© 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

31.05.2022 - Клуб по интересам: зачем российские бизнесмены объединяются в спортивные сообщества

В контексте бизнеса спорт в России чаще всего воспринимается как инвестиция. Миллиардеры покупают клубы, спонсируют крупные турниры и управляют федерациями. Но помимо этого, в нашей стране развита и система закрытых клубов по интересам, где предприниматели не только тренируются, но и проводят деловые встречи и заводят новые знакомства. Forbes Life выяснил, зачем бизнесмены объединяются в «кружки по интересам»

Хоккей

Главное хобби политической современной элиты

Спорт-клубы могут работать и как социальный лифт. Все-таки на площадке, корте и на яхте все равны. Из-за этого система авторитетов может пошатнуться, что приводит к сближению членов клуба и их последующему сотрудничеству.

В этом контексте хоккей — один из самых интересных видов спорта в современной России. Хоть здесь и нет бизнес-клубов, объединяющих людей по интересам, функционирует Ночная хоккейная лига. Это любительский турнир, в который могут заявиться команды любого уровня. Они проводят матчи друг с другом по вечерам в свободное от работы время. Свои команды есть и у многих крупных предприятий. Особенно выделяется банковская сфера: среди участников турнира команды Россельхозбанка и Промсвязьбанка. За некоторые команды играют российские топ-менеджеры. Например, в составе «Мира» играет председатель правления Национальной системы платежных карт Владимир Комлев.

Помимо финансирования со стороны Министерства спорта, лига получает деньги от двух крупных металлургических предприятий — «Норильского никеля» и «Сибантрацита». РБК сообщал, что от компании Владимира Потанина лига по состоянию на 2020-й получала около 300 млн рублей в год.

Хоккей важен для российского бизнеса как минимум потому, что это одно из любимых спортивных развлечений Владимира Путина. Например, в рамках Ночной хоккейной лиги президент регулярно принимает участие в выставочных гала-матчах. Это задает определенный тренд среди политической и бизнес-элиты государства. Происходит примерно то же самое, что в 1990-е с теннисом. Увлечение президента «передается» его приближенным, которые нередко занимают руководящие должности в крупных корпорациях.

Впрочем, стоит отметить, что гольф-клубы и яхтенные сообщества, в отличие от хоккея, менее зависимы от государственных вливаний и больше перенимают западную модель. Эти клубы преимущественно существуют за счет членских взносов и финансирования со стороны негосударственных компаний.

Культура спортивных бизнес-клубов в России пока не успела окончательно сформироваться, тем не менее определенные сообщества все-таки получают финансовую поддержку от крупных менеджеров и олигархов. А значит, спрос на развитие такой культуры в стране существует. Но как и во многих сферах, когда речь заходит о финансировании, здесь не обходится без государственных вливаний.

Моду на теннис как развлечение элиты задал первый президент России Борис Ельцин. В 1990-е Ельцин регулярно тренировался на корте. Некоторые люди из его окружения говорят, что тренировки президент проводил несколько раз в неделю. Вслед за Ельциным любовь к теннису переняли и люди из российской политической элиты того периода. Ельцин основал «Президентский клуб», в который входили члены правительства. И как это часто бывает в современной России, где обитают высшие чиновники, там и крупный бизнес.

Среди основателей «Президентского клуба» в то время можно было встретить практически всех высокопоставленных чиновников. Например, на документах клуба, хранящихся в «Ельцин-центре», есть подписи Виктора Черномырдина, Владимира Шумейко, Валентина Юмашева и многих других политических и бизнес-деятелей того периода. Борис Березовский, например, который не отличался любовью к спорту, как известно из воспоминаний начальника охраны Александра Коржакова, был членом «Президентского клуба». Вскоре после того, как Борис Ельцин ушел с президентского поста, клуб прекратил существование. Он всегда существовал на членские взносы, а когда Ельцин перестал быть президентом, интерес его бывшего окружения к теннису упал.

Теннису не удалось прижиться в России на уровне бизнес-клубов. Сквош, который исторически считается любимым видом спорта бизнесменов по всему миру, также не представлен на уровне деловых сообществ. Сотрудники крупных компаний регулярно устраивают корпоративные тренировки в существующих клубах, но полноценных бизнес-комьюнити, занимающихся сквошем, в нашей стране нет.

Яхтинг — самый красивый и экзотичный из всех видов спорта, которыми традиционно увлекается бизнес-сообщество. Видимо, поэтому и в России предприниматели выбирают именно его. Однако, как правило, эти клубы относятся к элитным жилым комплексам и дают членство только местным резидентам. Самый известный из них — яхт-клуб «Алые паруса», который находится неподалеку от шлюзов канала имени Москвы. Яхт-клуб там функционирует с 2004 года.

Появление закрытых спортивных клубов постепенно привело к тому, что члены сообщества объединялись и достигали новых бизнес-целей. Так в 2000-е на базе объединений по интересам начали возникать полноценные деловые сообщества. Можно, например, вспомнить историю CEO портала «Право.ru» Бориса Болтянского.

В начале 2000-х годов он основал сообщество для любителей парусного спорта, которое впоследствии выросло масштабов полноценного бизнес-клуба. Сейчас в «Деловом яхт-клубе», по заверению основателя, состоят люди, которых объединяет не только любовь к яхтам, но и общие интересы в других областях.

Представители бизнес-элит создают свои клубы именно из-за объединяющей функции спорта. Особенно когда речь заходит о действии в команде. Это наиболее актуально, когда мы говорим о парусном спорте, где каждый должен выполнять свою роль. Партнеры по судну объединяются ради общей цели, а позднее продолжают поддерживать отношения уже на личном и, как следствие, деловом уровне.

Парусным спортом увлечен частный инвестор Глеб Фетисов, в 2010-м он даже стал кандидатом в мастера спорта. Парусный спорт любят Геннадий Тимченко, Михаил Прохоров, Сергей Колесников и Игорь Рыбаков. Некоторые из них финансируют развитие своего любимого спорта в России: напрямую в создание клубов они не инвестируют, но поддерживают национальные федерации и детский спорт. Например, фонд Геннадия Тимченко в 2018 году поддержал развитие детской школы в Кандалакше.

Развитие гольфа в нашей стране началось в период пере- стройки. Переломным моментом можно считать 1987 год, когда при поддержке Михаила Горбачева шведский хоккеист Свен Тумба-Юханссон открыл в Москве первый в СССР гольф-клуб. На символическую «закладку камня» были приглашены иностранные звезды спорта, среди них такие легенды, как боксер Майк Тайсон и футболист Пеле. Событие стало по-настоящему обсуждаемым в кругах советской номенклатуры, поскольку в Европе и США гольф-клубы существовали уже не первое столетие и ча- сто объединяли представителей бизнес-элит, знаменито- стей и политических деятелей.

Практически гольф стал видом спорта номер один для российских представителей бизнеса. На 2022 год в России насчитывается более двадцати гольф-клубов, стоимость членства в которых порой измеряется в сотнях тысяч долларов. Помимо Московского городского Гольф Клуба, внимания заслуживают клубы «Сколково», «Пестово», «Целеево» и Moscow Country Club, располагающийся непо- далеку от Нахабино.

Видимо, интерес к этому спорту со стороны американских миллиардеров Билла Гейтса и Дональда Трампа заинтриговал крупных представителей российского бизнеса. Например, в гольф-клуб «Целеево» на старте было вложено около $30 млн, а основным инвестором выступил Олег Дерипаска. В свою очередь «Сколково» (как весь комплекс, так и, в частности, гольф-клуб) продолжает финансироваться Романом Абрамовичем через компанию Millhouse.

Однако несмотря на то, что гольф очень активно фи- нансируется российскими миллиардерами, к открытым по- клонникам игры можно отнести разве что Глеба Фетисова, которого мы упоминали в контексте парусного спорта. Он не раз говорил о своем увлечении гольфом, принимал уча- стие в турнирах и давал интервью специализированным журналам.

Глеб Фетисов во время соревнования за Кубок мэра по гольфу в московском городском Гольф Клубе (Фото Валерия Левитина·Коммерсантъ) Интерес к инвестициям в гольф проявлял Челябинский трубопрокатный завод. Как сообщал «Коммерсантъ», в 2008 году владельцы группы ЧТПЗ Андрей Комаров и Александр Федоров инвестировали $600 млн в строи- тельство гольф-полей по всей России. Впрочем, задать тренд бизнесменам не удалось — гольф-клубы слишком долго окупаются, и поэтому инвестиции в них не особенно популярны у российских предпринимателей.

У гольфа есть одно значительное преимущество, которое может заинтересовать представителей бизнеса: здесь вполне допустима игра между профессионалами и любителями. Сложно представить себе спортивные матчи, в которых чемпион мира играет против состоятельного любителя. Как минимум такая игра будет не равной, и спортсмену придется поддаваться. В гольфе же это достаточно распространенная практика. Дело в том, что для игроков на основе их опыта рассчитывается гандикап. И это повышает степень азарта во время партии даже у тех, кто впервые взял клюшку в руки. Возможно, именно из-за такого низкого порога вхождения в игру гольф стал столь популярен среди российских предпринимателей.


Постоянный адрес материала - Клуб по интересам: зачем российские бизнесмены объединяются в спортивные сообщества

  © 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо