© 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

20.10.2022 - Предложения на триллион: какие меры для автомобилистов помогут пополнить госбюджет

По официальным данным, дефицит бюджета в 2023 году может составить до 3 трлн рублей, или 2% ВВП. Эта сумма сопоставима с ущербом экономике от ДТП. Однако аварии далеко не единственный фактор проблем, связанный с действиями автомобилистов. Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов о мерах, при помощи которых можно не только комплексно изменить ситуацию, но и повысить поступления в бюджет. Внедрение его инициатив может принести в бюджет дополнительный доход минимум в 2,019 трлн рублей ежегодно.

Индексация значимости

Ни для кого не секрет, что факт нарушения ПДД зачастую провоцируется заторами на дорогах, ведь сумма штрафов не является заградительной для российских водителей. Одни из самых низких в мире штрафов за нарушения на дорогах — особенность нашей страны. Даже у ближайшего соседа по Евразийском союзу — Казахстана — штрафы за разные виды нарушений выше российских в 2–10 раз. При этом значение казахстанского МРОТ в два раза ниже принятого в нашей стране.

В частности, если в Москве превышение установленной скорости на 20–40 км/ч обойдется водителю в 500 рублей, то в Казахстане стоит 30 630 тенге (3 925 рублей), то есть в 7,85 раза выше.

Кто не любит быстрой езды

Повысить сумму самого «популярного» нарушения хотя бы до уровня Казахстана автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предлагал еще в 2016 году. С его инициативой согласен и руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский, считающий цену такого нарушения неоправданно низкой. «Выполнение этих минимальных штрафов приносит бюджету убыток, а не прибыль», — убежден автоэксперт. Почему?

Нарушения фиксируются на камеры фотовидеофиксации, которые обслуживают частные компании. Из 500 рублей штрафа 230 рублей получит владелец камеры. Если вычесть из остатка накладные почтовые расходы на отправку уведомления и льготную скидку в 50% на оплату штрафа в первые 20 дней, то получается, что даже при его оплате государство останется в убытке.

Размер штрафов за нарушения ПДД не привязан ни к одному макроэкономическому показателю и не меняется годами — в этом и заключается корень всех проблем. Ежегодная индексация поможет превратить убыточные штрафы в новые поступления в госбюджет, уверен Дмитрий Давыдов. Как это выглядит в цифрах?

Среднегодовой показатель инфляции за 20 лет (с 2002 по 2021 год) составил 8,67%, за 2021 год — 8,39%, в то время как за последние два года МРОТ вырос на 8,6%. В 2021 году ГИБДД выписала 179,5 млн штрафов на общую сумму 128,3 млрд рублей. Если привязать штрафы к показателю МРОТ, то только за один год прирост по суммам составит уже 11 млрд рублей.

Отсутствие индексации актуально и для других взысканий по КоАП. Аудит действующих штрафов и привязка их к реальным экономическим индикаторам поможет защитить их от инфляции и девальвации, сохранив общественную значимость, и дополнительно наполнить бюджет.

По оценке Дмитрия Давыдова, общая сумма поступлений за счет индексации действующих штрафов принесет в казну дополнительные 14 млрд рублей ежегодно.

Самые большие штрафы ждут автомобилистов в скандинавских странах и в Швейцарии. Так, уйти от штрафа в Финляндии практически невозможно: штрафные квитанции вручают полицейские, оплачиваются они исключительно в банке и в течение строго определенного времени. Но автовладельцы заинтересованы в их оплате, ведь верхней границы для штрафа не существует. Сумма зависит не только от тяжести нарушения, но и от уровня дохода нарушителя и суммы на его банковском счету. Такой подход стимулирует водителей соблюдать правила.

Суммы штрафов велики и в Швейцарии: за превышение скорости там наказывают в размере €160, а свыше 50 км/ч размер штрафа может составить до 60 месячных заработков.

Еще более сурово (хотя, казалось бы, куда больше) относятся к «рецидивистам» на дорогах в Норвегии: для водителей, допустивших повторное нарушение, предусмотрено тюремное заключение. В Нидерландах за то же самое можно лишиться автомобиля — в случае, если повторное нарушение совершено на том же участке дороги.

А вот в Китае изощренные наказания ждут даже нарушителей парковки, например, владелец вполне может обнаружить свою машину не с квитанцией на лобовом стекле, а на крыше ближайшего здания, спуск с которого потребует уплаты круглой суммы.

Государством, в короткие сроки построившим безопасность и ответственность своих сограждан во многом на «культуре штрафов», является Сингапур. Как известно, там и сегодня, как и в далекие 1960–1980-е годы, запрещается выкидывать жевательную резинку на тротуары, кормить в парках птиц, плевать на улицах, не спускать воду в общественном туалете, не говоря о неразумном поведении на дорогах. Менталитет народа, благодаря контролю и огромным штрафам за беспорядки, был изменен в лучшую сторону, что привело к благополучию и процветанию страны.

К вопросу о практике в России: следуя инициативе Дмитрия Давыдова, если увеличить штрафы за нарушение скоростного режима в 7,85 раза, а оставшиеся 15% нарушений — в 3,92 раза, то мы получим средний коэффициент увеличения штрафов — 7,26, а в Москве и Санкт-Петербурге — 8,06.

Таким образом, введение этого коэффициента не только сможет улучшить ситуацию на дороге, но и принесет в бюджет дополнительный доход 833 млрд рублей.

Если к нему присовокупить еще предложение по индексации штрафов с привязкой к МРОТ, то эта сумма вырастет еще на 61 млрд рублей.

По данным ФНС, в 2020 году в России машин класса премиум, стоимостью выше 5 млн рублей, насчитывалось около 100 000. По наблюдениям транспортного регулятора Москвы, владельцы московских премиальных марок нарушают правила в 4–10 раз чаще владельцев бюджетных автомобилей. Так, только за три месяца 2021 года в среднем одна Lamborghini собрала 10,7 штрафа, Rolls-Royce — 8,7, Bentley и Ferrari — по 4,9 и 4,7 соответственно.

Согласно статистике, в 2021 году один автомобиль получил в среднем три штрафа и средний штраф составил 720 рублей. Если предположить, что каждый дорогой автомобиль получил в среднем по 15 штрафов, используя повышающий коэффициент для владельцев дорогих автомобилей, сумма взысканий может вырасти до 6 млрд рублей.

Повышение штрафов в совокупности с предложением для владельцев дорогих автомобилей может принести в бюджет еще 42 млрд рублей. Как результат, сумма возрастет до 936 млрд рублей в год.

Номер «со статусом»м У автора проекта «20 идей по развитию России» есть и новаторские инициативы, которые вполне могут понравиться автомобилистам. Тем более что аналогов в России нет. В их числе возможность получения персонализированного и очень престижного автомобильного номера. Продажа этих двух новых видов номеров может принести в бюджет 20 млрд и 16 млрд рублей соответственно.

Опыт Великобритании

В Великобритании государство дает возможность владельцу машины составить свой номер по цене от £250. Сложность же заключается в том, что приобрести номер можно лишь на государственном аукционе и в ходе торгов конечная сумма может значительно увеличиться. Популярностью пользуются короткие номера, которые могут быть прочитаны как имя. Например, DAV 3S (Dave’s) был продан за £9 100, а HEN 2Y (Henry) — за £6 300. Только в 2018 году британское правительство заработало на продажах престижных регистрационных знаков £161,9 млн (13 млрд рублей).

В России несколько лет назад российские эксперты оценивали нелегальный рынок продажи «красивых» автономеров в 20 млрд рублей.

Инициатива Дмитрия Давыдова заключается в том, чтобы дать возможность составить владельцу свой уникальный автомобильный номер и создать механизм продажи таких номеров.

Как это может выглядеть на практике? «Если предоставить возможность комбинировать цифры и буквы вне существующего стандарта ГОСТ и сделать официальную продажу простой и прозрачной, то активность переместится в сферу персонализированных номеров и возрастет в несколько раз», — убежден Дмитрий Давыдов. По его расчетам, принятие этой инициативы может принести в бюджет 20 млрд рублей в год.

Помимо составления уникального номера, Давыдов предлагает устраивать специальные государственные торги для коротких «очень престижных» номеров. За рубежом есть практика торгов такими номерами. Например, ежегодный аукцион престижных автомобильных номеров Управления дорогами и транспортом ОАЭ (RTA). Только в прошлом году там продали короткие номера на сумму 36 276 000 дирхамов (около 730 млн рублей). В среднем в Эмиратах на аукционах продается примерно 350–400 номеров в год по цене около 9 млн рублей за каждый номер. Есть и онлайн-версия похожих торгов.

По подсчетам Давыдова, в России проживает 228 000 долларовых миллионеров — это в 2,5 раза больше, чем в ОАЭ. «Можно предположить, что российское государство сможет продать в 2,5 раза больше премиальных номеров. А если вывести торги в онлайн, то можно расширить аудиторию еще в два раза — аудитория есть. Помимо официальных долларовых миллионеров, в стране есть и рублевые.

«Идея об аукционах престижных номеров вполне допустима и может быть применима в России, — поддерживает инициативу вице-президент Ассоциации российских банков Павел Неумывакин. — Важно верно рассчитывать стоимость лотов, чтобы достигнуть заявленных автором результатов».

«При средней стоимости 9 млн рублей такие торги на 900 единиц в год могут принести доход на сумму 8,1 млрд рублей, если смотреть на пример ОАЭ», — говорит Дмитрий Давыдов.

Помимо самых коротких и самых престижных номеров, предлагается сделать доступной продажу номеров, в которых количество символов меньше установленного стандарта, для более широкой аудитории. С учетом дополнительных интернет-аукционов при прогнозируемой продаже 8 000 таких номеров в год со средней стоимостью 1 млн рублей цифра может вырасти еще на 8 млрд рублей в год. В итоге прогноз доходности госбюджета от продажи «очень престижных» номеров составит 16 млрд рублей в год.

«Проездной» для автомобиля

Вот уже несколько лет в Москве и в других российских городах-миллионниках с пробками борются при помощи платных парковок, однако проблема загруженности дорог по-прежнему остается актуальной.

Еще в 2014 году мэрия Москвы сообщила, что главная причина постоянных заторов — около 550 000 «лишних» автомобилей, которых дорожная сеть просто не может вместить. По оценке Дмитрия Давыдова, сегодня эта цифра составляет уже почти миллион. Ежедневно на дороги Москвы выезжают по меньшей мере 3,6 млн автомобилей.

Опыт Европы

В европейских странах проблема пробок решается в крупных городах главным образом при помощи платного въезда. К примеру, в Лондоне за въезд в центр с 7 до 22 ежедневно взимают £15 (1 480 рублей). Владельцы неэкологичных автомобилей (на дизеле) заплатят дополнительно £12,5 (1 230 рублей). При этом тариф на въезд не включает стоимость парковки, ее в британской столице надо оплачивать отдельно.

В Стокгольме введен платный въезд по всему городу с 6 утра до 18:29. С водителей берут от 11 до 45 крон (90–370 рублей) с учетом времени суток и сезона. Максимальная сумма в день на одно транспортное средство — 135 крон (1 100 рублей) в пиковые сезоны и 105 крон (860 рублей) в остальное время. Похожая тарификация действует и в Сингапуре, где проезд по городу стоит $1–3.

Российские автомобилисты пока могут перемещаться по городу свободно и бесплатно. Альтернативой частному транспорту является общественный, который столичные власти активно развивают в последние годы. Как убедить хотя бы часть водителей пересесть из личного автомобиля в автобус?

В среднем горожанин тратит на метро 80–90 рублей в день. Дмитрий Давыдов предлагает взимать с личных автомобилей, въезжающих в будни в Москву с 7 утра до 10 вечера 100 рублей.

«На фоне актуальных цен на проезд такой тариф кажется вполне приемлемым, вряд ли он станет тяжким бременем. Напротив, способен стимулировать автомобилистов менять свои привычки, поскольку расходы на топливо и содержание автомобиля вместе с платой за проезд станут менее выгодны, чем высокоразвитый общественный транспорт», — говорит Дмитрий Давыдов.

С ним согласен и руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский. «Лондонский сегментированный вариант платного въезда только в центр кардинально не улучшит ситуацию, — отмечает эксперт. — Тариф на личные автомобили должен действовать на весь город». Поддержка общественных активистов показывает, что транспортные инициативы Дмитрия Давыдова востребованы.

«Помимо разгрузки дорог, это поможет пополнить бюджет дополнительными 90 млрд рублей, — подытоживает автор проекта «20 идей по развитию России». В то время как общий экономический эффект от реформ для автомобилистов суммарно способен принести российскому бюджету более 1 трлн рублей в год. Предложения уже отправлены в органы государственной власти, и Давыдов рассчитывает на их поддержку.


Постоянный адрес материала - Предложения на триллион: какие меры для автомобилистов помогут пополнить госбюджет

  © 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо