© 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

06.12.2021 - Швейная пауза: как российские бренды одежды и обуви страдают от энергокризиса в Китае

Осенью 2021 года в Китае разразился энергетический кризис: из-за нехватки топлива и роста цен на него в стране начались перебои с электричеством — многие фабрики сократили часы работы и начали выпускать продукцию с задержками. От этого пострадали в том числе российские бренды одежды и обуви, которые заказывают в Китае сырье или отшивают конечные товары. Они жалуются на задержки поставок и рост цен на ткани, фурнитуру и готовые изделия. Проблемы могут привести к росту стоимости одежды и обуви в магазинах минимум на 20% к весне 2022 года

В конце октября 2021 года основательница екатеринбургского бренда одежды Dasha Phi Дарья Филатова разместила заказ на партию кашемира на сайте одной из фабрик по производству пряжи в Китае. Обычно с момента заказа до отправки товара проходило два-три дня, но в этот раз процесс длился около месяца — пряжа выехала в Екатеринбург из Китая только 25 ноября. Из-за задержки выручка бренда в октябре, обычно самом «горячем» месяце, упала на 40%.

Филатова считает, что задержка — следствие энергетического кризиса в Китае. В сентябре 2020 года председатель Китайской народной республики Си Цзиньпин, выступая с видеообращением на Генассамблее ООН, объявил, что страна планирует стать углеродно-нейтральной к 2060 году. Китай начал сокращать использование угля и нефти — как оказалось, поспешно, — и многие провинции из-за этого остались без электричества, рассказывает профессор школы востоковедения Высшей школы экономики Алексей Маслов. Проблему усугубили глобальный рост цен на топливо и стремление страны провести зимние Олимпийские игры в феврале 2022 года в Пекине без традиционного для города смога, добавляет Роман Файншмидт, старший преподаватель факультета «Школа политических исследований» Института общественных наук РАНХиГС. Чтобы обеспечить чистое небо над головой во время Олимпиады, власти закрывают часть угольных электростанций.

Перебои с электричеством начались в Китае еще летом 2021 года, когда в стране заработала новая система обмена квотами на эмиссии углерода. В сентябре в 17 из 30 регионов материкового Китая ввели нормирование: теперь энергия в первую очередь направляется на обогрев домов и фабрикам, производящим товары с высокой себестоимостью, — остальные предприятия получают ее по остаточному принципу. Из-за этого производства по всей стране начали закрываться, часть фабрик ввела короткий рабочий день и сокращенную рабочую неделю. С нехваткой электроэнергии столкнулась в том числе легкая промышленность — фабрики волокон, тканей, кожи и готовых изделий стали производить меньше продукции, говорит генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.

Проблемы с электроэнергией по времени совпали с логистическим кризисом. По данным международного аналитического агентства Drewry, средняя стоимость перевозки товара по морю в контейнерах за год (с ноября 2020 года) увеличилась в три раза. Кроме того, грузы то и дело застревают в портах из-за коронавирусных ограничений, а морские линии оказываются перегружены — это ведет к частым задержкам в доставке товаров.

Forbes поговорил с дизайнерами, владельцами швейных цехов и экспертами в мире моды и выяснил, как проблемы с электричеством и логистикой повлияли на бизнес одежных и обувных брендов.

Остаться без ткани

Опрошенные Forbes российские дизайнеры и продавцы тканей называют задержку товаров из Китая одной из главных проблем осени этого года. Владелица новосибирского бренда одежды Alta Storia Евгения Пилипенко в конце сентября 2021-го заметила, что ассортимент тканей в российском магазине, где она обычно делает заказы, резко снизился. «Новинок, поступления которых мы ждали к октябрю, до сих пор нет на складах», — говорит она. Московский оптовый магазин тканей «Кутюр», который закупает продукцию в Китае контейнерами, вместо августа получил товар только в конце октября, рассказывает его гендиректор Галина Беликова. При этом магазин по соседству, заказывающий фурнитуру из Китая небольшими партиями в коробках, по словам Беликовой, не ощутил сбоев в доставке.

На одной из китайских фабрик, с которой сотрудничает московский бренд одежды Ushatava, цикл производства тканей осенью 2021 года вырос с 30 до 90 дней, рассказывает соосновательница бренда Алиса Ушакова. Задержки поставок китайских тканей и фурнитуры на две-три недели с сентября происходят и у сети магазинов одежды Finn Flare, говорит ее президент Ксения Рясова. По словам основателя санкт-петербургского бренда одежды Gate 31 Дениса Шевченко, стандартные сроки доставки ткани в 30-40 дней теперь увеличились вдвое. У части производителей в Китае дела идут совсем плохо: по словам Ушаковой, ряд фабрик, с которыми работал бренд Ushatava, осенью 2021 года закрылись насовсем.

Сложнее стало купить не только китайские ткани и текстиль — из-за дефицита вырос спрос на сырье из других стран. «Итальянскую пряжу, тем более какие-то популярные цвета, днем с огнем не найдешь, их нет на складах, просто смели и разобрали», — сетует Пилипенко из Alta Storia. Основные поставщики тканей для московского бренда одежды Monochrome — Индия, Турция, Италия — еще с начала лета формируют все заказы с плавающим сроком поставки сырья, говорит гендиректор бренда Николай Богданович. По его словам, раньше период от заказа до получения ткани составлял четыре недели, теперь — 10-12 недель.

Проблемы с задержками тканей бренды решают в основном поиском других поставщиков или тканей с другими составами. В Ushatava, например, осенью 2021-го наняли нового специалиста — эксперта по тканям, который ищет альтернативу китайскому сырью, рассказывает Ушакова. Помимо Индии, Турции и Италии компании рассматривают для покупки тканей и пряжи Корею, Финляндию, Португалию и Египет.

Переход на новых поставщиков занимает время, поэтому из-за задержек брендам приходится откладывать выпуск коллекций. Например, Monochrome перенес выпуск зимней коллекции на январь 2022-го вместо запланированного сентября 2021-го, рассказывает Богданович. По словам Ушаковой, Ushatava пришлось увеличить цикл планирования коллекций — с 9 до 12 месяцев. Это, в свою очередь, привело к увеличению расходов, говорит она.

Задержки также подтолкнули дизайнеров закупать сырье впрок. «Сейчас мы держим склад ткани, чтобы не остаться в какой-то момент без нее», — говорит Шевченко из Gate 31.

Генератор в помощь

Энергетический кризис задел не только тканые фабрики, но и производителей готовой одежды и обуви в Китае. Директор по развитию продукта и производства компании Concept Group (бренды Concept Club, Acoola и Infinity Lingerie) Александр Борисов рассказывает, что к середине ноября 2021-го практически от всех поставщиков одежды, с которыми компания работает в Китае, поступила информация о том, что большая часть предприятий будет работать в режиме «день через день».

Стандартный срок изготовления ткани и пошива у Concept Group составляет около трех месяцев, и сокращение работы китайских предприятий может сдвинуть производственный цикл на один-полтора месяца, говорит Борисов. «Сейчас основные меры — это ежедневная проверка с поставщиками текущего статуса по размещенным заказам. Мы уже не ориентируемся только на конечную дату готовности товара к отгрузке по спецификации, а ведем мониторинг на промежуточных этапах: готовность ткани, факт начала кроя, старт пошива», — перечисляет он.

У сети магазинов «Эконика» проблемы с поставками из-за перебоев с электроэнергией в Китае начались еще весной 2021 года, утверждает директор по продукту сети Сергей Манышев. К осени, по его словам, большинство китайских фабрик уже скорректировали планирование, но, несмотря на это, средние задержки сейчас составляют около двух недель. Большинство фабрик закупили электрические генераторы, но и это не решило проблему со сроками, говорит Манышев: «Генераторы довольно шумные и сильно загрязняют воздух, поэтому в Китае вводят дополнительные ограничения на их использование».

Бренд Gate 31, который производит в Китае обувь, тоже столкнулся с задержками: вместо положенных 40-60 дней доставка готовой продукции заняла 130 дней, рассказывает Шевченко. «Обувь для нас непрофильное направление, — признается он. — Но такую задержку с одеждой нам было бы сложно пережить».

Одежду и обувь в Китае производят в основном крупные розничные компании, ориентированные на массовый спрос, а не локальные дизайнеры, говорит Анна Лебсак-Клейманс из Fashion Consulting Group. Тем не менее сложности с пошивом коснулись и небольших дизайнеров, утверждает Дарья Филатова из Dasha Phi: те, кто раньше размещал заказы на китайских фабриках, начали занимать производственные мощности российских цехов. «С осени [2021 года] просто разместить заказ на изготовление одежды где-то в России — огромная сложность», — сетует она.

Владелица ярославской швейной фабрики WinSport Екатерина Киселева, руководитель отдела продаж екатеринбургской фабрики Shizm Денис Берлин и владелец швейного цеха Merch In Ural в Екатеринбурге Константин Маслаков утверждают, что спрос на пошив изделий увеличился еще в 2020 году. «Когда границы закрылись, бренды оказались без товара: везти было неоткуда, отшить в других странах — невозможно. Продавцы стали искать [производителей] на внутреннем рынке», — говорит Киселева. По ее словам, с осени 2020 года ее фабрика увеличила выпуск в два раза. По оценкам Берлина, спрос на пошив вырос на 80% с начала пандемии.

Непослушные цены

Задержки тканей и готовой продукции — не единственная проблема, возникшая на фоне китайского кризиса. Перебои с электроэнергией в промышленных центрах, например провинциях Цзянсу, Чжэцзян и Гуандун, привели к повышению стоимости текстильной продукции на 15-25% с начала осени 2021 года, замечает Маслов из ВШЭ.

Евгения Пилипенко из Alta Storia говорит, что ткани и фурнитура подорожали на 25-40%. Гендиректор магазина «Кутюр» Галина Беликова рассказывает, что поставщик из Китая прислал предупреждение — следующие поставки тканей будут дороже на 20-25%.

Выросла и стоимость транспортировки товаров из Китая, замечает Филатова из Dasha Phi. По ее словам, чтобы компенсировать задержки и поскорее привезти сырье, дизайнерам приходится заказывать более дорогую срочную доставку: «Если раньше мы заказывали доставку по земле и воде, то сейчас — авиадоставку, но она тоже займет около 20 дней против обычных 10». Concept Group также рассматривает возможность авиаперевозок для части коллекций, говорит Борисов, — это увеличит их себестоимость в среднем на 30%. В среднем, по его расчетам, по итогам второго полугодия 2021 года рост стоимость логистики товаров из Юго-Восточной Азии вызвал рост себестоимости товаров на 8-10%. Более чем в три раза выросла плата за морские, авто- и железнодорожные перевозки, утверждает он.

Вслед за ростом цен на текстильную продукцию бренды одежды и обуви начинают повышать стоимость конечных товаров. Так, Филатова из Dasha Phi повышает цены на новые модели на 5-10%, владелица бренда аксессуаров Djozefinna_embroidery Евгения Юртова — на 5-8%. Пилипенко из Alta Storia пытается сдержать рост цен. Для этого она договаривается о скидке на пошив одежды российскими фабриками, но пока производства, с ее слов, ведут переговоры неохотно. Finn Flare намерен удерживать розничные цены на прежнем уровне, компенсируя дополнительные расходы за счет маржи, уверяет Рясова.

Денис Шевченко прогнозирует общее повышение цен на одежду в магазинах на 18-20% в 2022 году. По мнению Борисова из Concept Group, цены вырастут минимум на 20% уже к марту будущего года. Частично сдержать резкое повышение удастся только тем брендам, у которых остались значимые товарные запасы на складах, — они будут распродавать их вместе с новой коллекцией, постепенно увеличивая стоимость, считает он.

Переиграть китайцев

«Наша мечта — уйти от отношений с Китаем, либо минимизировать их до незначительной степени», — признается Ушакова из Ushatava. Об этом же думают многие другие бренды: по словам Анны Лебсак-Клейманс, крупнейшие производители одежды и обуви по всему миру все чаще размещают заказы не в Юго-Восточной Азии, а поближе к своим рынкам сбыта. Компании, которые продают одежду в Европе, ищут производства и поставщиков в Турции, Португалии, на Балканах, в Марокко, Тунисе и в странах постсоветского пространства — Болгарии, Украине, Румынии и Чехии, перечисляет она.

Concept Group активно рассматривает варианты увеличения объемов производства одежды в Средней Азии — к примеру, в Киргизии и Узбекистане, делится планами Борисов. В России компания традиционно производит чулочно-носочные изделия и головные уборы, но для массового производства одежды, по словам Борисова, не хватает свободных крупных производств, есть сложности с сырьем и техническим обеспечением: «Шить могут, но найти требуемую ткань и фурнитуру, покрасить ее в правильные цвета, нанести печать, вышивку, аппликации — тут возникают сложности», — говорит он.

В России действительно есть проблема с производством тканей, согласен с ним основатель Института развития индустрии моды Beinopen Алексей Баженов. Местные производства плохо работают с хорошими материалами, современными конструкциями, технологиями пошива, производственными графиками, вторит ему основательница школы модного бизнеса Fashion Factory School Людмила Норсоян. Исключение, по ее мнению, — трикотажная промышленность, которая максимально роботизирована. По словам Норсоян, одна из проблем кроется в нехватке квалифицированной рабочей силы: конструкторов, технологов, материаловедов, швей. «Мы не можем расширить наш цех из-за отсутствия квалифицированных кадров», — соглашается с ней Маслаков из Merch In Ural.

Впрочем, проблемы с поставками из Китая могут дать толчок российскому производству, надеется Норсоян. Она видит решение в запуске небольших швейных лабораторий на базе российских брендов, где можно будет создавать собственные коллекции и принимать заказы от других молодых дизайнеров. По ее мнению, это станет шагом к развитию в стране текстильной промышленности. «Это зародыши нашей будущей индустрии, — уверена Норсоян. — В швейных лабораториях дизайнеры-предприниматели отрабатывают процессы, набирают опыт, создают платформу для дальнейшего развития и растут вместе с коллегами и клиентами. Такие лаборатории расширяются сначала до цеха, а потом и до фабрики».

Дарья Филатова из Dasha Phi и основательница петербургской марки одежды NNedre Нелли Недре тоже надеются, что российские производители выиграют от китайского энергокризиса. «Уже пора, чтобы возобновились производства качественных тканей, фурнитуры, — считает Недре. — Потребность в этом точно есть, а люди точно готовы покупать российских производителей, рынок этого ждет».


Постоянный адрес материала - Швейная пауза: как российские бренды одежды и обуви страдают от энергокризиса в Китае

  © 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо