© 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

27.01.2023 - Ввоз и ныне там: как в 2022 году изменилась цепочка поставщиков электроники в Россию

После ухода крупных иностранных производителей электроники с российского рынка появились зарубежные компании, помогающие ретейлерам закупать технику этих брендов. Они могут как просто прикрыть от наложения вторичных санкций, так и проводить товар до границы с Россией, помогая с оплатой и таможенной очисткой. Наценка за присутствие еще одного участника в цепочке поставок может достигать 20%. Это помогло наладить ввоз нужных товаров: за первые три квартала 2022 года доля параллельного импорта в поставках смартфонов выросла с нуля до 19%, а в категории ноутбуков — до 41%

В первые месяцы после ухода западных вендоров параллельный импорт фактически не работал. Понадобилось время, прежде чем он если и не заработал в полную силу, то существенно нарастил обороты, рассказывает Forbes руководитель направления «Телеком» дистрибьютора diHouse Андрей Малютин. В первой половине 2022 года все торговали продукцией, ввезенной по старым схемам, и только начиная с III квартала пошло движение в сторону параллельного импорта — основной объем начал заходить в сентябре, добавляет руководитель направления «Ноутбуки» diHouse Роман Овсиенко.

Это подтверждают данные источника Forbes на рынке потребительской электроники: доля параллельного импорта из всех ввезенных в Россию смартфонов за первые три квартала 2022 года выросла с 0,1% до 19,1%, а ноутбуков — с нуля до 41% (если сравнивать квартал к кварталу). Собеседник Forbes пояснил, что доля параллельного импорта зависит от суммарной доли покинувших российский рынок брендов, их запасов в начале 2022 года и реального дефицита продукта.

Всего же за 2022 год параллельный импорт смартфонов, ноутбуков и планшетов составил $1,5 млрд, из которых $1,1 млрд — это смартфоны, оценивает источник Forbes на рынке потребительской электроники.

После начала «спецоперации»* на Украине ряд крупных производителей электроники (Apple, Dell, Samsung, Asus, Lenovo, LG, GoPro и др.) остановили поставки в Россию. До этого большинство зарубежных производителей работало в России по механизму прямого импорта, при котором ввозили технику самостоятельно или через дистрибьюторов и отвечали за ее соответствие требованиям российского законодательства. В конце марта премьер Михаил Мишустин подписал постановление о разрешении ввоза импортных товаров без согласия правообладателей. Ретейлерам пришлось приспосабливаться к новым условиям рынка.

Плюс один

В первое время после ухода иностранных вендоров с российского рынка параллельным импортом электроники начали заниматься все, кто мог, в том числе крупные заказчики и сами ретейлеры, рассказывает управляющий партнер «F+ tech-Марвел» Алексей Мельников. Обратиться к посредникам, по его словам, ретейл заставило множество сложностей ввоза техники таким способом (кризисы неплатежей, невозвраты и т. д.). Некоторые федеральные игроки пытались заняться поставками самостоятельно, но в итоге большинство из них пришло к пониманию, что опыт в работе с поставками у дистрибьюторов больше, соглашается Андрей Малютин. Ранее дистрибьюторы закупали товар исключительно по прямым контрактам с вендорами, поясняет Роман Овсиенко. Сейчас же, по его словам, стали использовать компании-посредников из других стран. Хотя появились новые бренды, работающие с Россией напрямую (например, Maibenben и Rombica), добавляет он.

Основной объем потребительской электроники, как и годом ранее, поставляется в Россию из Китая, Тайваня и Гонконга, поясняет представитель дистрибьютора по товарам, ввозимым в рамках постановления о параллельном импорте Аркадий Маркарьян (ранее работавший в «AliExpress Россия», Bringly, Huawei). Однако поставки ушедших из России брендов производятся по большей части через Дубаи (ОАЭ), Турция же стала транзитным хабом для европейских брендов, говорит эксперт.

Посредники между российским ретейлом и зарубежными поставщиками, которые были созданы за последние полгода, обеспечивают оплату товаров, отвечают за логистику и доставку, умеют делать сертификаты и таможенную очистку, перечисляет Маркарьян. Услуги таких посредников могут стоить до 20% от стоимости товара, что, по его мнению, гораздо дешевле, чем затраты на создание департамента международных закупок внутри собственных компаний. У многих подобных отделов никогда не существовало, потому что раньше в этом не было необходимости — вендоры еще год назад импортировали и привозили товар в Россию сами или через официальных дистрибьюторов, предлагая отгрузку со склада в Москве и длинной отсрочкой платежа, проясняет Аркадий Маркарьян.

После разрешения государства на ввоз импортных товаров без согласия правообладателей потребовалось еще несколько месяцев, чтобы выработать процедуру растаможивания параллельного импорта и выстроить заново документооборот, рассказывает источник Forbes в одном из ретейлеров. «Пока этого не было сделано, поставщики везли контрафакт и могли предлагать товар, не предназначенный для продажи в России или странах ЕМЕА, и выставляли большие проценты за свои услуги. Сейчас наценка на услуги посредников из других стран составляет максимум 5%, а основная их функция — помощь в уходе от вторичных санкций», — поясняет собеседник Forbes.

Смутное время

Ретейлеры немногословны, когда речь заходит о параллельном импорте. «М.Видео-Эльдорадо» в 2022 году «с нуля оперативно развернула процессы импортных операций», рассказывают в пресс-службе компании. В июле — сентябре прошлого года доля собственного импорта техники в продажах ретейлера достигла двузначных показателей, добавляют в компании. Для развития ассортимента «М.Видео-Эльдорадо» взаимодействует «с широким кругом производителей в рамках прямых поставок, а также с дистрибьюторами».

Маркетплейсы гораздо быстрее смогли обеспечить российских покупателей ассортиментом электроники, считают в Ozon. В прошлом году продавцы Ozon смогли частично восстановить ассортимент ушедших брендов, используя механизм поставки в Россию оригинальных иностранных товаров с согласия иностранного правообладателя или дистрибьютора, если он отказался работать в стране напрямую, говорят в компании.

Кроме того, отечественные ретейлеры разрабатывают собственные торговые марки бытовой техники и электроники, чтобы расширить ассортимент в некоторых категориях, добавляют в Ozon. В МТС, «Мерлион» (владеет «Ситилинк»), «Мегафоне», Wildberries отказались от комментариев. «Связной» и DNS не ответили на запрос Forbes.

Наценка за бренд

Стоимость смартфонов, ввезенных параллельным импортом, для конечного пользователя выросла, но сейчас усложнение ввоза уже не настолько сказывается на цене, указывают дистрибьюторы. В начале прошлого года, когда процессы поставок только отрабатывались, наценка для пользователя составляла до 20–30%, к концу году прибавка к цене в рознице достигает не более 5%, оценивает Андрей Малютин. Параллельный импорт дороже из-за усложненной логистики, валютных колебаний и пошлин в транзитных странах, поясняет Алексей Мельников: «Некоторые потребители готовы переплатить за привычный бренд, но многие просто переходят на продукцию других марок, которые ввозятся в Россию официально».

Цены на электронику в первом полугодии 2022-го существенно выросли потому, что не было понимания, где брать новый товар, а продавать имеющиеся запасы по старым ценам не имело экономического смысла из-за резкого роста ключевой ставки ЦБ и рисков для импортеров, отмечает Роман Овсиенко. Когда товар начал появляться, то и цены пошли вниз, добавляет он.

Если говорить про объемы поставок ушедших брендов, то, по словам Андрея Малютина, один А-бренд восстановил продажи до 50% от значений 2021 года, когда работа строилась через вендора со всеми возможными маркетинговыми поддержками.

То, что рынок электроники просел, видно по данным аналитиков ГК «F+ tech-Марвел»: в 2022 году в России было продано 24,7 млн смартфонов, что на 21,5% меньше, чем в 2021-м. Снижение рынка в денежном выражении составило 27,8%, если сравнивать с предыдущим годом. Рынок ноутбуков в 2022 году просел не так значительно — на 13,5% в штучном выражении и 6,85% в денежном. Всего же за прошлый год в России было реализовано 3,22 млн ноутбуков.

Цифры упали не только из-за ухода многих вендоров с российского рынка. Как поясняет генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков, в 2022 году россияне меньше покупали электронику из-за экономического кризиса. По его словам, больше всего пострадал сегмент дорогих премиальных устройств, что сказалось на снижении объема рынка в денежном выражении, несмотря на рост цен. Бума на потребительском рынке, связанного с параллельным импортом, нет, констатирует президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов: «Очень большого потока, во всяком случае на маркетплейсах, мы не видим».

Не все то золото

Есть у параллельного импорта и отрицательные стороны. Главный риск для импортера при параллельном импорте — это работа по предоплате, обращает внимание Роман Овсиенко. По мнению Алексея Мельникова, одобрив ввоз иностранного товара в страну без разрешения правообладателя, государство обеспечило покупателей привычной продукцией, однако открыло канал для потока серого товара, с которого не взимаются пошлины и не платятся налоги.

На товар, ввезенный в рамках серого импорта, не распространяется гарантия и сервисное обслуживание от производителя, напоминают в «Вымпелкоме» (бренд «Билайн»). «Это крайне существенная проблема как для самих клиентов, так и для добросовестных ретейлеров и бюджета государства, который недополучает существенный доход с пошлин и НДС», — отмечают в компании.


Постоянный адрес материала - Ввоз и ныне там: как в 2022 году изменилась цепочка поставщиков электроники в Россию

  © 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо