© 2000-2025 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

Здания в стиле «лофт»: искусство или бизнес?

Тип информации: Статья
Дата: 08.09.2012
Регион: Россия
Отрасль: Недвижимость
Специализация: Нежилая, коммерческая недвижимость

           В рамках ревитализации промышленных зон, почти все бывшие здания московских производственных предприятий сегодня превратились в
модернизированные центры, где площади арендуют прогрессивные и престижные компании. Но в процессе превращения каждая из бывших фабрик
или заводов должна была решать, с каким «уклоном» ей теперь существовать: стать мастерской для людей искусства или вместить в себя
представителей бизнеса.
           Сегодня арт-кластеры в зданиях в стиле «лофт» существуют наравне с бизнес-центрами, организованных в малоэтажных бывших промзонах. Чем
принципиально отличаются эти категории зданий? Правда ли, что быть арендатором бизнес-центра в стиле «лофт» - дорогое удовольствие? Каких
арендаторов хотят видеть арт-центры и бизнес-центры в бывших промзонах? Рассказывает Куралай Садыбекова, коммерческий директор
делового квартала «Новоспасский двор».
           «Состав любого арт-кластера – это креативные компании и организации, связанные с искусством, медиа, архитектурой, дизайном, наукой. Сегодня арт-кластеры – едва ли не самые «живые» места столицы: здесь проходят популярные лекции и семинары, модные выставки, здесь открыты известные
рестораны и клубы. Причем некоторые арт-кластеры, такие, как АРМА или «Красный Октябрь», формировались хаотично, из-за обременений и
ограничений в градостроительных регламентах, поневоле впуская самых разных арендаторов. А, некоторые, как «Флакон» и центр Artplay, сразу обозначили строгую концепцию и устроили отбор арендаторов по принципу принадлежности их к сфере искусства. «Винзавод» же изначально планировался как уникальная галерея современного искусства. Рестораны и кафе – это также не просто инфраструктура для внутреннего пользования местных арендаторов: это полноценные заведения, часто имеющие отдельный вход с улицы и работающие не только для сотрудников центра, но и для городской аудитории» - рассказывает эксперт.
           Бизнес-центры, созданные в зданиях бывших промышленных предприятий, сегодня принимают иных арендаторов: «Если мы говорим о классе В+, к
которому чаще всего относятся офисы в стиле «лофт», то основными арендаторами их являются крупные компании, размещающие на их территории свои бэк-офисы или поддерживающие структуры, в то время как основные их представительства стараются арендовать офисы А-класса» - комментирует Куралай Садыбекова.
           Различие между арт-кластерами и бизнес-центрами подчеркивается еще и внутренней отделкой офисов: «Изначально и те, и другие предлагают
стандартный вариант лофт-отделки – красную аутентичную кирпичную кладку, высокие потолки, большие окна, открытые инженерные
коммуникации, open space. Но наши арендаторы – крупные государственные учреждения - сделали собственный дизайн офисов; пространство
open-space оставили исключительно для менеджеров, создали помещения кабинетного типа и заменили кирпичную кладку на стандартную отделку» -
рассказывает эксперт. Креативные же арендаторы, такие как BBDO, напротив, максимально постарались сохранить промышленные элементы и
планировку open space.
           «Немаловажно и подчас незаметное различие, диктуемое СНиПами и особенностями инженерии – это системы кондиционирования, вентиляции, пожарные системы и лифты, которые зависят от норм размещения сотрудников, планировки помещения и трафика постоянных сотрудников и гостей комплекса. «В бизнес-центрах такого плана наличие лифтов просто необходимо; в арт-кластерах, напротив, чаще всего принято обходиться без них» - отмечает Куралай Садыбекова.
           Что же происходит с арендной ставкой в этих двух категориях офисов в стиле «лофт»? «Арендатору принципиально важно понимать, где он
арендует свой офис-лофт: в арт-кластере или в бизнес-центре. Арендная ставка в этих двух категориях зданий различается существенно: офис в арт-кластере будет стоить примерно на 10-15% дешевле, чем в бизнес-центре. Такая стоимость диктуется не только классом здания, но и категорией арендаторов: арт-центрам важнее привлечь к себе на территорию креативные молодые компании, а у них, зачастую, не хватает средств на дорогостоящий офис» - отмечает эксперт. Бизнес-центры тем временем ориентируются на государственные структуры и крупный бизнес, способный оплачивать аренду офиса класса В+.
           На сегодняшний день соотношение арт-кластеров и бизнес-центров в стиле «лофт» в Москве – примерно 60 на 40. «Переоборудовать бывшие промзоны
под арт-центры, безусловно, легче, чем создавать новый бизнес-центр на территории завода или фабрики. Поэтому сегодня арт-кластеры занимают большие площади, нежели бизнес-центры в стиле «лофт». Но, возможно, в будущем, если бизнес-центров и не станет больше, то их количество может догнать арт-центры по числу занятых квадратных метров: сегодня даже креативные компании очень щепетильно относятся к престижу и качеству своего офиса; получить и то, и другое, можно однозначно лишь в бизнес-центре» - заключает эксперт «Новоспасского двора» Куралай Садыбекова.


Источник информации: Рестко Холдинг


Постоянный адрес материала - Здания в стиле «лофт»: искусство или бизнес?

  © 2000-2025 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо