09.03.2022 - Золотая чаша: как в последние годы развивалась кальянная индустрия в России
По данным исследования Молодежного парламента при Госдуме, более 50% опрошенных россиян регулярно посещают кальянные. По темпам открытия в 2020 году эти заведения обогнали даже кофейни — самый быстрорастущий сегмент общепита. Разбираемся, почему в России открывается так много кальянных и как на этот рынок влияют кризисы
В период с 2017 по 2020 год на 130% выросло количество кальянных в городах-миллионниках России. По темпам открытия в 2020 году кальянные обогнали даже кофейни — самый быстрорастущий сегмент общепита.
Как кальянный бизнес зарождался в России
Кальян приехал в Россию из восточной культуры. Впервые курить в России начали в 1990-2000-е годы, когда россияне стали часто отдыхать в Египте и знакомиться с местной культурой. Тогда привозить на родину новинку стали не только домой в качестве сувенира, но и в рестораны в качестве дополнительного развлечения. На начальном этапе кальяны появлялись чаще всего в заведениях с восточной кухней, но полноценной культурой или индустрией назвать это было сложно: кальяны на фруктах за баснословные деньги, по сути, просто приносили дополнительную прибыль владельцам ресторанов. Массово в нулевых эта форма досуга развивалась в пределах квартиры или дачи, потому что позволить себе кальян в ресторане могла только узкая прослойка населения.
Серьезный интерес к индустрии сформировался в России только в 2008-2010 году. Тогда в ОАЭ лидером табачной промышленности была компания Al Fakher. Россияне практически ничего не знали про кальяны и только начинали пробовать табаки из других стран — американский Tangiers и Fumari, египетский Nakhla. Начался этап зарождения некоего сообщества. Одним из первых экспертов, кто начал осваивать индустрию и набираться опыта за границей, был Антон Гайворонский — основатель Hookah Place и владелец кальянной JohnCalliano Lounge. Он открыл свой видеоблог JohnCallianoTV, где начал рассказывать о том, что ему самому было интересно в кальянной индустрии: обзоры кальянов, интервью, репортажи с выставок табака.
«На сегодняшний день Россия является, по моему мнению и по мнению многих экспертов рынка, мировым лидером во всем, что связано с кальянами. Мы производим огромное количество табаков, собственные кальяны — лучшие в мире — их покупают и в Европу, и в Америку. Уровень экспертизы у тех людей, которые связаны с кальянной индустрией, в России самый высокий», — убежден Глеб Марач, экс-исполнительный директор группы компаний «354».
Именно за счет того, что в России кальянное производство сейчас самостоятельное, на эту индустрию не влияют ни санкции, ни нынешная обстановка в мире в целом. Эксперты убеждены, что все происходящее экономически не отразится на кальянном бизнесе.
Почему кальяны стали важной частью ресторанного бизнеса
Рестораны — это первые заведения, где начали появляться кальяны, помимо домашних посиделок. Для ресторана это было выгодно: утром завтраки, днем бизнес-ланчи, а вечером — дополнительный доход от продажи кальянов. Специализированным кальянным в этом смысле приходится сложнее: большинство заведений открывается в 12 часов дня, а некоторые в 16 или в 18. При этом они не могут продавать еду и напитки.
«До вступления в силу поправок к закону от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который запрещает курить кальян в местах общественного питания, удельный вес кальянов в ресторане мог составлять около 10-20% от общей прибыли», — рассказывает Владимир Денежкин. В 2013 году он был совладельцем кальянного аутсорсинга в ресторане «Ломоносовъ» и интернет-магазина «Федерация кальянных Мастеров», создателем и совладельцем кальянной сети F-Lounge. Впоследствии Денежкин был участником проекта «Шишка Lounge» в 2014-м, кальянным мастером Art Hookah Lounge San Diego в 2016-м и бренд-шефом кальянной службы холдинга «354 exclusive Height» до 2020 года.
«При этом нужно понимать, что в рамках ресторанного дохода кальянная часть — это самая высокомаржинальная часть. Ни для кого не секрет, что себестоимость кальяна по сравнению с его продажной ценой крайне невысокая, — уточняет Forbes Life Глеб Марач. — Кальяны — это определенный формат досуга: люди встречаются, разговаривают и курят кальян. Когда ты приходишь в ресторан, ты не можешь там все время есть. Ты съедаешь свое блюдо, и на этом, в общем, формальный повод для посещения ресторана заканчивается. Кальян — это процедура длительная, удобный повод для того, чтобы провести время вместе, пообщаться».
Постоянный адрес материала - Золотая чаша: как в последние годы развивалась кальянная индустрия в России |