© 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

Название отчетаМаркетинговое исследование рынка детской книжной продукции: доминирующее восприятие книг, новые идеи и темы в литературе для дошкольного и младшего школьного возраста. 
Код исследования3523 
Тип работыМаркетинговое исследование
РегионМосква
ОтрасльСМИ
Дата выхода отчета13.02.2009 
Количество страниц81 
Язык отчетаРусский 
Стоимость25000 Российский рубль 
Краткое описание отчетаСовременная детская литература для дошкольного и младшего школьного возраста зачастую вызывает негативные эмоции у ее покупателей, среди которых основными категориями стоит признать бабушек и мам. Во многом это связано с консерватизмом взглядов родителей, их невосприятием новых детских авторов и форматов книг. В то же время и мамы и бабушки детей этой возрастной категории констатируют отсутствие новых идей, или их малую распространенность среди книжной продукции. По их мнению, издательства не прикладывают достаточных усилий для разработки инновационных видов книг, не достаточно полно взаимодействует не только со своими читателями и покупателями, но и с самими авторами, что и приводит к наблюдаемому застою… 
Полное описание отчетаЦели исследования:

Целью данного исследования является изучение мнений, существующих на рынке детской книжной продукции для дошкольного и младшего школьного возраста относительно выпускаемой литературы, в том числе о моде на книги среди детей и их родителей, о значимости внешнего вида книги, и наиболее интересных их вариациях, о жизни детей рассматриваемых возрастов и их интересах и увлечениях, о играх и игрушках в которые они играют, о воспитательных проекционных целях родителей, инновационных форматов и видов книг, популярности различных категорий авторов, для последующего применения полученных данных в ходе разработки новых идей и тем на изучаемом рынке, часть из которых была описана в настоящем исследовании.


Период исследования: сентябрь-октябрь 2008г.
Методика исследования: групповое интервью (фокус-группы).
География исследования: г. Москва.
Тип и объем выборки: в исследовании использовался квотный отбор, согласно заданным условиям, по специально разработанной скрининговой анкете, ответы на вопросы которой определяли участие человека в фокус-группе. Условиями отбора послужили выявленные по данным предыдущего описательного (дескриптивного) исследования параметры портрета основного покупателя:
- Основными покупателями детской книжной продукции являются женщины в возрасте от 25 до 70 лет (мамы и бабушки).
- Они регулярно приобретают своим детям 2-4 книги в месяц.
Квотирование: Специально разработанная для рекрута участниц сложная система квотирования позволила обеспечить равномерную представленность:
а) транслированных интересов и мнений конечных потребителей – детей: мальчиков и девочек дошкольного возраста, мальчиков и девочек младшего школьного возраста.
б) интересов и мнений основных непосредственных покупателей: мам, женщин в возрасте от 25 лет до 38 лет, бабушек, женщин в возрасте до 70 лет.
Таким образом, общее количество участниц каждой из шести фокус-групп составляет 8 человек:
1) 12 мам и 12 бабушек мальчиков и девочек дошкольного возраста (2-6 лет)
2) 12 мам и 12 бабушек мальчиков и девочек младшего школьного возраста (7-10 лет)
Явка участниц на фокус-группы стопроцентная.

Выдержки из исследования:
В силу ряда факторов, определяющих состояние современной семьи, родители не всегда могут уделить необходимое количество внимания ребенку. Так, по данным социологических исследований, они проводят со своими детьми не более 4-х часов в день. Выходом из сложившейся ситуации, по мнению большинства, является обращение к более свободным от экономической деятельности членам семьи, то есть бабушкам или дедушкам, которые к этому времени, как правило, выходят на пенсию. И действительно, мамы-участницы фокус-групп указали, что именно бабушки являются незаменимыми помощниками в этом нелегком труде – присмотре за детьми, что, в свою очередь, позволяет родителям отдыхать, снижать нагрузку в свободное от работы время:
Большой интерес в исследовательском плане представляет рассмотрение форм участия бабушек в воспитательном процессе. Отметим, что они по-разному определяют свою роль в развитии у ребенка определенного набора качеств, вследствие чего представляется возможным выделить следующие модели поведения: активное участие и наблюдение. Наиболее распространена среди бабушек, часто приобретающих книги для внуков, именно первая. Они проводят с ребенком столько же времени, сколько и родители, или даже больше.
Ситуация с конкуренцией между старшим поколением и родителями дошкольников разрешается через разделение направлений в процессе воспитания. Взаимодействие поколений в семье можно представить как дифференциацию следующих ролей: добрый и строгий. Таким образом, если мама требовательна по отношению к ребенку, то бабушка проявляет мягкость и терпимость. И наоборот.
Важно отметить, что в ходе групповых дискуссий наблюдалось отсутствие кардинальных различий во взглядах мам и бабушек на воспитание ребенка, что, в свою очередь, позволяет сделать вывод об универсальности методов воспитания, которые применяют как мамы, так и бабушки. Тем не менее, в их взглядах существуют некоторые разногласия, при этом мнение мамы является определяющим.

Цели воспитания ребенка в семье могут различаться по содержанию и характеру. Как правило, на этом этапе дошкольникам прививают определенные навыки гигиены, бытовых умений, культуры общения, формируют физическое, интеллектуальное, экспрессивное, личностное развитие; также выявляют отдельные способности (в каких-либо видах спорта, искусства, отрасли знания и т.д.). В ходе групповой дискуссии определилось, что стратегические воспитательные цели, которые ставят перед собой родители, можно условно разделить на следующие группы:

1. формирование понимания социальных ролей;
2. адаптация к жизни в социуме;
3. формирование личностных качеств.
Наиболее эффективными методами большинство родителей считают демонстрацию уборки на своем примере, а также совместное наведение порядка в комнате. Подавляющее большинство из них считает, что у ребенка с 4-х лет должны быть свои обязанности по дому, и поэтому стремятся приучить к труду, выполнению повседневных задач, объясняя предварительно их важность.
Тем не менее, данные методы не всегда являются эффективными: иногда они приводят к тому, что уборку за ребенка делают старшие братья, сестры или другие члены семьи.
Однако стоит сразу оговориться, что, во что бы ни играли дети, так или иначе они всегда что-то придумывают, сочиняют, даже совершая самые простые действия – например, катая по полу машинки. Так, с помощью воображения, они представляют, что участвуют в гонке или едут тушить пожар, называют по именам всех водителей, создают аварии или обгоны и т.п. Происходит это вследствие того, что у ребенка существует потребность в создании собственного игрового пространства, конструировании своих правил, что также было отмечено участницами исследования. Данная проблема нашла отражение и в чтении книг.
При первом знакомстве ребенка с книгой важно вызвать интерес, именно эту функцию выполняют картинки и приложения. По мнению мам и бабушек, книга должна быть традиционного, «бумажного» формата, несмотря на популярность аудиокниг. Тем не менее, диски с записями музыки, песен, звуков могут идти в комплекте с литературным произведением в качестве приложения. Особые требования родители предъявляют к обложке книги, они отдают предпочтения литературе в твердом переплете с интересным названием и яркой иллюстрацией.

В этом возрасте ребенок склонен одушевлять предметы вокруг себя: игрушки, вещи, в том числе и книги. Книга должна стать для ребенка тем предметом, к которому будет привязанность, желание вернуться к ней, перечитать. С этой точки зрения интересна следующая идея издания, предложенная одной из участниц фокус-группы.
Сопоставление словарей книги-мечты для дошкольника и её антипода. Содержание книги:
КНИГА-МЕЧТА: веселье, радость; добрая; животные; забавная; зверюшки; игра; познавательная; приключения; развивающая, обучающая; сказка; счастье; фантастика; хорошая; яркая.
АНТИ-КНИГА: агрессивный; бессмысленный; большая, длинная, много текста; взрослая; война; вредность; жадность; жестокость; зло, злодеяние; кровь; мрачная; небрежность, неопрятность; несправедливость, неуважение; описание, описательный сюжет, рассказ; обида; слезы; смерть, убийство; скучная; монстр, страшилка, ужастик.
Сопоставление словарей книги-мечты и анти-книги для младшего школьника. Оформление книги:
КНИГА-МЕЧТА: аудиозапись; глянцевая; дневник; жесткий переплет; игрушка; карта; красочная; наклейки; музыкальная; наглядная; подарок; сюрприз; фотографии; яркая.
АНТИ-КНИГА: без иллюстраций; блеклая, тусклая; брошюра; газета, газетная бумага; диафильм; маленькая, мелкий шрифт; невыразительная, некрасочная; плохой; простой; раскладушка; розовая; сложный; страшная; толстая, большая по объему; тоненькая; черно-белая, серая; шероховатая, неприятная. 
Подробное оглавлениеСодержание исследования.



Введение

Глава 1. Идеи и решения для воплощения в книжной продукции для детей дошкольного возраста

1.1 Родители детей дошкольного возраста (до 7 лет)

1.1.1 Мамы и бабушки: классификация
1.1.2 Взгляды мам и бабушек на воспитание ребёнка

1.2 Дети глазами их родителей

1.2.1 Стратегические цели в воспитании детей
1.2.2 Текущие воспитательные задачи
1.2.3 Чтение как воспитательный метод

1.3 Жизнь ребенка

1.3.1 Интересы и увлечения детей
1.3.2 Любимые игры и игрушки детей

1.4 Анализ восприятия современной детской литературы

1.4.1 Анализ предпочтений детей и родителей (в контексте сравнения с книгами их детства) по содержанию книг
1.4.2 Анализ предпочтений детей и родителей (в контексте сравнения с книгами их детства) по внешнему виду и оформлению

1.5 Книга-мечта

Глава 2. Идеи и решения для воплощения в книжной продукции для детей младшего школьного возраста

2.1 Родители детей младшего школьного возраста (7-10 лет)

2.2 Дети глазами их родителей

2.2.1 Стратегические цели в воспитании детей
2.2.2 Текущие воспитательные задачи
2.2.3 Воспитание культуры чтения

2.3 Жизнь ребенка

2.3.1 Интересы и увлечения детей
2.3.2 Любимые игры и игрушки детей

2.4 Анализ восприятия современной детской литературы

2.4.1 Анализ предпочтений детей и родителей (в контексте сравнения с книгами их детства) по содержанию книг
2.4.2 Анализ предпочтений детей и родителей (в контексте сравнения с книгами их детства) по внешнему виду и оформлению

2.5 Книга-мечта  
Способ предоставленияЭлектронный вид 

Постоянный адрес материала - Маркетинговое исследование рынка детской книжной продукции: доминирующее восприятие книг, новые идеи и темы в литературе для дошкольного и младшего школьного возраста.

  © 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо