© 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

12.01.2023 - Премьера года: как опера «Борис Годунов» стала политическим заявлением

В декабре миланский театр Ла Скала открыл новый сезон оперой Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в постановке датчанина Каспера Хольтена. Партию царя Бориса исполнил российский бас Ильдар Абдразаков. На премьере присутствовал весь миланский бомонд, а также президент Италии Серджо Маттарелла, премьер-министр Джорджа Мелони, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен

Грандиозное, как и полагается, действо, наполненное цитатами из советского и итальянского тоталитарного прошлого, было прекрасно и само по себе: овации продолжались минут двадцать. Но в нынешнем контексте «Борис Годунов» стал, безусловно, политическим заявлением: опера на русском языке, созданная по мотивам одноименной трагедии Александра Пушкина, главного русского классика, в исполнении нескольких известных русских артистов из Москвы и Санкт-Петербурга.

«Я не собираюсь прятаться, когда читаю Пушкина», — заявил генеральный директор театра Доминик Мейер, объявляя о премьере еще в июне. А главный дирижер Ла Скала Риккардо Шайи, стоявший за дирижерским пультом в тот памятный вечер, подчеркнул, что «отменять Мусоргского или Пушкина — это все равно что отменять Данте или Шекспира». Никакой отмены русской культуры в мире действительно нет. Но это не главное. Спектакль Каспера Хольтена напомнил, что в России преходящее, а что останется навсегда и с нами, и со всем миром. Россией правили разные люди. Кстати, Годунов, по мнению современных историков, был из них не самым бездарным и едва ли причастен к гибели царевича Дмитрия (скорее всего, это выдумка его политических противников).

И все-таки главное в нашей истории — не правители, их амбиции и страсти, как думают сами правители и прикормленные ими историки, а стихи, музыка, образы, смыслы — культура, которая больше, значительнее, сложнее и уж точно долговечнее.

Этот год разделил жизнь многих на «до» и «после». Некоторые признаются, что прежняя их жизнь разрушена. Думаю, это не вполне справедливо даже для 1917 года. Накопленными сокровищами культуры, дореволюционным образованием и опытом, моральными и эстетическими принципами Россия пользовалась весь XX век (иногда полулегально). И если эту страну можно называть Россией, то только потому, что в ней продолжали читать Пушкина, а не Ленина и Сталина. Какими бы драматичными нам ни казались события уходящего года, очень многое в нашей жизни останется навсегда, и это поможет нам однажды снова склеить «до» и «после».


Постоянный адрес материала - Премьера года: как опера «Борис Годунов» стала политическим заявлением

  © 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо