© 2000-2025 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

Строительные нормы и правила СНИП 3.06.07-86 от 1 июля 1987 г. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Часть 4

Тип информации: СНИП
Дата: 01.07.1987
Регион: Россия
Отрасль: Недвижимость
Специализация: Нежилая, коммерческая недвижимость

Продолжение см. Строительные нормы и правила Российской Федерации СНиП 13.06.07-86 от 1 июля 1987 г. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Часть 3.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендуемое
 
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ И ОЦЕНКЕ
ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ
И ИСПЫТАНИЙ МОСТОВ
 
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ
НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫХ ДЕФЕКТОВ И ПОВРЕЖДЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ
 
I. Стальные конструкции
 
1. Трещины в сварных элементах создают потенциальную опасность хрупкого разрушения всего сечения конструкции, особенно возрастающую при отрицательных температурах воздуха.
2. Трещины в клепаных элементах также следует рассматривать как возможную причину разрушения того элемента сечения, в котором они рас­положены.
3. Наличие .слабых заклепок снижает несущую способность узла или стыка.
4. Коррозия металла ослабляет сечение элементов, а также может при­водить при язвенном ее характере к концентрации напряжении.
5. Значительные искривления интенсивно работающих сжатых элемен­тов и местные искривления стенок в зоне действия сосредоточенных сил могут являться признаками недостаточной устойчивости элементов и час­тей конструкций.
6. Линии Людерса на поверхности металлических элементов являются признаком интенсивного развития пластических деформаций.
 
II. Железобетонные конструкции
 
7. Раскрытие трещин в бетоне (в размерах более нормируемых вели­чин), а также появление трещин, не предусматриваемых в расчетах, следует оценивать с учетом:
возможных причин появления трещин;
влияния трещин на несущую способность элемента (на напряжения в арматуре, на целостность конструкции, на изменение схемы работы сечений и т.п.);
опасности коррозионных повреждений арматуры по трещинам.
8. Продольные трещины в сжатой зоне бетона с одновременным значи­тельным раскрытием поперечных трещин в растянутой зоне (для изгибае­мых элементов) могут свидетельствовать об исчерпании несущей способ­ности элементов по бетону.
9. Образование трещин в швах предварительно напряженных поперечно-члененных конструкций, не имеющих сцепления арматуры с бетоном (на­пример, на стадии строительства), может быть следствием наступления опасного состояния по несущей способности конструкции.
10. Трещины в ненапрягаемых конструкциях, расположенные поперек рабочей арматуры, имеющие величину раскрытия более 0,5 мм при армату­ре периодического профиля и более 0,7 мм при гладкой арматуре, могут свидетельствовать о текучести в арматуре или о потере сцепления арматуры с бетоном.
11. Не требуют принятия защитных мер по признаку опасности коррозии арматуры элементы со следующими трещинами:
а) в пролетных строениях железнодорожных мостов с проволочной напряженной арматурой - редкие одиночные трещины раскрытием до 0,05 мм;
б) в пролетных строениях железнодорожных мостов со стержневой на­прягаемой арматурой и в пролетных строениях автодорожных и городских мостов с проволочной арматурой - одиночные трещины раскрытием до 0,1 мм;
в) в конструкциях с ненапрягаемой стержневой арматурой: расположенных в зонах переменного уровня воды — раскрытием до 0,15 мм;
увлажняемых атмосферными осадками — раскрытием до 0,2 мм;
защищенных от атмосферных осадков — раскрытием до 0,3 мм.
12. Наличие трещин поперек рабочей арматуры в предварительно напря­женных конструкциях может рассматриваться как признак недостаточного обжатия бетона напряженной арматурой.
13. Образование трещин и сколов вдоль стержневой арматуры обычно связано с коррозией арматуры. Наличие этих дефектов указывает на не­достаточные защитные свойства бетона и приводит к снижению долговеч­ности конструкций. При значительном раскрытии трещин вдоль рабочей арматуры вследствие ее коррозии может заметно снижаться несущая спо­собность балок и колонн.
14. Дефекты бетонирования (раковины, каверны, места с недостаточ­ной толщиной защитного слоя бетона), а также сколы бетона следует оценивать в первую очередь как ухудшение защиты арматуры от коррозии; при больших размерах таких дефектов и повреждений следует оценивать также уменьшение площади сжатого бетона в сечениях элементов и ухуд­шение внешнего вида конструкций.
15. Протечки, высолы и ржавые потеки свидетельствуют, как правило, о плохой гидроизоляции конструкций. Наличие сухих, старых следов высолов на поверхности бетона (особенно на вновь построенных мостах) может быть следствием протекания воды еще до устройства гидроизо­ляции.
16. Наличие неотвердевшего клея на больших участках клееных стыков составных изгибаемых конструкций приводит к снижению несущей способ­ности по поперечной силе и требует проверки стыка при пониженных зна­чениях коэффициента трения.
 
III. Деревянные конструкции
 
17. Загнивание древесины приводит к уменьшению рабочего сечения элементов, а также к снижению несущей способности вследствие ухудше­ния механических свойств.
18. Значительные местные смятия древесины в соединениях, изломы, сколы (особенно во врубках и шпонках) , а также наличие непроклеенных участков в пролетных строениях из клееной древесины могут привести к существенному снижению несущей способности конструкций. При загни­вании мелких ответственных элементов (шпонок, колодок, узловых поду­шек) эти элементы, как правило, подлежат замене.
 
IV. Монолитные и сборно-монолитные бетонные опоры
 
19. Наличие общих деформаций опор свидетельствует обычно о дефор­мациях оснований и приводит к снижению эксплуатационных свойств со­оружения (смещению опорных частей, уменьшению размеров деформа­ционных швов, ухудшению профиля и плана пути); для статически неопре­делимых систем такие деформации могут привести к повреждению основ­ных конструкций и снижению их несущей способности.
20. Вертикальные температурно-усадочные трещины в массивных бетон­ных опорах раскрытием до 1—1,5 мм не представляют опасности для соору­жения, за исключением случаев, когда эти трещины имеют тенденцию к раз­витию и создают опасность нарушения целостности опоры.
21. Износ граней массивных (толщиной более 1,5 м) опор вследствие истирания бетона льдом и донными наносами с интенсивностью до 1 мм в год не представляет опасности и может считаться допустимым. Опасность износа облегченных и массивных опор в размерах больших, чем указано выше, следует оценивать с учетом возможности снижения несущей способ­ности и долговечности опор.
 
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО АНАЛИЗУ И ОЦЕНКЕ
ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ
 
22. Основным критерием положительной оценки работы конструкций мостов по результатам испытаний является соответствие упругих факторов (усилий, напряжений, деформаций, перемещений и др.), измеренных в кон­струкции при воздействии испытательной нагрузки, значениям, найденным расчетным путем (от испытательной нагрузки) .
23. Показателем работы конструкции при статических испытаниях явля­ется конструктивный коэффициент К, подсчитываемый для факторов, ука­занных в п. 22, и равный:
 
                                   К =    __Se___         (1)
                                               Scal
 
где Se   — фактор, измеренный под воздействием испытательной на­грузки;
Scal  — тот же фактор, найденный от испытательной нагрузки расчет­ным путем.
24. Характерными для общей оценки работы испытываемой конструк­ции под временной нагрузкой являются значения коэффициента К, найден­ные при наибольших воздействиях испытательной нагрузки для следующих факторов:
средних (по ширине) прогибов пролетных строений;
средних осевых напряжений в растянутых или сжатых элементах;
средних фибровых напряжений в каждой из зон (растянутой и сжатой) изгибаемых элементов.
Рассчитывать средний прогиб в пролетных строениях, имеющих по шири­не более двух главных балок (ферм, арок), рекомендуется способами, исключающими влияние расчетного коэффициента поперечной установки нагрузки на величину прогиба каждой из балок.
25. По данным многочисленных статических испытаний значения коэф­фициента К для основных несущих конструкций и их элементов составляют 0,7—1,0, а для элементов пролетных строений, в которых расчетами не учи­тывается совместная работа главных балок (ферм) с элементами проезжей части и дорожной одежды, — как правило, 0,5—0,7.
26. Значения коэффициента К большие единицы указывают на сущест­венное отличие работы элементов сооружения от принятых в расчетах пред­посылок. В этих случаях требуются выяснение причин выявленных откло­нений и разработка мер по обеспечению надежной работы элементов.
Низкие значения коэффициента К могут указывать на наличие в соору­жении или у его элементов резервов несущей способности. Возможность использования этих резервов может быть рассмотрена после изучения при­чин получения низких значений коэффициента К.
При определении фактической грузоподъемности сооружения влияние конструктивных элементов на работу основных несущих конструкций сле­дует учитывать только в тех случаях, когда приняты необходимые меры по обеспечению надежной совместной работы этих элементов с основными несущими конструкциями или когда совместная работа гарантирована при­нятыми в проекте решениями.
27. Значения коэффициента К, найденные по величинам максимальных фибровых напряжений, могут в отдельных случаях превышать единицу в связи с наличием концентраторов напряжений, эксцентриситетов действия сил, физической неоднородности соединений и прикреплений элементов и других обстоятельств.
28. При анализе факторов, измеренных в отдельных элементах главных балок (ферм, арок) автодорожных и городских мостов, следует учитывать пространственную работу пролетных строений. Определение коэффициен­тов поперечной установки временной нагрузки hi в этом случае может вы­полняться по формуле
 
                                     hi = ___fi___ ,             (2)
                                                 n
                                                 å fi
                                                 i =1
где     hi фактический коэффициент поперечной установки для i-й бал­ки (фермы, арки);
           fi величина упругого прогиба i-й балки (фермы, арки), измерен­ная при испытаниях;
           n число балок (ферм, арок) или любых других точек в попереч­ном сечении пролетного строения, прогибы которых измеря­лись при испытаниях.
Найденные коэффициенты поперечной установки hi, сравниваются со зна­чениями ихht, принятыми при проектировании.
29. В качестве одного из критериев оценки моста по результатам стати­ческих испытаний может служить соотношение измеренных упругих и оста­точных деформаций (в основном прогибов), выражаемое показателем ра­боты конструкции a, равным:
 
                                 a = ___fr__ ,             (3)
                                            fel
 
где fr — величина остаточного прогиба, определенного после стабили­зации деформаций;
        fel величина упругого прогиба, определенного при тех же усло­виях.
Оценку работы вновь построенных мостов по соотношению упругих и остаточных деформаций следует производить по результатам первого загружения конструкций испытательной нагрузкой, близкой по величине к нормативной.
Показатели работы конструкций a могут достигать следующих значений:
а) для вновь построенных мостов:
выполненных из дерева — 0,30;
выполненных из других материалов — 0,15;
б) для мостов, находящихся в эксплуатации:
выполненных из дерева —0,10;
выполненных из других материалов — 0,05.
При испытаниях эксплуатируемых железнодорожных мостов обычной обращающейся на данной линии или дороге нагрузкой значение показателя а, как правило, бывает близким к нулю.
30. Полученные при статических испытаниях величины прогибов и пере­ломов профиля проезжей части с учетом профилей, зафиксированных при обследовании, следует использовать при оценке соответствия их норми­руемым величинам.
31. Работу конструкций под динамическим воздействием необходимо оценивать на основании сравнения величин фактических (определенных при больших величинах испытательной нагрузки) и проектных динамичес­ких коэффициентов, сравнения измеренных величин периодов собственных колебаний с расчетными и нормируемыми, выявления неблагоприятных видов колебаний (резонансного типа и биений) , рассмотрения характера зату­хания колебаний и др.
32. При сравнении измеренных прогибов, углов перелома профиля про­езжей части, коэффициентов поперечной установки и периодов колебаний с расчетными их величинами последние могут определяться с учетом раз­гружающего влияния конструктивных элементов.
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Справочное
 
ПЕРЕЧЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ,
СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ,
ВЕДОМСТВЕННЫХ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ,
КОТОРЫМИ СЛЕДУЕТ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ ПО ОБСЛЕДОВАНИЮ И ИСПЫТАНИЯМ МОСТОВ И ТРУБ
 
ГОСТ 23457—79. Технические средства организации дорожного движе­ния. Правила применения.
ГОСТ 10807—78. Знаки дорожные. Общие технические условия.
ГОСТ 13508-74. Разметка дорожная.
СНиП 2.05.03-84. Мосты и трубы.
СНиП III-43-75. Мосты и трубы. Правила производства и приемки работ. Инструкция по содержанию искусственных сооружений (ЦП/4363), утвержденная Главным управлением пути и сооружений МПС в 1986 г.
Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог (ВСН 24-75) , утвержденные Минавтодором РСФСР в 1975 г.
Инструкция по проведению осмотров мостов и труб на автомобильных дорогах (ВСН 4-81), утвержденная Минавтодором РСФСР в 1981 г.
Руководство по определению грузоподъемности металлических пролет­ных строений железнодорожных мостов, утвержденное Главным управле­нием пути и сооружений МПС в 1985 г.
Руководство по определению грузоподъемности железобетонных пролет­ных строений железнодорожных мостов, утвержденное Главным управле­нием пути и сооружений МПС в 1974 г.
Инструкция по определению грузоподъемности железобетонных балоч­ных пролетных строений автодорожных мостов (ВСН 32-78), утвержден­ная Минавтодором РСФСР в 1978 г.
Указания по организации и обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах (ВСН 25-76) , утвержденные Минавтодором РСФСР в 1976 г.
Указания по гидрологическим наблюдениям на мостовых переходах, утвержденные Главным управлением пути и сооружений МПС в 1979 г. Правила дорожного движения, утвержденные МВД СССР в 1986 г.

Источник информации: Рестко Холдинг


Постоянный адрес материала - Строительные нормы и правила СНИП 3.06.07-86 от 1 июля 1987 г. Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний. Часть 4

  © 2000-2025 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо