В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года N 708 "Об утверждении основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги"(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 36, ст.4353)
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые методические указания по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства (И.А.Булгакова) в течение 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя Министра регионального развития Российской Федерации А.А.Попова.
Министр
В.Басаргин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
15 сентября 2010 года,
регистрационный N 18443
Приложение
к приказу
Министерства регионального
развития Российской Федерации
от 23 августа 2010 года N 378
Методические указания по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги
1. Общие положения
1. Методические указания по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (далее - Методические указания) определяют основные принципы и методы установления предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом их доступности и уровня благоустройства жилищного фонда.
2. В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1 (часть 1), ст.14) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
3. Основным принципом установления предельного индекса является доступность для граждан совокупной платы за все потребляемые коммунальные услуги, рассчитанной с учетом этого предельного индекса (далее - плата за коммунальные услуги) (пункт 4. Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года N 708 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 36, ст.4353).
4. Предельные индексы утверждаются не позднее внесения в законодательный орган субъекта Российской Федерации проекта закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый и плановый период (пункт 2. Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года N 708 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 36, ст.4353).
5. Предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги рассчитывается на основании проекта тарифов ресурсоснабжающих организаций на следующий финансовый год, после проверки прогнозируемой совокупной платы населения муниципального образования за потребляемые коммунальные услуги, рассчитанной на основании указанных проектов тарифов, на предмет ее доступности для оплаты населением.
6. Порядок формирования органом местного самоуправления предложения по установлению предельного индекса и порядок установления органом регулирования субъекта Российской Федерации предельного индекса регламентируютсяОсновами формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года N 708 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 36, ст.4353).
7. Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при установлении предельных индексов осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о взаимодействии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, с органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, утвержденнымпостановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2005 года N 533 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 35, ст. 3614).
8. Алгоритм установления предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги представлен в приложении N 1 к Методическим указаниям*.
________________
* Приложение N 1 к Методическим указаниям "Алгоритм установления предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги" в "РГ" не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
9. Методические указания содержат:
процедуру расчета прогнозируемой совокупной платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании;
алгоритм определения доступности для граждан платы за коммунальные услуги;
основные критерии доступности;
процедуру корректировки платы за коммунальные услуги при ее несоответствии критериям доступности;
механизм расчета предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с уровнем благоустройства жилищного фонда.
2. Процедура расчета прогнозируемой совокупной платы граждан за коммунальные услуги в муниципальном образовании
10. Прогнозируемая совокупная плата населения муниципального образования по всем видам коммунальных услуг определяется путем суммирования платежей населения по каждому из видов коммунальных услуг, оказываемых населению, в данном муниципальном образовании.
11. Исходной базой для расчета прогнозируемой платы населения по каждому виду коммунальных услуг является:
- проект тарифов ресурсоснабжающих организаций и надбавок к тарифам;
- нормативы потребления коммунальных услуг;
- объем потребления коммунальных ресурсов в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета (усредненные данные не менее чем за 2 года);
- численность обслуживаемого населения, проживающего в многоквартирных домах, оборудованных приборами учета, или общая площадь жилых помещений;
________________
Численность обслуживаемого населения, проживающего во вновь простроенных многоквартирных домах или жилых домах, в данных пунктах не учитывается, поскольку по ним отсутствуют усредненные объемы потребляемых ресурсов за предшествующие годы. Объемы потребления ресурсов по вновь вводимым многоквартирным либо жилым домам определяются исходя из численности населения, проживающего в этих домах, и установленных нормативов потребления.
- численность обслуживаемого населения, проживающего в жилых домах, оборудованных приборами учета, или общая площадь жилых помещений;
________________
Численность обслуживаемого населения, проживающего во вновь простроенных многоквартирных домах или жилых домах, в данных пунктах не учитывается, поскольку по ним отсутствуют усредненные объемы потребляемых ресурсов за предшествующие годы. Объемы потребления ресурсов по вновь вводимым многоквартирным либо жилым домам определяются исходя из численности населения, проживающего в этих домах, и установленных нормативов потребления.
- численность обслуживаемого населения, проживающего в многоквартирных домах, не оборудованных приборами учета, или общая площадь жилых помещений;
- численность обслуживаемого населения, проживающего в жилых домах, не оборудованных приборами учета, или общая площадь жилых помещений;
- число многоквартирных домов (жилых домов), оборудованных приборами учета;
________________
В гражданском и жилищном законодательстве "жилой дом" понимается как одноквартирный. Если под понятием "жилой дом" подразумевается многоквартирный дом, а это специально указывается (п.2 ст.673 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также гл.6 Жилищного кодекса Российской Федерации). В данных Методических указаниях предполагается отдельное проведение расчетов платы за коммунальные услуги в многоквартирных домах и жилых домах в связи с разным уровнем их благоустройства и разным режимом пользования услугами.
- число многоквартирных домов (жилых домов), не оборудованных приборами учета.
При определении прогнозируемой платы за коммунальные услуги следует иметь в виду, что она зависит как от уровня установленных тарифов с учетом изменения доли оплаты населением экономически обоснованных тарифов, так и от объема потребления коммунальных услуг, определенного либо с учетом данных приборов учета, либо по нормативу.
12. Прогнозируемая плата по каждому виду коммунальных услуг для населения, проживающего в многоквартирных домах (жилых домах) или группе однотипных домов, оборудованных приборами учета, определяется путем умножения усредненного объема потребления коммунальных ресурсов на проект тарифа за соответствующую коммунальную услугу (ресурс) с учетом проекта надбавки к тарифу для потребителей.
________________
Если приборы учета эксплуатируются менее двух лет, расчет прогнозируемой платы по каждому виду коммунальных услуг оценивается по нормативу потребления (п.13 настоящих Методических указаний).
Прогнозируемая совокупная плата за все виды коммунальных услуг для населения, проживающего в многоквартирных и жилых домах, оборудованных приборами учета, определяется суммированием прогнозируемых платежей по каждому многоквартирному и жилому дому.
13. Прогнозируемая плата по каждому виду коммунальных услуг для населения, проживающего в многоквартирных домах (жилых домах), не оборудованных приборами учета, определяется путем умножения прогнозируемого объема потребления, рассчитанного с помощью норматива потребления коммунальных услуг в конкретном многоквартирном доме (жилом доме), на проект тарифа за соответствующую коммунальную услугу с учетом надбавки к тарифу.
Прогнозируемая совокупная плата за все виды коммунальных услуг для населения, проживающего в многоквартирных и жилых домах, не оборудованных приборами учета, определяется суммированием прогнозируемых платежей по каждому многоквартирному и жилому дому .
14. В пункте 13 настоящих Методических указаний рассмотрен вариант, в условиях которого многоквартирные дома имеют различные способы обеспечения коммунальными услугами, а, соответственно, различные нормативы потребления услуг в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 22, ст.2338).
15. Общая прогнозируемая совокупная плата граждан за все потребляемые коммунальные услуги определяется суммированием прогнозируемой платы за коммунальные услуги в многоквартирных домах (жилых домах), оборудованных и необорудованных приборами учета.
В общую прогнозируемую совокупную плату граждан за все потребляемые коммунальные услуги включается также прогнозируемый объем поставок населению твердого топлива при наличии в отдельных жилых домах муниципального образования печного отопления.
3. Оценка доступности для граждан прогнозируемой с совокупной платы за потребляемые коммунальные услуги
16. Оценка доступности для граждан прогнозируемой совокупной платы за потребляемые коммунальные услуги основана на объективных данных о платежеспособности населения, которые должны лежать в основе формирования тарифной политики и определения необходимой и возможной бюджетной помощи на компенсацию мер социальной поддержки населения и на выплату субсидий малообеспеченным гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, а также на частичное финансирование программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.
17. Технология учета платежеспособности при определении доступности для граждан платы за потребляемые коммунальные услуги базируется на оценке структуры рационального потребительского бюджета, в том числе допустимых платежей за жилищно-коммунальные услуги в каждом муниципальном образовании.
________________
Необходимость учета при оценке доступности для граждан платежей за жилищно-коммунальные услуги в целом обусловлена тем, что отдельные показатели, характеризующие доступность платежей, например, доля семей, нуждающихся в субсидиях и общий размер субсидий, определяется в соответствии с действующим законодательством на все виды жилищно-коммунальных услуг, а затем расщепляется по видам услуг.
При этом имеет место четкая зависимость структуры расходов семейного бюджета от уровня доходов населения, которые тесно связаны с экономическим потенциалом территории, ее социально-экономическим развитием.
18. Исходной базой для оценки доступности для граждан прогнозируемой совокупной платы за потребляемые коммунальные услуги служат прогнозные показатели социально-экономического развития муниципального образования, в частности:
- прогноз численности населения;
- прогноз среднедушевых доходов населения;
- прогноз величины прожиточного минимума;
- прогноз численности населения с доходами ниже прожиточного минимума.
19. Доступность платы за потребляемые коммунальные услуги является комплексным параметром и определяется на основе системы критериев, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к которым относятся:
- доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи;
- уровень собираемости платежей за коммунальные услуги;
- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;
- доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения.
20. Числовые значения критериев доступности устанавливаются в зависимости от уровня экономического развития муниципального образования и особенностей предоставления коммунальных услуг.
21. Определение доли расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи
21.1. Оценка доступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги по критерию "доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи" проводится путем сопоставления прогнозируемой доли расходов средней семьи (среднего домохозяйства) на жилищно-коммунальные услуги (а в их составе на коммунальные услуги) в среднем прогнозном доходе семьи со значением соответствующего критерия.
Если рассчитанная доля прогнозных расходов средней семьи на коммунальные услуги в среднем прогнозном доходе семьи в рассматриваемом муниципальном образовании превышает заданное значение данного критерия, то необходим пересмотр проекта тарифов ресурсоснабжающих организаций или выделение дополнительных бюджетных средств на выплату субсидий и мер социальной поддержки населению.
21.2. При определении критерия доли расходов на жилищно-коммунальные услуги, а в их составе на коммунальные услуги в конкретных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях учитываются среднедушевые доходы населения в них, а также обеспеченность коммунальными услугами и особенности их предоставления.
21.3. Прогнозная доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе средней семьи (в ряде субъектов Российской Федерации этот критерий называют коэффициентом покупательной способности) определяется как отношение общего прогнозируемого совокупного платежа граждан за все потребляемые ими коммунальные услуги в расчете на одного человека в месяц на среднедушевой доход населения в месяц
Для расчета доли расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи используются данные о совокупных платежах граждан за коммунальные услуги в расчете на одного человека и среднедушевые доходы населения, что адекватно использованию данных о совокупных платежах и средних доходах одного домохозяйства, поскольку в последнем случае и в числителе и в знаменателе должен быть использован средний по муниципальному образованию коэффициент семейности.
При отсутствии данных об уровне среднедушевого дохода в муниципальном образовании его оценка выполняется коррекцией регионального среднедушевого дохода по уровню заработной платы в муниципальном образовании.
При наличии данных о структуре доходов населения муниципального образования (заработная плата, социальные выплаты, доходы от собственности и предпринимательской деятельности) рекомендуется отобрать группу из N муниципальных образований, близких по структуре доходов. В этом случае коэффициент рассчитывается как среднее значение по коэффициентам данных муниципальных образований.
22. Оценка по критерию доступности "уровень собираемости платежей"
22.1. Для оценки прогнозируемого совокупного платежа населения муниципального образования за жилищно-коммунальные услуги по критерию доступности "уровень собираемости платежей за коммунальные услуги" необходимо построить график зависимости уровня собираемости платы за коммунальные услуги от доли расходов населения за коммунальные услуги в совокупном доходе семьи (за последние 5-10 лет).
22.2. Доля расходов населения на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи в каждом конкретном году рассчитывается по методике, изложенной в пункте 21 настоящих Методических указаний, но не по прогнозным, а по фактическим статистическим данным, содержащимся в форме 22-ЖКХ (сводная) конкретного муниципального образования, а также статистическим данным о его социально-экономическом развитии (в части численности населения и среднедушевых доходов населения).
22.3. Уровень собираемости платы за коммунальные услуги рассчитывается как отношение оплаченных и начисленных значений платы за коммунальные услуги в каждом году (используются статистические данные формы 22-ЖКХ (сводная).
22.4. Прогнозная доля расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи откладывается на соответствующей оси графика зависимости уровня собираемости платы за коммунальные услуги от доли расходов на коммунальные услуги в доходах населения.
Прогнозируемый уровень собираемости платы за коммунальные услуги на очередной финансовый год определяется как значение уровня собираемости платежей, соответствующее точке на построенном графике для прогнозируемой доли расходов населения на коммунальные услуги в доходах населения.
Полученный результат сопоставляется с установленным для муниципального образования значением критерия доступности "уровень собираемости платежей за коммунальные услуги".
Если полученный результат ниже заданного уровня собираемости платы за коммунальные услуги, необходимо рассмотреть вопрос о пересмотре проекта тарифов ресурсоснабжающих организаций или выделение дополнительных бюджетных средств на выплату субсидий и мер социальной поддержки населению.
22.5. В то же время при оценке доступности платы за коммунальные услуги по критерию "уровень собираемости платежей" необходимо иметь в виду, что снижение собираемости (рост неплатежей) только в том случае связано с предельными индексами изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, когда рост тарифов, а соответственно и платежей ведет к нарушению структуры рационального потребительского бюджета и превышению над установленным критерием доли расходов за коммунальные услуги в совокупном доходе семьи, то есть в том случае, когда доля расходов на жилищно-коммунальные услуги в совокупном доходе семьи превышает допустимый уровень (в среднем 9-11,5% по муниципальным образованиям, имеющим разный уровень экономического развития). В большей степени собираемость платы за коммунальные услуги зависит от организации расчетов и сбора платежей населения.
23. Оценка доли населения с доходами ниже прожиточного минимума
23.1. Необходимость оценки критерия "доля населения с доходами ниже прожиточного минимума" обусловлена тем, что эта доля оказывает существенное влияние на уровень доходов населения муниципального образования, и как следствие, на долю расходов на коммунальные услуги в совокупном доходе семьи, а также размер бюджетных средств на выплату субсидий.
При определении потребности в субсидиях для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
23.3. При значительном превышении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума над установленным критерием может возникнуть необходимость пересмотра проекта предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги.
23.4. Наиболее существенное влияние на нуждаемость граждан в получении субсидий и на увеличение потребности в бюджетных средствах для их выплаты оказывает доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, превышающая 8-12%.
Эта доля принимается в качестве критерия при оценке доступности для граждан платы за коммунальные услуги. Значение показателя может корректироваться с учетом особенностей социально-экономического развития муниципального образования.
24. Оценка доступности для граждан платы за коммунальные услуги по критерию "доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения"
24.1. Оценка доступности для граждан платы за коммунальные услуги по критерию "доля получателей субсидий на оплату коммунальных услуг в общей численности населения муниципального образования" проводится путем сопоставления прогнозной величины этого показателя и установленного в муниципальном образовании критерия.