© 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

27.04.2023 - ГАЗ на плаву: как работает нижегородский автозавод Олега Дерипаски

Горьковский автозавод, который Олег Дерипаска приобрел в 2000-м, уже почти год работает под санкциями, из-за которых в марте 2022 года концерн Volkswagen расторг с ним соглашение о контрактной сборке автомобилей, действовавшее до 2025 года. В ответ российская компания потребовала через суд взыскать с бывшего партнера 15,6 млрд рублей — так ГАЗ оценил свои убытки. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в июне 2022 года рассказал, что на ГАЗе планируют возродить производство автомобилей под советскими брендами «Волга» и «Победа». Как сейчас работает автозавод — в фоторепортаже Forbes из Нижнего Новгорода Продажи легких коммерческих автомобилей в России по итогам 2022 года сократились на 45%, у ГАЗа, который сохранил лидерство в этом сегменте, этот показатель значительно ниже — 34%. По данным исследования «Автостат Инфо», в 2022 году на российском рынке было продано 36 958 машин марки ГАЗ (в 2021-м — 56 015), из них почти 32 000 машин имели шильдик «Газель Next». Производство малотоннажных «газелей» автозавод наладил еще в 1994 году. Машины появились своевременно и стали очень популярны у малого бизнеса — на них перевозили небольшие партии грузов, а с появлением пассажирской версии они массово вышли на городские маршруты. В Музее ГАЗа посетителям показывают исторический документ 1994 года — лист бумаги, на котором заместитель главного конструктора Владимир Носаков записал несколько возможных названий: «Челнок», «Ларек», «Комок», «Фазенда» и «Газель».

В первый год после запуска с конвейера сошло 13 300 «газелей». А уже через пару лет выпускали 125 000 машин под этим брендом ежегодно. Однако большую часть автомобилей продавали по бартерным и вексельным схемам, денег завод почти не получал, а средняя зарплата сотрудников составляла $100.

В 2000 году владельцем ГАЗа стал миллиардер Олег Дерипаска, его компания «Базовый элемент» приобрела контрольный пакет акций. Позже автозавод стал головным предприятием Авол. Дерипаска занялся его спасением, привез в Нижний японских консультантов, которые помогли внедрить систему «кайдзенов», улучшений производства, благодаря которой удалось существенно снизить затраты и оптимизировать рабочие процессы на конвейере.

В 2008 году на автозаводе предприняли попытку возродить выпуск легковых автомобилей «Волга»: у концерна DaimlerChrysler приобрели сборочную линию для седанов и на нижегородской площадке наладили производство автомобиля Volga Siber. Но в 2010-м его пришлось свернуть из-за низких продаж. Вывод машины пришелся на период финансового кризиса, из-за которого в России рухнул рынок, завод тогда перешел на трехдневный режим работы, резко резал затраты по всем направлениям, у него не было средств на продвижение и организацию дистрибуции нового легкового автомобиля, поэтому проект закрыли. В 2011 году было подписано соглашение с Volkswagen о контрактной сборке легковых автомобилей VW и Skoda на Горьковском автозаводе.

В апреле 2018 года Минфин США включил ГАЗ в санкционный список вместе с Олегом Дерипаской. Миллиардер заявлял тогда, что компании грозит банкротство и национализация. Американцы несколько раз переносили сроки исполнения санкций: в отношении Группы ГАЗ они вступили в силу в мае 2022 года.

Партнерство с компанией Volkswagen, которую раньше называли возможным инвестором автозавода, в новых условиях стало нереальным. Из-за «спецоперации»* немецкий концерн решил уйти из России и закрыть производство в Нижнем Новгороде. Выпускать автомобили VW и Skoda Volkswagen прекратил еще в марте 2022-го, после обращения ГАЗа в суд активы немецкого автоконцерна в России были арестованы, однако уже в апреле Нижегородский арбитраж частично снял арест с недвижимости и оборудования. После этого сотрудники автозавода попросили правительство взять под контроль уход Volkswagen из России. По словам председателя рабочих советов ГАЗа Евгения Морозова, сейчас в Нижнем Новгороде простаивают мощности контрактной сборки на 140 000 легковых автомобилей в год.

«Надеемся, что правительство России возьмет под контроль данную ситуацию и не позволит уйти компании Volkswagen из России, не вернув средства нашему предприятию для реализации нового проекта на площадях ГАЗа», — заявил он.

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

На ГАЗе сейчас работает около 20 000 человек. В советские годы, когда здесь производили «волги» и «чайки», а на балансе завода были еще и непрофильные активы, — более 120 000.

В производстве участвует более 600 роботов. Они сваривают, склеивают, окрашивают автомобили. Около 80% операций автоматизировано. Самый технологически продвинутый — сварочный цех. Здесь роботизированные системы немецкой компании Kuka и японской Fanuc полностью вытеснили ручной труд.

В начале 1930-х рядом с будущим автозаводом начали строить соцгород для работников автопрома — жилые дома-коммуны с инфраструктурой. Позже появился так называемый желто-бусыгинский квартал, который проектировали с участием архитекторов ГАЗа. Сейчас это объект культурного наследия. В одном из таких домов жил кузнец-стахановец Александр Бусыгин.

В окрасочном цехе кузова автомобилей пропускают через 13 ванн: обеспыливают, обезжиривают и покрывают фосфатным грунтом. Чтобы защитить кузов «газели» от коррозии, одного только воска на него наносят около 2 кг и более 30 кг герметика. В 2013 году цех полностью реновирован и роботизирован.

20 лет назад Горьковский автозавод по инициативе Олега Дерипаски первым в России начал использовать принципы «кайдзенов» — улучшений производства, основанных на стандартах компании Toyota.

Сотрудник получает премию 600 рублей за каждое улучшение, которое внедрено по его предложению. Самые активные за месяц вносят по 15–20 идей: это помогает повысить производительность, снизить трудозатраты, сократить число ошибок и брака.

Роботы окрашивают кузов «газели» всего за пять минут. Но они пока полностью не могут заменить рабочих редкой профессии — квалифицированных маляров, которые докрашивают из пульверизаторов труднодоступные места в автомобиле.

В декабре 2022 года открылся обновленный музей истории ГАЗа, площадь его увеличилась в два раза, а посещаемость — почти в три.

Реконструкция музея обошлась в 500 млн рублей. Теперь дети могут осваивать профессии автопрома с помощью виртуальной реальности и других технологий. Зона профориентации занимает целый этаж.


Постоянный адрес материала - ГАЗ на плаву: как работает нижегородский автозавод Олега Дерипаски

  © 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо