительства автомобильных дорог с цементобетонным покрытием в общем объеме строительства автомобильных дорог с твердым покрытием. Изначально бетонные автомагистрали, нашедшие широкое применение в Соединенных Штатах Америки, активно строятся в Китайской Народной Республике (не менее 50 процентов автомобильных дорог), Японии, Австралии и некоторых странах Европы. Отдельно стоит отметить накопление опыта строительства дорог с таким покрытием в Республике Казахстан и Республике Белоруссия.
Достижение мирового уровня развития промышленности строительных материалов невозможно без мер государственной поддержки. В частности, размер экологических платежей за складирование золошлаковых отходов составляет в Федеративной Республике Германия до 120 евро, в Итальянской Республике - до 90 евро, в Финляндской Республике - до 60 евро за одну тонну. Как следствие, создаются механизмы, стимулирующие утилизацию отходов путем вовлечения их в производство строительных материалов.
Необходимо отметить структурные изменения, произошедшие в мировой индустрии строительных материалов. В 1970 году в РСФСР производилось в 2 раза больше цемента, чем в Китайской Народной Республике. В 2014 году Китайская Народная Республика произвела в 36,5 раза больше цемента (2,5 млрд. тонн), чем Российская Федерация.
Программой развития Китайской Народной Республики начиная с 1980 года было предусмотрено приобретение технологий и оборудования зарубежных поставщиков для строительства новых заводов. Детальное изучение китайскими специалистами поставленного оборудования позволило им разработать чертежи и воспроизвести варианты самых передовых технологий, соответствующих различным свойствам сырьевых материалов. Следующим этапом явилось создание сети инжиниринговых центров и машиностроительных предприятий, благодаря чему стал возможен масштабный рывок в этой области. В настоящее время уже Китайская Народная Республика экспортирует во многие страны технологии, оборудование, инжиниринговые работы и осуществляет строительство заводов "под ключ". В частности, значительная часть заводов, введенных в эксплуатацию в Российской Федерации за последнее 10-летие, построена с участием китайских специалистов.
Основными показателями отрасли, характеризующими состояние промышленности строительных материалов Российской Федерации по итогам 2014 года, являются:
доля валовой добавленной стоимости отрасли в объеме валового внутреннего продукта - 0,6 процента;
количество предприятий (хозяйствующих субъектов), предоставивших годовой финансовый отчет, - 1309, из них крупных и средних - 265 предприятий;
полная учетная стоимость основных фондов - 586 млрд. рублей;
среднесписочная численность работников - 535,2 тыс. человек;
среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного работника - 27335 рублей;
производительность труда - 2729 тыс. рублей на человека в год (прирост 6,7 процента к итогу 2013 года);
выручка (нетто) от продажи продукции - 1461 млрд. рублей; себестоимость реализованной продукции - 1024 млрд. рублей; убыток - 20 млрд. рублей;
валовая рентабельность проданной продукции - 30 процентов;
доля предприятий, осуществляющих технологические, организационные и (или) маркетинговые инновации, в общем количестве предприятий - 9,3 процента;
затраты предприятий на технологические инновации - 10,8 млрд. рублей;
объем продаж инновационных строительных материалов в стоимостном выражении - 48,1 млрд. рублей;
доля затрат на технологические инновации в общем объеме продаж строительных материалов - 1 процент;
объем импорта технологий, оборудования и услуг технологического характера - 995 млн. долларов США;
затраты российских предприятий на услуги иностранных инжиниринговых (проектных) организаций - 440 млн. долларов США;
доля инвестиций в импортные машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме инвестиций - 36 процентов.
В отрасли наблюдается значительное снижение кадрового потенциала. Количество обучающихся высококвалифицированных и научных кадров в образовательных организациях высшего образования по направлению "Строительные материалы и изделия" неуклонно сокращается. Если в 2012 - 2013 годах прием в докторантуру составлял 16 и 17 человек, а прием в аспирантуру - 236 и 168 человек соответственно, то в 2014 году в докторантуру было принято 12 человек, а в аспирантуру - 119 человек. В аспирантуру научно-исследовательских институтов в 2014 году был принят один человек, в 2012 году - 3 человека. В докторантуру не было принято ни одного человека за весь период 2012 - 2014 годов.
Вследствие ухудшения социально-экономического положения в Российской Федерации за последние 3 года количество предприятий отрасли уменьшилось на 67 единиц. При этом количество персонала сократилось на 2,9 процента, что составляет 13,4 тыс. человек.
Негативным фактором, тормозящим развитие отрасли, является качество спроса на строительные материалы. Сформировались условия, при которых критерий стоимости продукции доминирует над критериями ее качества, долговечности и энергоэффективности.
Институты развития, оказывающие поддержку деятельности в сфере промышленности строительных материалов (в первую очередь некоммерческие организации, объединяющие производителей), оцениваются как малоэффективные, неспособные решать современные задачи.
Основные действия по импортозамещению в отрасли ограничиваются протекционизмом по закупкам готовой продукции и не затрагивают интеллектуальную составляющую отрасли - российские разработки (технические решения) и бренды. Локализация зарубежных производств в большинстве случаев влечет за собой закупку импортного оборудования и технологий, оплату роялти и платежей за использование зарубежных технологий, брендов и научных разработок. В то же время доля таких нематериальных активов в составе цены готового продукта, в том числе локализованного, может составлять до 50 процентов. Кроме того, экспортоспособность локализованных товаров крайне низка.
При оценке современного состояния промышленности строительных материалов выявлены следующие проблемы:
дисбаланс спроса и предложения при общем профиците мощностей по основным строительным материалам на уровне отдельных субъектов Российской Федерации и федеральных округов;
высокая стоимость транспортировки продукции; недостаточный темп технологического перевооружения, модернизации и обновления основных фондов, высокий уровень негативного воздействия на окружающую среду;
отсутствие целенаправленного спроса со стороны государства как крупнейшего заказчика инфраструктурного и специального строительства на новые, инновационные, энергоэффективные и долговечные строительные материалы с высокой долей добавленной стоимости, которые создаются на основе российских научных разработок, технологий и с использованием российских брендов;
недостаточный уровень внедрения инновационных материалов и технологий их производства;
низкая конкурентоспособность производителей отдельных видов промышленности строительных материалов;
утрата российского научного потенциала, а также разрушение межотраслевых связей с машиностроителями;
низкий уровень вовлечения отходов производства и потребления в новое производство;
недостаточный уровень системы подготовки инженерно-технических специалистов и рабочих кадров;
несовершенная система технического регулирования.
Следствием накопления проблем является технологическое отставание промышленности строительных материалов от аналогичной промышленности в развитых странах, низкий уровень конкурентоспособности, энергоэффективности и производительности труда, а также высокая стоимость и низкое качество отдельных видов продукции.
 
2. Дисбаланс спроса и предложения
 
В отдельных отраслях промышленности строительных материалов имеется дисбаланс производственных мощностей и текущего спроса как на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, так и на уровне федеральных округов.
Центральный федеральный округ занимает лидирующее положение в производстве и потреблении строительных материалов. При этом в округ ввозится цемент, керамический кирпич, изделия из ячеистого бетона, изделия теплоизоляционные, нерудные строительные материалы, строительный гипс и облицовочные натуральные материалы. Наряду с этим наблюдается перепроизводство железобетонных изделий и конструкций, мягких кровельных и гидроизоляционных материалов, листового стекла, асбестоцементных изделий и извести строительной. Избыток строительных материалов распределяется в основном между субъектами Российской Федерации.
В Северо-Западный федеральный округ ввозится из других субъектов Российской Федерации и иностранных государств цемент, керамический и силикатный кирпич, сборные железобетонные конструкции и изделия, изделия теплоизоляционные, листовое стекло и изделия из гипса. Округ является одним из основных поставщиков гранитного щебня в другие регионы Российской Федерации.
Из Приволжского федерального округа вывозится листовое стекло, цемент, железобетонные изделия и конструкции, строительный гипс и изделия из гипса. В округ ввозятся из других субъектов Российской Федерации нерудные строительные материалы, в частности щебень, известь строительная и облицовочные натуральные материалы.
Южный федеральный округ в полном объеме обеспечивает свои потребности в цементе, мягких кровельных и гидроизоляционных материалах, листовом стекле, нерудных строительных материалах, в том числе щебне, асбестоцементных изделиях, строительном гипсе и изделиях из гипса. При этом наблюдается превышение производства над потреблением асбестоцементных изделий и цемента. В округ ввозятся изделия из ячеистого бетона, теплоизоляционные материалы и известь строительная.
В Северо-Кавказском федеральном округе осуществляется избыточное производство листового стекла, которое вывозится в другие субъекты Российской Федерации и иностранные государства. Округ располагает достаточным количеством месторождений нерудных материалов, в частности щебня, для обеспечения потребности строительного комплекса. При этом наблюдается недостаток цемента, керамического кирпича, изделий из гипса и извести строительной, который компенсируется поставками из других регионов Российской Федерации и иностранных государств.
В Уральском федеральном округе наиболее сбалансированными являются производство и потребление цемента, кирпича, изделий из ячеистого бетона, железобетонных изделий и конструкций, а также теплоизоляционных материалов. Из округа в другие субъекты Российской Федерации вывозятся нерудные строительные материалов, в частности щебень, асбестоцементные изделия, известь строительная и облицовочные натуральные материалы. При этом в округ ввозятся мягкие кровельные и гидроизоляционные материалы, а также листовое стекло.
Сибирский федеральный округ является избыточным по производству цемента и асбестоцементных изделий. При этом в округ ввозится из других субъектов Российской Федерации листовое стекло, строительная известь, изделия из гипса и керамический кирпич.
В Дальневосточном федеральном округе отсутствует производство листового стекла, асбестоцементных изделий, строительного гипса и изделий из гипса, извести строительной и облицовочных натуральных материалов, а также является недостаточно развитым собственное производство изделий теплоизоляционных, мягких кровельных и гидроизоляционных материалов, а также керамического кирпича.
В Крымском федеральном округе отсутствует производство изделий теплоизоляционных, мягких кровельных и гидроизоляционных материалов, строительного гипса и извести строительной, цемента, листового стекла, изделий из гипса и нерудных строительных материалов.
В случае отсутствия или недостаточного объема производства строительного материала увеличиваются расходы на транспортировку готовой продукции до потребителя, а в случае перепроизводства строительного материала производители вынуждены сокращать объем производства или перевозить продукцию на большие расстояния в целях ее реализации, что приводит к ухудшению финансовых показателей и понижению инвестиционной привлекательности отрасли.
В субъектах Российской Федерации, где отсутствует производство строительных материалов или его объем является недостаточным, важной задачей является создание новых производств и технологических линий по выпуску строительных материалов с учетом прогнозного баланса спроса и предложения и наличия минерально-сырьевой базы.
 
3. Высокая стоимость транспортировки продукции
 
Доля транспортной составляющей для потребителя в конечной стоимости строительной продукции по отдельным видам строительных материалов может составлять до 90 процентов, что является ключевым фактором, влияющим на выбор средства транспортировки.
В Российской Федерации для транспортировки строительных материалов в основном используется автомобильный и железнодорожный транспорт, а также (значительно меньше) внутренний водный транспорт.
В течение последних 7 - 10 лет в структуре доставки практически всех строительных материалов наблюдается устойчивая тенденция к увеличению использования для доставки продукции автомобильного транспорта. В условиях инфраструктурных ограничений железнодорожной сети Российской Федерации и недостаточного обновления специализированного подвижного состава многие предприятия пополняют собственные парки специализированной техникой, чтобы гарантировать поставки продукции потребителям. Вплоть до 2015 года тарифная политика акционерного общества "Российские железные дороги" по ежегодному увеличению провозной платы стимулировала использование автомобильного транспорта.
В июле 2015 года внесены изменения в значения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", определяющие допустимую массу транспортных средств и допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств.
Одновременно с этим вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов", ужесточивший ответственность не только перевозчика, но и грузоотправителя за превышение допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства.
В целях недопущения нарушений законодательства предприятия - производители строительных материалов снижают загруженность транспортных средств до 70 процентов их заводской вместимости при передаче продукции к перевозке, что существенно влияет на экономические, технологические и экологические аспекты транспортировки грузов.
В качестве основных негативных последствий могут быть выделены следующие:
при транспортировке сырья для производства строительных материалов, а также готовой продукции, в том числе инертных материалов (щебень, песок) и цемента, фактическая погрузка снизилась почти в 2 раза, что привело к росту стоимости песка для потребителя на 50 процентов, щебня - на 20 процентов и цемента - на 6 процентов;
объем разовой поставки бетонной смеси в автобетоносмесителях сократился на 40 процентов, что привело к увеличению стоимости доставки на 40 процентов;
практически в 2 раза увеличилось количество машинорейсов для выполнения одного и того же объема перевозок, что может привести к серьезным экологическим последствиям, если производители бетона увеличат машинопоток в г. Москве и Московской области с 1,5 млн. до 2,7 млн. машинорейсов в год и такое же увеличение потребуется для поставок инертных материалов;
невозможность непрерывной заливки крупных бетонных конструкций в сжатые сроки привела к разрыву в бетонировании и негативно повлияла на прочность конструкций;
качество бетонной смеси (в первую очередь ее прочностных характеристик) снизилось за счет вовлечения избыточного воздуха при неполной загрузке автобетоносмесителей;
произошло увеличение нагрузки на дорожное полотно и рост вредных выбросов из-за увеличения частоты работы транспорта.
Вступление в силу постановления Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн" также привело к некоторому росту стоимости строительного материала у потребителя.
 
4. Модернизация отрасли, охрана окружающей среды
 
Основные производственные мощности по выпуску строительных материалов Российской Федерации введены в эксплуатацию с 1950 по 1988 год. С 1991 по 2005 год ввод новых мощностей практически не осуществлялся. В то же время из-за снижения спроса на строительные материалы из эксплуатации выводились морально устаревшие и физически изношенные технологические линии. Остающееся в эксплуатации оборудование остро нуждается в модернизации в связи с высокими производственными затратами на выпуск продукции из-за применения устаревших технологий, имеющих высокую энергозатратность и материалоемкость. Следствиями этой ситуации являются высокий уровень негативного воздействия на окружающую среду и низкая конкурентоспособность по сравнению с аналогичной импортной продукцией как по цене, так и по качеству.
С 2005 по 2014 год построено большое количество новых предприятий, технологических линий, а также осуществлены реконструкция и модернизация действующих предприятий. За 10 лет, в течение которых в отрасль вложены значительные по размеру инвестиции, техническое состояние российских производственных предприятий существенно улучшено. При этом техническое состояние многих предприятий все еще не соответствует современным требованиям.
Высокая стоимость кредитных ресурсов, ошибки в прогнозировании спроса на продукцию и высокая валютная составляющая в стоимости новых проектов привели к тому, что большая часть новых предприятий и предприятий, которые осуществили модернизацию, испытывает значительные финансовые трудности. Многие из них находятся в состоянии фактического банкротства. В текущих условиях собственники, которые сделали ставку на консервативный сценарий и не осуществили значительных инвестиций в модернизацию и создание новых производств, оказываются в более выгодном рыночном положении по сравнению с теми, кто вложил свои финансовые и интеллектуальные ресурсы в развитие российской экономики. Наблюдается передел рынка в пользу его консервативной части.
 
5. Низкий уровень внедрения инновационных материалов
и технологий их производства
 
Качественное развитие национальной экономики и повышение ее конкурентоспособности неразрывно связано с созданием условий для занятия значимых позиций на глобальных и внутренних рынках за счет таких факторов, как технологические прорывы, участие в мировых "цепочках" создания добавленной стоимости, разработка новых материалов, внедрение в производственные процессы инновационных технологий (в том числе нанотехнологий), а также снижение затрат и рост производительности труда.
В настоящее время в Российской Федерации в сфере внедрения инноваций сформировался ряд следующих проблем:
дефицит современного российского научно-исследовательского и промышленного оборудования для разработки и производства инновационных материалов;
технологическое отставание, отсутствие качественного российского сырья, пригодного для изготовления современных инновационных материалов;
дефицит высококвалифицированных кадров;
острая конкуренция со стороны зарубежных производителей;
отсутствие значительных инвестиций в организацию массового производства, необходимых для достижения эффекта масштаба;
низкий уровень финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ со стороны промышленных предприятий и отсутствие практики государственно-частного партнерства в указанном направлении.
Отсутствие плана мероприятий ("дорожной карты") и низкий уровень межотраслевой кооперации в развитии приоритетных отраслевых и межотраслевых технологий мешает созданию необходимых условий для производства инновационной продукции.
Кроме того, приходится констатировать отсутствие массового внутреннего спроса на инновационные технологии. Массовому распространению инновационных материалов также препятствует недостаточная динамика издания актуализированных стандартов и сводов правил для их применения в строительстве.
 
6. Низкая конкурентоспособность производителей отдельных
видов промышленности строительных материалов
 
Доля ввезенного цемента в общем объеме потребления составляет не более 7 процентов. Основными поставщиками цемента в Российскую Федерацию являются Республика Белоруссия, Исламская Республика Иран, Турецкая Республика и Латвийская Республика. Доля ввоза мелкоштучных стеновых материалов в объеме потребления таких материалов составляет около 8 процентов. В структуре ввезенной продукции около 30 процентов приходится на керамические стеновые материалы (в основном это высококачественный облицовочный кирпич) и 70 процентов - на некерамические мелкоштучные стеновые материалы (по большей части ячеистый бетон). Керамический облицовочный кирпич и ячеистый бетон в основном завозятся из Республики Белоруссия, клинкерный кирпич - из европейских стран и Украины.
Несмотря на существенные объемы экспорта стекла, доля ввозимой продукции в объеме потребления указанной продукции достаточно высокая - около 35 процентов. Основными поставщиками являются Республика Белоруссия и Китайская Народная Республика.
Причинами ввоза строительных материалов на территорию Российской Федерации являются неравномерное размещение производств, высокая стоимость продукции для потребителя с учетом стоимости доставки, а в отдельных случаях - отсутствие российских аналогов продукции с требуемыми потребительскими свойствами и качествами.
В 2014 и 2015 годах наблюдалось существенное сокращение ввоза строительных материалов не из-за деятельности российской индустрии, а из-за снижения курса рубля к основным мировым валютам.
Российская промышленность строительных материалов в основном ориентирована на внутренний рынок. Тем не менее отдельные виды строительных материалов вывозятся за рубеж - преимущественно в Республику Казахстан, Республику Белоруссия и другие государства постсоветского пространства. Доля вывоза этих материалов в общем объеме производства в Российской Федерации несущественна. При этом в отношении некоторых строительных материалов (например, листового стекла) Российская Федерация является нетто-экспортером.
Незначительные объемы экспорта свидетельствуют в том числе о низком уровне конкурентоспособности производств и неразвитой транспортной инфраструктуре по сравнению ближайшими странами. Российская промышленность строительных материалов обладает существенным потенциалом развития экспорта, основой которого являются наличие природных ресурсов, относительно низкая стоимость энергетических ресурсов и гибкий курс национальной валюты.
 
7. Утрата российского научного потенциала, разрушение
межотраслевых связей с машиностроителями
 
К началу 2000 года подавляющее большинство предприятий по производству строительных материалов было укомплектовано оборудованием, изготовленным на российских машиностроительных предприятиях. Особенно высокие темпы наращивания мощностей имели место после создания машиностроительных заводов "Волгоцеммаш" (г. Тольятти), "Тяжмаш" (г. Сызрань), "Уралмашзавод" (г. Екатеринбург) и других. С помощью советских специалистов были построены и пущены в эксплуатацию десятки цементных заводов в странах Европы, Азии и Африки. Эти заводы комплектовались оборудованием, изготовленным на заводах СССР.
В настоящее время создаваемые и модернизируемые мощности по выпуску строительных материалов почти полностью комплектуются импортным оборудованием. Только в производстве железобетона до 70 процентов оборудования производится на территории Российской Федерации. Однако большинство производителей железобетонных изделий работают на оборудовании и с использованием технологий 1970 - 1980-х годов, которые не отвечают современным требованиям в отношении производительности, уровня автоматизации, энергоэффективности и качества готового продукта.
У сформировавшейся технологической зависимости от импорта есть 2 основные причины. Во-первых, отсутствует межотраслевая кооперация промышленности строительных материалов и отрасли тяжелого машиностроения. Во-вторых, после 1990 года из-за отсутствия государственного финансирования и заказов со стороны указанной отрасли научно-исследовательские и проектные учреждения утратили большую часть своего потенциала (кадры, исследовательские лаборатории, оборудование и помещения для полупромышленных испытаний и др.).
Невозможно решить задачу импортозамещения без воссоздания на новой современной технологической платформе научно-исследовательских и инжиниринговых центров с целью консолидации и межотраслевой кооперации промышленности строительных материалов с предприятиями промышленности тяжелого машиностроения на базе российских научных разработок и адаптированных наилучших зарубежных технологий.
Опыт показывает, что бизнес в силу различных причин не смог решить эту задачу несмотря на рост спроса на основные виды строительных материалов с 1998 по 2014 год с коротким периодом падения в 2008 - 2009 годах. Объединение производителей в некоммерческие организации не привело к возрождению отраслевой корпоративной науки.
Отмечается жесткая конкурентная борьба за российского потребителя технологий производства и машиностроительной продукции. Одним из важнейших методов продвижения зарубежного оборудования и услуг является предложение комфортных условий связанного зарубежного финансирования через специализированные банки и экспортные агентства.
Сформировался значительный массив зарубежного оборудования, для стабильной работы которого на протяжении всего срока службы требуется регулярное обслуживание, поставка комплектующих и запасных частей, что в условиях снижения курса национальной валюты требует дополнительных затрат и ведет к росту стоимости строительных материалов.
Таким образом, использование зарубежных технологий и оборудования фактически означает поддержку занятости и загрузку машиностроительных мощностей за пределами страны, опосредованное финансирование зарубежных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и поддержку зарубежной отраслевой науки.
Только в 2014 году объем импорта технологий, оборудования и услуг технологического характера в отрасли составил 1050 млн. долларов США, а услуги иностранных инжиниринговых организаций стоили еще 578 млн. долларов США.
 
8. Низкий уровень вовлечения отходов производства
и потребления в новое производство
 
Промышленность строительных материалов является уникальным утилизатором отходов производства и потребления. Тем не менее в последние годы в Российской Федерации использование в промышленности строительных материалов вторичного сырья, полученного из отходов производства, заметно сократилось, что связано как с общим падением уровня промышленного производства, так и с отсутствием должного стимулирования к использованию вторичных ресурсов со стороны государства.
В качестве вторичного сырья могут выступать зола и шлаки металлургического производства, продукты переработки древесины и других растительных отходов, а также отходы химических производств.
В настоящее время в Российской Федерации накоплено 1,6 млрд. тонн золошлаковых отходов, к которым ежегодно добавляется еще около 25 млн. тонн. Подавляющая их часть направляется в отвалы, при этом в строительной индустрии утилизируется лишь 6 - 7 процентов золошлаковых отходов.
Годовой объем выхода шлаков металлургических заводов исчисляется десятками миллионов тонн. В Российской Федерации достаточно высок объем утилизации доменных шлаков, 80 процентов которых идет на изготовление шлакопортландцемента и пористых заполнителей.
В то же время из 18 млн. тонн шлаковых отходов черной металлургии в переработке используется около 7 млн. тонн (в том числе в цементной промышленности используются около 4 млн. тонн, в кирпичной промышленности - 0,8 млн. тонн). Оставшиеся объемы используются как строительный щебень или складируются в специальных отвалах.
Из 50 млн. тонн ежегодно образующихся шлаков цветной металлургии при производстве цемента используется только 2 млн. тонн.
В Российской Федерации на лесопромышленных комплексах и деревоперерабатывающих комбинатах ежегодно образуется свыше 200 млн. куб. метров отходов древесины. Важнейшим направлением рационального и экологически целесообразного использования древесины в строительной индустрии является производство из нее различных бетонов на основе древесных заполнителей - арболита, фибролита, опилкобетона, королита и других.
Существенный потенциал для промышленности строительных материалов представляют отходы химической промышленности, которые относятся к гипсосодержащим отходам (фосфогипс, борогипс, хлорогипс, титаногипс и др.). Наибольшее количество сульфата кальция содержится в фосфогипсе, ежегодный прирост объема которого составляет около 13,5 млн. тонн (в пересчете на сухой дигидрат сульфата кальция), при этом его вовлечение во вторичное производство составляет не более 1 процента. Помимо сырья для производства высокопрочного гипса альфа- модификации для производства тампонажного цемента, наливных полов и пеногипса, а также строительного гипса для производства пазогребневых плит, гипсокартонных листов и сухих строительных смесей фосфогипс как материал для дорожных одежд содержит редкоземельные элементы, представляющие собой еще один вид стратегически важного сырья.
Небольшой процент использования отходов в производстве строительных материалов является одной из причин высокой себестоимости продукции и, соответственно, низкого уровня конкурентоспособности отрасли. Применение техногенных отходов для замещения природного сырья и технологического топлива станет вторым по значимости резервом снижения себестоимости после модернизации производства с использованием энергоэффективных технологий.
Использование отходов в производстве строительных материалов позволит сократить изъятие земель для добычи природного сырья, которого ежегодно только цементная промышленность добывает около 130 млн. тонн.
Одним из перспективных направлений является производство из промышленных и коммунальных отходов композиционных строительных материалов и традиционных строительных материалов для дорожного строительства и домостроения (черепица (связующее - полиэтилентерефталат, наполнитель - зола, кварцевый песок и неорганические красители), тротуарная плитка (связующее - полиэтилентерефталат, наполнитель - стеклянный бой, гранитный гравий, песок или древесные опилки, неорганические красители), стеновые панели (связующее - полиэтилентерефталат, наполнитель - древесные опилки, отходы текстильной промышленности, неорганические красители), кирпич (связующее - полиэтилентерефталат, наполнитель - песок, древесные опилки и неорганические красители), тепло- и шумоизоляционные материалы (отходы полиэтилентерефталата), геотекстиль (отходы полиэтилентерефталата и полиэтилена низкого давления), гипсокартонные листы и эковата (вторичный картон и бумага)).
Использование техногенных и коммунальных отходов позволит существенно сократить потребление природных ресурсов и сохранить окружающую среду.
 
9. Состояние системы подготовки инженерно-технических
специалистов, управленческих и рабочих кадров
 
Необходимость проведения модернизации, комплексного перевооружения, повышения качества продукции и внедрения высокотехнологичных методов производства в промышленности строительных материалов предъявляет новые требования к профессиональным компетенциям рабочих, технического персонала и управленческих кадров. Возрастает роль аналитической составляющей, увеличивается доля труда, связанного с внедрением и обслуживанием новых технологий, а также с использованием современных методов контроля качества продукции.
Одной из важных проблем подготовки инженерно-технических специалистов, управленческих и рабочих кадров является отсутствие системы многоуровневого мониторинга, обеспечивающего выявление и планирование потребности в кадрах как по видам профессий и специальностей, так и по количеству инженерно-технических работников, специалистов и рабочих.
Сегодня отсутствует достоверная оценка необходимого для отрасли количества кадров. Поскольку организации, осуществляющие образовательную деятельность, не в состоянии самостоятельно определить потребность в кадровом обеспечении, которое будет востребовано в ближайшем будущем, определение такой потребности (в том числе в рамках формирования и утверждения государственных заданий) должно производиться с учетом заявок представителей отрасли промышленности строительных материалов.
Материально-техническая база многих профессиональных образовательных организаций в области строительства находится в неудовлетворительном состоянии. Средний процент износа основных фондов превышает 85 процентов.
Ситуация усугубляется в связи с тем, что образовательные организации как высшего, так среднего профессионального образования испытывают серьезный кадровый голод. Средний возраст профессорско-преподавательского состава достигает 55 - 60 лет. Критически мала доля преподавателей и ученых, обладающих уникальными знаниями в области производства строительных материалов, особенно с учетом создания новых продуктов. Молодое поколение преподавателей в подавляющем большинстве не имеет производственного опыта и не обладает необходимыми познаниями в части современной практики производства строительных материалов.
По мнению представителей предприятий и профессиональных объединений, наиболее актуальными проблемами в сфере кадрового обеспечения промышленности строительных материалов являются:
отсутствие мотивационных стимулов для привлечения молодых специалистов в отрасль;
низкая информационная открытость отрасли (в том числе в отношении уровня заработной платы, условий труда, используемых технологий, перспектив развития);
сокращение подготовки профильных специалистов как рабочих, так и инженерно-технических специальностей;
отсутствие у выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, производственного опыта при наличии удовлетворительной теоретической базы;
слабое и неэффективное взаимодействие образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных и общеобразовательных организаций с успешно работающими научными и производственными предприятиями;
отсутствие образовательных программ, направленных на подготовку специалистов (технологов, мастеров производств), отвечающих современным требованиям;
несоответствие номенклатуры специальностей подготавливаемых специалистов реальным потребностям отрасли;
несоответствие качества подготовки квалифицированных рабочих требованиям работодателей;
недостаточный уровень развития системы профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения кадров с учетом потребностей инновационного развития отрасли;
отсутствие современных механизмов и инструментов управления кадровым обеспечением отрасли, помогающих эффективно прогнозировать и удовлетворять спрос на специалистов требуемого профиля в условиях современного рынка труда.
 
10. Несовершенная система технического регулирования
 
В настоящее время большинство экономически развитых стран (ряд государств Европейского союза, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Республика Сингапур и др.) применяют параметрическую модель технического регулирования.
Параметрическая модель предполагает, что обязательные требования к продукции задаются не в виде конкретных показателей и способов их достижения, а в виде ожидаемого результата, целей и задач. В рамках такой модели исполнитель требований имеет возможность выбрать собственные средства достижения параметрических показателей либо воспользоваться одобренными нормами и стандартами.
Серьезный шаг на пути к переходу на параметрическую модель в техническом нормировании строительной отрасли, включающей промышленность строительных материалов, сделан в 1990-е годы, когда были определены основные цели, принципы и общая структура системы нормативных документов в строительстве, требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, а также порядок разработки, принятия и применения. Однако полный переход на параметрическую модель не состоялся по причине начавшейся в 2002 году общей реформы технического регулирования.
Техническое регулирование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", а с 1 января 2015 г. - в соответствии Договором о Евразийском экономическом союзе. Технические регламенты Евразийского экономического союза или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Евразийским экономическим союзом единый перечень. Государства - члены Евразийского экономического союза не допускают установления в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.
В отличие от Республики Белоруссия и Республики Казахстан, принявших единые технические регламенты о безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий, в Российской Федерации проект технического регламента о безопасности строительных материалов и изделий готовился отдельно от технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Это привело к тому, что к 2010 году, когда на основе национальных технических регламентов началась разработка технических регламентов Таможенного союза, в Российской Федерации не было технического регламента на строительные материалы и изделия, а требования к ним не были переведены в новую систему регулирования. Здания и сооружения, строительные материалы и изделия были включены в утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. N 526 Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.
С 2011 года ведется разработка технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий". За его основу был принят одноименный технический регламент ЕврАзЭС, который прошел публичные обсуждения и был одобрен органами власти Российской Федерации, Республики Белоруссия и Республики Казахстан, участвовавшими в его разработке. В 2012 году завершены процедуры внутригосударственного согласования во всех указанных странах. Вместе с тем его принятие откладывается на неопределенный срок.
В настоящее время обязательные требования к строительным материалам и изделиям на территории Российской Федерации установлены следующими техническими регламентами:
Федеральный закон "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
технический регламент Таможенного союза "О безопасности автомобильных дорог", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 827.
Строительные материалы, за исключением нерудных строительных материалов и цемента, не входят в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также в единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".
Таким образом, в отношении большинства строительных материалов обязательные до 1 сентября 2011 г. технические требования и подтверждение соответствия применяются сейчас на добровольной основе.
Ввиду отсутствия в Российской Федерации обязательных требований к строительным материалам и изделиям, а также практики обязательного подтверждения их соответствия до утверждения и вступления в силу технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий" необходимо принять меры государственного регулирования, отвечающие задачам государственной промышленной политики в области промышленности строительных материалов.
 
III. Цели, задачи, приоритетные направления и этапы
реализации Стратегии
 
1. Цели Стратегии
 
Целями Стратегии являются:
формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной, устойчивой и сбалансированной (в части спроса и предложения) промышленности строительных материалов инновационного типа, обеспечивающей внутренний и внешний рынки качественной, доступной и энергоэффективной продукцией;
снижение зависимости отрасли от зарубежных технологий, оборудования и сырьевых компонентов;
обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни граждан.
Основными показателями достижения указанных целей к 2030 году являются:
доступность строительных материалов (до 2030 года рост цен на строительные материалы не превысит рост цен на продукцию обрабатывающих производств);
технологичность строительных материалов (стоимость строительно-монтажных работ на 1 кв. метр площади всех типов зданий сократится на 20 процентов (в сопоставимых ценах) по сравнению с уровнем 2014 года);
энергоэффективность строительных материалов (расход тепла на отопление жилых домов снизится на 20 процентов по сравнению с уровнем 2014 года);
конкурентоспособность российских строительных материалов (доля импортных строительных материалов в общем объеме потребления сократится в 3 раза по сравнению с уровнем 2014 года, доля экспортной продукции в производстве вырастет в 3 раза);
развитие российской машиностроительной базы (доля инвестиций в отечественные машины, оборудование и транспортные средства в общем объеме таких инвестиций вырастет в 1,5 раза).
 
2. Задачи реализации Стратегии
 
Для достижения поставленных целей планируется решить следующие задачи:
совершенствование системы пространственного размещения предприятий, обеспечивающих баланс спроса и предложения на уровне федеральных округов и субъектов Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективе;
обеспечение условий для снижения транспортной составляющей в стоимости продукции для потребителей;
создание комфортных, конкурентных и побуждающих условий для организации новых производств, проведения технологического перевооружения и модернизации основных фондов отрасли;
защита предприятий отрасли, реализующих инвестиционные проекты и развивающих высокотехнологичные производства, от воздействия внешних экономических рисков;
поддержка внедрения современных инновационных технологий в целях освоения производства новой инновационной продукции;
мотивирование к снижению негативного воздействия на окружающую среду в том числе путем внедрения наилучших доступных технологий;
стимулирование внутреннего спроса на продукцию и создание новых рыночных ниш;
воссоздание отраслевой науки и обеспечение технологической независимости отрасли;
проведение импортозамещения за счет развития российской базы машиностроения;
укрепление кадрового потенциала и поддержка профильного образования;
создание условий для вовлечения техногенных и коммунальных отходов в производство строительных материалов в качестве сырьевых и топливных компонентов;
совершенствование технического регулирования; создание условий для снижения импорта строительных материалов и выработка мер стимулирования экспортно ориентированных производств, разрешенных правилами Всемирной торговой организации;
повышение качества государственного регулирования при проведении промышленной политики в области промышленности строительных материалов, соответствующего цели стимулирования развития отрасли без излишнего государственного администрирования.
 
3. Приоритетные направления реализации Стратегии
 
Переход от отраслевого управления количественными
показателями к управлению качеством и ассортиментом
строительных материалов
 
Промышленность строительных материалов располагает достаточным количеством мощностей для обеспечения строительной индустрии Российской Федерации требуемым объемом строительных материалов в перспективе до 2025 года, а по некоторым позициям - до 2030 года. Однако качество, доступность и ассортимент современных, технологичных и энергоэффективных строительных материалов не всегда являются приоритетом производителей и не в полной мере соответствуют современным требованиям, предъявляемым потребителями.
Реализация Стратегии завершит формирование базиса для успешного решения проблемы качества производимой продукции, соответствующего требованиям потребителей.
 
Стимулирование промышленного производства, основанного
на принципах использования наилучших доступных технологий
 
В результате процессов промышленного производства образуется большое количество отходов в окружающую среду. Применение наилучших доступных технологий является эффективным путем к существенному снижению экологической нагрузки. Поддержка государством производителей строительных материалов, хозяйственная деятельность которых построена на принципах использования наилучших доступных технологий, в том числе участвующих в утилизации промышленных отходов, является одной из форм проявления социальной ответственности бизнеса перед обществом. Реализация Стратегии приблизит Российскую Федерацию к уровню самых развитых стран мира по показателю доли утилизации отходов в общей массе их ежегодного производства.
 
Поддержка малого и среднего бизнеса как основы
для устойчивого развития отрасли промышленности
строительных материалов
 
Специфика промышленности строительных материалов заключается в том, что доля выручки малого и среднего бизнеса в общем объеме произведенной отраслью продукции составляет около 50 процентов и 15 процентов соответственно. Многие малые и средние предприятия являются градообразующими, единственными промышленными предприятиями и основными работодателями в небольших населенных пунктах. От уровня их финансовой устойчивости зависит уровень социальной напряженности в этих населенных пунктах. Реализация Стратегии позволит создать условия, при которых предприятия промышленности строительных материалов малого и среднего бизнеса получат государственную поддержку их производственной деятельности наравне с крупными предприятиями.
 
Недопущение монополизации рынков отдельных строительных
материалов и развитие внутриотраслевой конкуренции
 
Развитая конкуренция является неотъемлемой чертой сильной и свободной системы предпринимательства. Только в условиях конкуренции возможно достижение доступности, технологичности и энергоэффективности строительных материалов. Вместе с тем отсутствие конкуренции является тормозом для развития промышленности строительных материалов, имеющей на рынках отдельных строительных материалов тенденцию к монополизации. Большинство государственных механизмов реализации Стратегии направлены на решение предусмотренных задач на конкурентной основе.
 
Расширение межотраслевой кооперации как фундамента
для развития отрасли
 
Промышленность строительных материалов тесно связана со многими отраслями экономики Российской Федерации. Строительная индустрия является основным заказчиком и потребителем выпускаемой продукции. Машиностроение в современных условиях является базисом для устойчивого развития промышленности строительных материалов. Металлургия, электроэнергетика, коммунальное хозяйство, нефтедобыча и нефтепереработка, а также химическое производство выступают поставщиками отходов, которые заменяют природные и энергетические ресурсы для производства строительных материалов. В то же время формирование устойчивого спроса на продукцию российского машиностроения со стороны промышленности строительных материалов может служить стимулом для его развития. Утилизация отходов промышленности и коммунального хозяйства позволяет снизить плату за размещение отходов производства.
 
4. Этапы реализации Стратегии
 
Реализация Стратегии осуществляется в 3 этапа.
На I этапе (2016 - 2018 годы) планируется решение задачи по сохранению потенциала отрасли и снижению негативного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. Предусматривается осуществление полноценного запуска всех инструментов и мер государственной поддержки, что позволит сохранить промышленные активы, квалифицированный персонал и снизить уровень социальной напряженности во многих регионах страны. Также планируется решение задачи сокращения импорта строительных материалов и усиления экспортных возможностей отдельных предприятий отрасли, а также создание основы для обеспечения технологической независимости отрасли и развития российской базы машиностроения, ориентированной на потребности предприятий промышленности строительных материалов.
На II этапе (2019 - 2025 годы) деятельность предприятий отрасли и их развитие в значительной степени будет базироваться на российских технологиях производства строительных материалов и оборудования. Предполагается достижение уровня развитых стран мира по показателям энергоэффективности производств, доле утилизируемых техногенных отходов в общем объеме отходов. Производства наибольшей части предприятий будут использовать наилучшие доступные технологии. Создание новых производств планируется осуществлять на основе доступного для участников рынка и финансирующих организаций прогноза баланса спроса и предложения, а также оценки экспортного потенциала предприятий. Таким образом, отрасль станет фундаментом инновационного развития строительной индустрии.
На III этапе (2026 - 2030 годы) сложится новая конкурентная структура отрасли. Российская Федерация станет одним из мировых лидеров не только по продаже продукции на внешних рынках строительных материалов, но и по экспорту технологий и оборудования для производства строительных материалов.
Показатели Стратегии приведены в приложении.
 
IV. Способы и механизмы достижения целей и решения
задач Стратегии
 
1. Совершенствование системы пространственного
размещения предприятий
 
Размещение предприятий отрасли промышленности строительных материалов обусловливается сос

Источник информации: Рестко Холдинг


Обсудить на форуме | Подписаться на новости | Версия для печати
 Информация по близким тематикам - Производство и продажа строительной продукции и оборудования
Маркетинговые исследованияНовости рынковИнвестиции
03.04.24 Прогноз развития рынка ремонта квартир в текущей экономической ситуации в России (с обновлением)
26.03.24 Маркетинговое исследование рынка оргстекла в России 2019-2023 гг., прогноз до 2028 г. Анализ отрасли в текущей экономической ситуации (с обновлением)
26.03.24 Маркетинговое исследование рынка запорной арматуры в России 2019-2023 гг., прогноз до 2028 г. Анализ отрасли в текущей экономической ситуации (с обновлением)
26.03.24 Маркетинговое исследование рынка душевых кабин в России 2019-2023 гг., прогноз до 2028 г. Анализ отрасли в текущей экономической ситуации (с обновлением)
26.03.24 Маркетинговое исследование рынка бытовых водонагревателей в России 2019-2023 гг., прогноз до 2028 г. Анализ отрасли в текущей экономической ситуации (с обновлением)
27.03.24 ФАС предлагает установить минимальный объем продажи арматуры на бирже в 5%
05.02.24 Производство модулей квартир в ТиНАО выйдет на полную мощность в III квартале 2024 года
27.12.23 Приняты изменения в закон о КРТ
02.10.23 Минпромторг попросил выдать производителям арматуры предписания о недопустимости роста цен
28.06.23 ГК ФСК купила еще несколько стекольных заводов
13.05.16 Добыча и переработка мрамора на Кильжирском месторождении в Карагандинской области
09.03.15 Производство Битумно-полимерных материалов
07.07.14 Нанесение полимерного покрытия на керамический кирпич
16.05.14 Карьер
14.04.14 Производство строительных материалов с освоением собственного карьера
Все   |   Добавить
Все   |   Добавить
Все   |   Добавить
ФорумНовости ФирмСтатьи и обзоры
13.04.24 Спасибо за качественную технику (Агата)
04.04.24 Ожидания оправданы (Кирилл)
03.04.24 Купим (Александр)
02.04.24 Довольна (Лера)
26.03.24 Хороший выбор (Ирина)
11.01.22 ЕВРАЗ Качканарский ГОК запустил новый производственный комплекс
30.07.18 Фасадные панели от производителя
07.07.18 Новые профили металлочерепицы: Трамонтана и Монтекристо
18.08.17 Скидка на стальные двери от производителя - 15%
18.01.17 Продажа бетона
10.12.18 Искусственный камень в интерьере прихожей
10.12.18 Классический стиль в дизайне интерьеров
10.12.18 Стиль кантри в дизайне интерьера
10.12.18 14 полуколон в интерьере
10.06.18 Озеленение балкона
Все   |   Добавить
Все   |   Добавить
Все   |   Добавить


 Спецпредложения
Все   |   Добавить
 Реклама

Размещение рекламы
 Популярные исследования
04.05.2022 - Анализ рынка экспорта семян льна из России
10.11.2022 - Анализ рынка трубошпунта (трубчатого шпунта) в России - 2021 год - 1 пол. 2022 года
15.07.2022 - Анализ рынка углерода технического в России
26.06.2013 - Маркетинговое исследование рынка информационных технологий в России
05.04.2007 - Анализ состояния и тенденции развития российского рынка LBS(определение местоположения абонента)-услуг на основе сетей СПС
24.04.2021 - Рыбопродукты за рубежом - рыболовство, квотирование, охрана, торговля
14.04.2023 - Маркетинговое исследование рынка дизельного топлива в России 2018-2022 гг., с прогнозом до 2027 г. Анализ отрасли в текущей экономической ситуации (с обновлением)
04.08.2022 - Маркетинговое исследование рынка мальтодекстрина в России 2017-2021 гг., прогноз до 2026 г. (с обновлением)
02.04.2024 - Маркетинговое исследование рынка детского питания в России 2019-2023 гг., прогноз до 2028 г. Анализ отрасли в текущей экономической ситуации (с обновлением)
15.01.2016 - База событий 2011–2016: Угольная промышленность РФ
 Популярные новости
1. Новый владелец купил российский бизнес OBI за 600 рублей - 17.08.2022
2. "Траст" продал почти 50 га под коттеджную застройку на Истринском водохранилище - 13.01.2022
3. Слились и поглотили: кто и почем продает и покупает российские активы - 29.03.2024
4. Операция «Преемник»: какие выводы можно сделать из закрытия покупателя Binance - 11.04.2024
5. Владей до приказа: почему право собственности в России становится все более условным - 09.04.2024
6. Более 20 млн кв.м жилья введено в России при участии ДОМ.РФ - 08.04.2024
7. Чилийский чилл: как россияне уезжают за фруктами, океаном, паспортом и легкой жизнью - 12.04.2024
8. Консольный номер: зачем России собственное производство игровых приставок - 03.04.2024
9. Детский центр "Орленок" на Кубани ждет комплексная реконструкция - 29.03.2024
10. Проекты комплексного развития реализуются на 1,2 тыс. территорий в России - 18.04.2024
Все права защищены.
При полном или частичном
использовании материала ссылка
на сайт Restko.ru обязательна.


Информационный портал.
Строительство. Недвижимость.
OOO "Restko". © 2024.
Тел: +7(926)535-50-61
Написать письмо
  Реклама Заказать рекламу