© 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

19.09.2022 - Экспорт угля в Азию после эмбарго ЕС не вырос, а упал: что будет дальше

После вступления в силу эмбарго ЕС на поставку угля Россия попыталась переориентировать потоки в Азию. Однако многие азиатские страны снизили импорт российского угля. Исключение составила Индия, которая значительно увеличила импорт. Почему произошло снижение и каковы перспективы российского угольного экспорта

Reuters сообщил, что в августе экспорт российского угля в страны Азии — Китай, Японию и Южную Корею — упал даже несмотря на то, что топливо предлагалось с дисконтом. Агентство со ссылкой на данные аналитической компании Kpler пишет, что экспорт в Китай в августе составил 5,01 млн т по сравнению с 5,87 млн т в июле. Один из крупнейших в Азии покупателей российского угля — Япония — снизила импорт с 780 053 т в июле до 408 049 т в августе. Для сравнения: в августе 2021 года Япония закупила 1,37 млн т российского угля — почти втрое больше. Южная Корея в августе 2022 года ввезла 1,05 млн т российского угля по сравнению с 2,34 млн т в июле и 2,85 млн т в июне.

Федеральная таможенная служба и Центральное диспетчерское управление топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) закрыли официальные данные по экспорту энергоносителей.

С 10 августа действует запрет ЕС и Великобритании на импорт российского угля. США ввели аналогичное эмбарго 8 марта. Польша отказалась от российского угля в конце марта, Германия — с 1 августа. Россия попыталась переориентировать поставки на азиатские рынки, в первую очередь Китай и Индию.

Почему поставки в Китай упали

Снижение экспорта угля из России в Китай не носит катастрофического характера и может быть связано с четырьмя факторами, сказал Forbes независимый эксперт Леонид Хазанов. «Во-первых, китайские потребители предпочитают не полагаться на одного поставщика, а диверсифицировать структуру снабжения углем, приобретая его в различных странах, — говорит он. — Во-вторых, за минувшие месяцы энергетики КНР довольно сильно закупились углем в преддверии осени и зимы и поэтому могли пойти на сокращение объемов его приобретения. В-третьих, мировые цены на уголь сейчас довольно высокие, и, чтобы их понизить, китайцы вполне могли приостановить закупки, добиваясь более выгодных условий для себя. И в-четвертых, могли возникнуть объективные логистические трудности, ведь по Восточному полигону РЖД надо перевозить не только уголь, да и сухогрузов время от времени может не хватать для доставки угля».

Китай мог снизить закупки в связи с карантинными ограничениями, кроме того, есть существенные ограничения по поставкам железнодорожным транспортом по восточному направлению РЖД, также считает аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева. «Расширение пропускной способности ведется, но до 2024 года значимого улучшения не ожидается», — говорит она.

«Китай сам добывает много угля и закупает недостающие объемы, но он не будет наращивать закупки бесконечно, как Индия, даже если цена и останется выгодной, — полагает аналитик ФГ «Финам» Алексей Калачев. — Больше, чем для обеспечения текущих потребностей и создания разумных запасов, им тоже не нужно».

Что с другими азиатскими странами

По мнению Лукичевой из «Открытие инвестиции», снижение импорта Японией и Южной Кореей может быть вызвано опасениями по поводу санкций. В других странах континента просто происходит сезонное уменьшение потребности в угле.

«Япония, один из крупнейших покупателей российского угля, будучи членом G7, присоединяется к санкциям и тоже сокращает закупки, — говорит Калачев из ФГ «Финам». — За ней следуют Южная Корея и Тайвань. Вместе на эти три страны приходилось около четверти российского угольного экспорта, то есть примерно столько же, сколько и на Европу. И это уже чревато проблемами — пристроить на другие рынки около половины экспортных объемов будет гораздо сложнее, чем четверть».

Экспорт в направлении рынков Юго-Восточной Азии сдерживается и пропускной способностью железных дорог в Китай и морских перевозочных мощностей в Индию, добавляет Калачев. «Кроме того, конечно, существует проблема с расчетами, — отмечает он. — Рассчитываться в индийских рупиях, китайских юанях или дирхамах ОАЭ сложнее, чем долларом, который был универсальным средством платежа. По каждой из национальных валют имеются свои ограничения и особенности. Налаживание схем расчетов потребует времени, усилий и некоторых решений на уровне правительств. Кроме того, потенциальные покупатели, которые ведут международный бизнес, иногда не хотят иметь дело с российскими поставщиками, боясь попасть под вторичные санкции».

Есть сигналы, что некоторые японские и корейские компании отказываются от российского угля, подтвердил Forbes руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. Но, помимо Японии и Южной Кореи, есть Таиланд, Малайзия, Вьетнам, где много угольной генерации. Эти страны от российского угля не отказываются. Кроме того, по словам эксперта, в августе традиционно снижаются поставки угля в Азию из-за сезона дождей. «Пока мы не увидим значительного снижения объемов экспорта из России, о каких-то системных проблемах говорить сложно», — полагает Красноженов.

Экспорт в Индию растет

По данным Reuters, поставки в Индию в августе увеличились до 1,8 млн т по сравнению с 1,51 млн т в июле и 1,69 млн т в июне. Агентство указывает, что ранее индийский импорт обычно составлял от 300 000 до 700 000 т в месяц. Аналитики Промсвязьбанка называют еще более высокую цифру российского экспорта угля в Индию в августе — 2,3 млн т. По их данным, поставки осуществлялись с дисконтом 45-50% к мировым ценам.

Во вторник, 13 сентября, октябрьские фьючерсы на уголь (Newcastle coal futures) торговались по цене $430 за тонну. Год назад эти фьючерсы стоили $133. Их цена росла вслед за ценами на другие энергоносители. Европейские угольные котировки (Европейский бенчмарк CIF ARA 6000kkal — цены на энергетический уголь, поставляемый в порты северо-запада Европы: Амстердам, Роттердам и Антверпен) упали более чем на 10-12% за прошлую неделю, с $350 за тонну до ниже $310 за тонну. Вероятно, дело в снижении цен на газ до уровней $2000 за 1000 кубометров, говорит Красноженов из Альфа-банка. По его словам, российский уголь аналогичных марок, поставляемый из порта Тамань, стоил на прошлой неделе около $150 за тонну.

Аналитики ПСБ отмечают, что в середине июля Центральный банк Индии официально ввел механизм оплаты в рублях и рупиях для облегчения торговли с Россией. Индийские банки не спешат переходить на расчеты в рупиях. «Банки хотят, чтобы регулятор и правительство дали четкие указания, которые защитили бы их от любых действий со стороны властей США», — пишет индийское издание The Economic Times.

Это же издание сообщает, что центром индийско-российской торговли за рупии мог бы стать не попавший под санкции Петербургский социальный коммерческий банк (ПСКБ), еще в 2016 году открывший корреспондентский счет в Индии, который действует до сих пор. The Economic Times, впрочем, пишет, что аналогичный «узловой» индийский банк пока не определен. Поэтому индийские контрагенты продолжают рассчитываться с российскими поставщиками в других валютах.

В частности, Reuters обнаружил, что в июне крупнейший индийский производитель цемента UltraTech Cement импортировал партию российского угля 157 000 т, оплатив ее китайскими юанями. Уголь был закуплен у крупнейшего российского производителя СУЭК, чей генеральный директор Максим Басов недавно сообщил, что компания за первое полугодие 2022-го поставила в Индию 1,25 млн т угля, что вдвое больше поставок СУЭК в эту страну за весь 2021 год. Басов также сказал, что в случае решения логистических проблем СУЭК сможет увеличить поставки угля в Индию до 10 млн т в год.

В отличие от Китая, чьи банки достаточно гибки в отношении валюты платежа, индийские очень консервативны, комментирует Хазанов. «Поэтому-то индийские банки осторожничают в отношении использования рупий для расчетов с российскими угольными компаниями, что, впрочем, вряд ли помешает тамошним потребителям в среднесрочной перспективе нарастить ввоз угля из нашей страны ради получения хороших ценовых скидок», — прогнозирует эксперт.

Перспективы

Аналитики полагают, что со временем Россия сможет компенсировать закрытие Европы для российского угля.

Европа замещает российский уголь за счет поставок из других регионов, что поддерживает цены на энергетический уголь на высоком уровне, отмечает Калачев из «Финама». Это позволяет российским экспортерам сохранять рентабельность, даже если они продают уголь с большим дисконтом к рынку, добавляет эксперт.

В нынешнем году Россия не сможет полностью перераспределить потоки угля, полагает Лукичева из «Открытие инвестиции». По ее словам, после введения эмбарго европейцы будут забирать уголь с других направлений — из США, Австралии, Колумбии, ЮАР, сокращая поставки в Азию и освобождая рынок для российского угля, но препятствием может стать недостаточность транспортной инфраструктуры. «По оценкам «Открытие Research», экспорт угля из России в 2022 году снизится на 15-20 млн т по сравнению с 2021 годом и составит 171-175 млн т», — говорит эксперт.

В то же время в осенне-зимний период объемы экспорта угля в Азию из России могут увеличиться, особенно если экономики региона продолжат расти, считает Лукичева. В будущем также ожидается рост потребления, отмечает она. «Индия останется самым перспективным рынком, а в Китае ситуация может стабилизироваться, да и импорт из России может вырасти за счет перераспределения потоков из Австралии», — добавляет она.

Международное энергетическое агентство (МЭА) полагает, что спрос на уголь в Индии вырастет в нынешнем году на 7% по мере роста экономики страны и расширения использования электроэнергии. В Китае спрос на уголь снизился в первом полугодии 2022-го на 3% из-за возобновления карантина в некоторых городах, но во втором полугодии МЭА ожидает увеличения спроса до уровня предыдущего года. «Китай и Индия вместе потребляют вдвое больше угля, чем весь остальной мир, причем только на Китай приходится более половины мирового спроса», — напоминает МЭА. С восстановлением китайской экономики мировое потребление угля в 2023 году может превысить рекордный объем 8 млрд т, достигнутый в 2013 году, считает МЭА.


Постоянный адрес материала - Экспорт угля в Азию после эмбарго ЕС не вырос, а упал: что будет дальше

  © 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо