© 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

03.06.2021 - Закон об интернет-заложниках»: чем новая инициатива депутатов грозит зарубежным и российским ИТ-компаниям

Депутаты хотят обязать иностранные интернет-компании с аудиторией более 500 000 в России открывать здесь представительство. За неповиновение им грозит замедление трафика, запрет на рекламу и блокировка. Инициатива может навредить не только Google, Apple, Facebook и Twitter, а также «Яндексу» и Mail.ru Group, так как они работают с зарубежными контрагентами, полагают опрошенные эксперты.

В пятницу, 21 мая, группа депутатов внесла в Госдуму законопроект «О деятельности иностранных лиц в сети «Интернет» на территории РФ». 1 июня Госдума приняла законопроект в первом чтении. Согласно тексту законопроекта, зарубежные IT-компании обязаны открыть в России филиал, представительство или уполномоченное юрлицо, а также зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора. Также компании должны будут разместить на своем ресурсе электронную форму обратной связи для россиян и организаций. В этом случае «иностранное лицо будет считаться «приземленным», говорится в опубликованной в телеграм-канале депутата Александра Хинштейна схеме.

Telegram-канал Александра Хинштейна Telegram-канал Александра Хинштейна / Telegram-канал Александра Хинштейна Полный перечень IT-компаний составит и опубликует Роскомнадзор на своем официальном сайте по методике, которую должно разработать правительство. IT-компании будут обязаны установить на свой сайт одну из специальных программ для подсчета количества пользователей, предложенных Роскомнадзором. Если в течение трех месяцев счетчик покажет, что наиностранном ресурсе меньше 500 000 российских посетителей в день, то сайт будет исключен из перечня.

Законопроект должен вступить в силу 1 января 2022 года. Его авторы — Александр Хинштейн, Сергей Боярский, Максим Кудрявцев и Антон Горелкин.

Какие компании попадут под действие новой инициативы и как законопроект может изменить российский IT-рынок?

Кого затронет законопроект

Если законопроект вступит в силу в неизменном виде, под указанные в нем требования попадут владельцы зарубежных информационных ресурсов, суточная аудитория которых превышает 500 000 российских пользователей. К ним разработчики законопроекта отнесли Facebook (владеет What’s App и Instagram), Twitter, Apple и Google (ей принадлежит YouTube). При этом у Apple и Google уже есть российские юридические лица — ООО «Гугл» и OOO «Эпл Рус», однако они не являются официальными представительствами материнских компаний, указано в пояснительной записке к законопроекту.

Аналогичные требования будут распространяться и на провайдеров хостинга, операторов рекламных систем и организаторов распространения информации в интернете. Кроме того, под законопроект попадают также иностранные компании, которые:на своих сайтах предоставляют информацию на русском языке или иных языках народов России;

распространяют рекламу, которая направлена на россиян;

обрабатывают сведения о пользователях, находящихся в России;

получают деньги от российских физических или юридических лиц.

Попасть под действие законопроекта могут и отечественные IT-компании, предупреждает директор по стратегическим проектам Институтаисследований интернета Ирина Левова. Формулировка инициативы сейчас такова, что если компания работает с иностранным контрагентом, например, арендует сервер у Amazon, то Amazon тоже должен соответствовать этому закону, указывает она. «Возникает вопрос, а нужно ли это Amazon? Есть риски, что технологические компании откажутся от работы с отечественными сервисами», — предупреждает Левова. По ее словам, в России много трансграничных компаний, которые работают за рубежом, — «Яндекс», Mail.ru Group и т.д. Это может сильно ударить по ним, считает эксперт: «Им могут начать отказывать в аренде серверов или иных услугах, которые они заказывают у зарубежных контрагентов, потому что этим контрагентам история с Роскомнадзором совершенно не нужна».

Представители Apple, Facebook, Spotify, Telegram не ответили на запрос Forbes. В пресс-службе Google и Twitter отказались от комментариев. Представитель TikTok заявил, что компания не раскрывает данные по аудитории.

Зачем нужен закон

Несмотря на то что сервисы зарубежных IT-компаний де-юре не присутствуют в России, де-факто россияне пользуются их услугами, в том числе платными, а также позволяют обрабатывать свои персональные данные, говорится в документе. В большинстве случаев зарубежные компании переносят судебные разбирательства, которые касаются претензий российских госорганов, за пределы России, из-за чего эти споры приобретают политическую окраску, следует из законопроекта.

Инициатива направлена на борьбу с монополией международных IT-гигантов, к которым можно отнести Facebook, Google, YouTube, Twitter, Instagram, WhatsApp, TikTok, Viber, Telegram, а также игровые сервисы Steam (Valve Corporation) и World of Tanks (Wargaming), считает управляющий партнер московского офиса коллегии адвокатов Pen & Paper Антон Именнов. По мнению авторов законопроекта, многие IT-компании злоупотребляют монопольным положением, нарушая тр onебования российского законодательства, добавляет он. При этом российские власти не могут предъявить им претензии, так как компании не имеют в России своих представительств или создают «дочки», которые не несут ответственности за действия головных холдингов.


Постоянный адрес материала - Закон об интернет-заложниках»: чем новая инициатива депутатов грозит зарубежным и российским ИТ-компаниям

  © 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо