© 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

15.11.2022 - В гостевом режиме: как в Москве поддерживают туристическое предпринимательство

Московская туриндустрия почти полностью восстановилась после снятия пандемийных ограничений. На первый взгляд это неудивительно: столица есть столица. Однако мэрия продолжает всеми силами поддерживать локальный бизнес, связанный с индустрией гостеприимства. Зачем и с какой отдачей? Объясняем на примере трех различных проектов.

Летний туристический сезон в Москве прошел успешнее, чем можно было ожидать. Если в первой половине 2022 года столицу посетили 9 млн гостей, то в июне–августе — 6,2 млн (плюс 20% к прошлогоднему показателю). Снижение турпотока из Европы компенсировал внутренний рост: 90% туристов в Москве — это граждане России. За минувшее лето они потратили в ее отелях, музеях, театрах, парках, магазинах и ресторанах почти 252 млрд рублей. Конечно, привлекательность городу обеспечивает столичный статус со всеми его понятными преимуществами. Тем не менее в индустрии путешествий и отдыха у Москвы немало конкурентов. «Чтобы туристическая отрасль активно развивалась и была устойчивой к любым внешним изменениям, мы оказываем системную поддержку: выдаем гранты организаторам бизнес-форумов, молодежных фестивалей и поездок для туристов старше 55 лет, создаем новые цифровые сервисы и площадки для поддержания профессионального диалога, — говорит председатель Комитета по туризму города Москвы Евгений Козлов. — Для города это очень важно, ведь туристы стимулируют всю столичную экономику — от общепита и торговли до музеев».

Проверка реальностью

В июне в Москве стартовала программа поддержки мероприятий в сфере делового и молодежного туризма. Она проводилась в три потока до ноября. Чтобы получить поддержку Мостуризма, организаторам нужно соблюсти три условия: собрать не менее 100 участников (причем минимум 20% необходимо разместить в московских гостиницах), работать минимум два дня и включить в план мероприятия экскурсионную программу по столице. Экспертная комиссия получила 162 заявки на сумму 402 млн рублей (грант выдается по завершении мероприятия как компенсация затрат). Поддержка понадобилась инициативам не только в сфере культуры, но и бизнес-среды.

«Как показывает опыт, организация конференций, конгрессов, форумов и других деловых мероприятий оказывает значительный мультипликативный эффект на развитие экономики городов, — объясняет Майя Анурова, начальник управления по развитию делового туризма Комитета по туризму города Москвы. — Траты деловых туристов в полтора-два раза выше, чем среднестатистических. Около 40% из них снова приезжают в город, уже с семьей или друзьями. Деловые мероприятия обеспечивают доход для всех категорий подрядчиков круглый год, в том числе в низкий туристический сезон. А регулярное проведение тематических конгрессов и конференций позволяет позиционировать город как центр компетенций в той или иной отрасли экономики».

В этом году с уходом части иностранных компаний из России и сокращением расходов на маркетинг у тех, кто остался, организаторы крупных форумов и выставок прогнозировали спад делового туризма в Москве на 20–30%. «Пока он не ощущается, но это инерция: крупные мероприятия планируются минимум за полгода, — отмечает Ольга Моисеева, гендиректор «Евроэкспо». — Мы находимся в процессе глобального разворота. Компании не только из России, но и, например, Китая и Индии перепрофилируются, чтобы возместить уход из России качественных брендов. Деловые мероприятия сегодня очень нужны и им, и заказчикам, чтобы познакомиться и принять решение о заключении контракта».

Компания «Евроэкспо» подала заявки на три крупных мероприятия: Международный форум по туризму «ОТДЫХ Leisure», Московскую международную выставку оборудования MITEX и Международный фармацевтический форум «Аптека». «Года три назад мы бы еще подумали, стоит ли участвовать в грантовой программе, ведь оформление заявки и отчетность требуют большой работы и специальных профессиональных компетенций, — сравнивает Ольга Моисеева. — Сегодня программа Мостуризма для нас — это возможность удержаться на плаву и улучшить сервис». По ее словам, в расчете на возмещение части трат компания организовала для участников улучшенное питание и дополнительные сервисы: зону закупок, экскурсионную программу.

Получить поддержку смогли не все участники, но самым достойным выпал второй шанс. Организатор Фестиваля современной хореографии Dancehelpfest Елена Панасенко узнала о конкурсе от сотрудников отеля, в котором были забронированы 134 места для участников фестиваля из России и стран СНГ. Она несколько раз подавала заявки на другие грантовые конкурсы и не получала фидбэка о причинах отказа. В проектном офисе Мостуризма ее попросили четче обосновать запрос, помогли с оформлением документов и консультировали на протяжении всего процесса регистрации. «Мы впервые выиграли грант. Спасибо, что нам дали возможность доработать заявку, — говорит Елена Панасенко. — Если программу продлят на 2023 год, мы сможем провести еще более яркое мероприятие».

Внимание к возрасту

«У программы развития туризма среди граждан 55+ есть две важные составляющие: социальная и экономическая, — рассказывает Мария Киселева, заместитель гендиректора по региональному взаимодействию АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы». — За счет расширения туристических предложений для людей старшего поколения наша инициатива решает проблему их социального одиночества. А с точки зрения экономики существенно увеличивается потенциальная аудитория туристических агентств — каждый седьмой россиянин, то есть примерно 16% жителей страны, старше 65 лет».

В проектном офисе уверены, что организация туров для людей старшего возраста может быть прибыльным делом. В том числе потому, что благодаря программе 55+ туроператор может вернуть себе часть расходов — до 5750 рублей за каждого туриста. Программу уже оценили многие участники отрасли. «Этот проект помогает обратить внимание на очень благодарную категорию туристов, — считает Элла Баранова, директор по маркетингу «Мос-Тура» (среди ее клиентов более 22% — люди старше 55 лет). — Читая отзывы возрастных туристок, мы радуемся, что смогли их удивить и заново влюбить в столицу, и очень надеемся, что в следующий раз они приедут к нам компанией на девичник или вместе с внуками».

Обычно туроператоры не проводят специализированные туры для людей в возрасте. Более того, по опыту гендиректора «Тари Тура» Марины Левченко люди 55+ предпочитают ездить с разновозрастной компанией из разных городов и часто путешествуют вместе с внуками и детьми. «Грантовая программа позволила нам предложить людям в возрасте скидку 10% на туры в Москву, — рассказывает Марина Левченко. — Я считаю, что нужно и важно делать их жизнь интереснее, поэтому была рада разместить на сайте призыв подарить отдых родителям». Летом 2022 года с «Тари Туром» в Москву приехало вдвое больше туристов, чем летом 2021 года, и число людей 55+ увеличилось соразмерно: с двух-трех человек в группе до пяти-шести.

Программа Мостуризма побудила «Интурист» и «Мос-Тур» разработать специальные маршруты только для путешественников 55+. «Мос-Тур» включил в программу такого тура «Гуляем по Москве» современный медицинский центр в «Сколкове» с мастер-классами по цигуну и первой помощи при инфарктах и инсультах. А в следующем году планирует расширить линейку туров для них, добавив, например, семейные поездки для бабушек и дедушек с внуками. «Туристы 55+ предпочитают классические программы, но готовы к деликатному включению новых форматов, например иммерсивных и гастроэкскурсий», — отмечает Элла Баранова.

Пока спрос на специализированные туры у людей 55+ невелик, на раскрутку нового продукта нужен хотя бы сезон, и здесь немаловажна поддержка. «Для нас грантовая программа важна и с финансовой точки зрения, и для продвижения в регионах и поиска новых партнеров», — резюмирует Татьяна Олейникова из «Интуриста».

Что такое тревел-тех

Цифровой сервис RUSSPASS, рассчитанный на путешествия по России, запустился в 2020 году по инициативе правительства Москвы. Его разработчики из Департамента информационных технологий и Комитета по туризму сделали ставку на партнерские отношения с участниками индустрии. Сначала RUSSPASS размещал информацию о туроператорах, музеях, галереях, культурных центрах и интегрировал сервисы по продаже авиа- и железнодорожных билетов. Затем включил в круг партнеров кафе и рестораны, частных гидов и экскурсоводов.

Когда в 2022 году Россию покинули популярные онлайн-системы бронирования отелей, RUSSPASS организовал прямые продажи номерного фонда. Управление бронированием стало возможно благодаря интеграции с крупными технологическими PMS-системами TravelLine и Bnovo. Благодаря этому RUSSPASS сможет охватить практически весь ландшафт российских отелей и существенно расширить линейку доступных предложений для туристов. За два года сервис вырос до масштаба национальной цифровой экосистемы услуг для путешествий, собрав более 5500 разнообразных предложений в 85 регионах России. Клиентами RUSSPASS стали свыше 5 млн туристов.

«Мы стараемся упростить работу наших партнеров, — подчеркивает директор сервиса Сергей Зимин. — Даем им не только площадку, но и удобные инструменты работы. Так, для заключения договора представителю отеля не нужно ни с кем встречаться, распечатывать и подписывать стопку документов: онлайн-оферта и настройки бронирования доступны в личном кабинете партнера».

Столичный Radisson Blu Olympiyskiy Hotel уже подключился к системе бронирования RUSSPASS. «Мне нравится, что сервис предлагает интуитивно понятный поиск отелей и процесс бронирования, а также подборку точек притяжения и удачные туристические маршруты. Этот проект представляет концепцию «смарт-туризма», который качественно улучшает туристический опыт благодаря использованию инновационных решений», — говорит генеральный менеджер отеля Брайан Глисон.

Еще одно новшество 2022 года — специальные тарифы и предложения от туробъектов и музеев. «Спрос на наши выставки нередко превышает предложение, — рассказывает Марина Жучкова, руководитель отдела по работе с посетителями ГМИИ им. А. С. Пушкина. — Но нам интересно было сделать спецпроект для пользователей RUSSPASS». Обычно Пушкинский музей продает билеты на определенное время и на определенную выставку, чтобы равномерно распределить поток посетителей в течение дня. Для пользователей RUSSPASS разработан единый билет с датой, но без указания времени на все выставки в двух зданиях. За летний сезон было продано около 500 таких билетов. «Опыт оказался успешным, и мы думаем делать новые интересные варианты для постоянных и временных экспозиций», — обещает Марина Жучкова.


Постоянный адрес материала - В гостевом режиме: как в Москве поддерживают туристическое предпринимательство

  © 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо