© 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

14.05.2021 - Бизнес как по маслу: зачем производитель биотоплива Neste скупает жир от фритюра

Выпуская ежегодно 4 млрд литров топлива, Neste остается крупнейшим в мире производителем возобновляемого дизеля. Компания начала заниматься этим задолго до того, как переход к низкоуглеродной энергетике стал реальностью

Почти в каждой ресторанной раковине в США стоит маслоуловитель, который задерживает и собирает масло и жир от любимой нами жареной еды. Например, популярная точка Burger King производит до 4000 килограммов использованного пищевого масла и жира в год — достаточно, чтобы Mahoney Environmental, подразделение публичной компании Neste, каждые три недели присылала за ними грузовик. «Никто не хочет смывать эти вещества в канализацию, — говорит Рик Сэйбол, президент подразделения Mahoney. И не только потому что частицы жира могут забивать трубы, но и потому что этот жир ценен, если вам удастся собрать достаточно. «Мы всегда считали, что это как владеть множеством нефтяных скважин, раскиданных по всей стране», — добавляет Сэйбол.

Исторически бизнес-план был достаточно прост: Mahoney предоставляла ресторану оборудование для улавливания жира и раз в месяц забирала собранное за плату. Раньше остатки жира превращали в корм для скота или домашних животных. Однако теперь они все чаще становятся «кормом» для грузовиков. Год назад финская компания из Хельсинки, Neste (выручка за 2020 год составила $12 млрд) приобрела Mahoney, чтобы монополизировать поставки жира, которые она теперь экспортирует из США на специализированные очистительные заводы в Финляндии, Роттердаме и Сингапуре. Там Neste подвергает сырье гидрообработке, в ходе которой из молекул триглецирида с помощью водорода удаляют кислород и на выходе получается дизель. Затем Neste поставляет часть этого возобновляемого дизеля обратно в США, где получает федеральный налоговый кредит в размере $1 за галлон (один галлон равен 3,7 л).

Выпуская ежегодно 1 млрд галлонов возобновляемого дизеля, Neste остается его крупнейшим в мире производителем. Компания начала заниматься этим задолго до того, как переход к низкоуглеродной энергетике стал реальностью. Революция в области производства биодизеля набрала обороты в середине 2000-х годов. Когда в середине 2008-го цены на нефть подскочили до $147 за баррель, даже музыкант Уилли Нельсон основал BioWillie, которая, как многие другие мелкие производители биодизеля, обанкротилась после падения цен на нефть.

В США сильное сельскохозяйственное лобби активно продвигало дизельное топливо из соевого и рапсового масел. В это же время в Юго-Восточной Азии предпочтительным сырьем стало пальмовое масло. «Пальмовое масло считалось спасительным биотопливом», — говорит Джереми Бейнс, президент Neste North America. В самом деле, Neste почти десять лет назад построила в Сингапуре огромные заводы по производству топлива из пальмового масла, а также, по словам Бейнса, экологичную сельскохозяйственную систему. «Другие были не так ответственны», — говорит он. Вскоре пальмовое масло признали опасным для окружающей среды, потому что фермеры, чтобы расширить свои плантации, вырубили девственные тропические леса.

Поэтому перед Neste встала проблема — нужно было искать новое сырье. Им подошел бы любой органический жир или сало: растительное масло, рыбий жир, кукурузное масло, рапс и даже говяжий жир. В 2018 году они купили голландского торговца животными жирами Demeter. Год назад Neste купила Mahoney: семейная компания была открыта в 1953 году, они начинали с продажи жира на рынках глицерина и кормов для домашних животных. Mahoney выросла за счет скупки небольших предприятий, и сейчас компания владеет 40% рынка в штате Иллинойс и 8% по стране. Цена покупки Neste не разглашается. Бейнс говорит, что намерен в ближайшие годы увеличить бизнес в пять раз. Их самые надежные клиенты — сети вроде Buffalo Wild Wings, Hooters, Burger King, у которых, как объясняют Neste, «маржинальность жарки» составляет около 40%, а это значит, что из 100 фунтов (45,3 кг) свежего пищевого масла 40 фунтов (18,1 кг) останутся в еде, а 60 фунтов (27,2 кг) — заберет Mahoney.

Экономические показатели выглядят реалистично. На спотовом рынке пищевой жир можно приобрести примерно за $0,3 за фунт (0,45 кг). Для сравнения — свежее масло стоит $0,7 центов. Для производства одного галлона биодизеля нужно 7,5 фунтов (3,4 кг) использованного масла стоимостью около $2,25. Обычный дизель стоит примерно $2,5 до налогов. Сегодня программа субсидирования биодизеля включает в себя федеральные мандаты на его производство и налоговые кредиты в размере $1 за галлон, действие которых Дональд Трамп продлил на пять лет до ухода с должности президента. В Европе поддержка еще обширнее.

Neste, которая выпускает почти 10 млн литров в день, — крупнейший в мире производитель возобновляемого дизеля. Компания верит в долгосрочные перспективы рынка для этого топлива, чье преимущество перед этанолом заключается в том, что это биотопливо взаимозаменяемо с обычным дизелем и может быть добавлено к нему. Этанол, напротив, плохо смешивается с бензином. И, поскольку, электрификация транспорта, вероятнее всего, начнется с легковых автомобилей, они полагают, что спрос на дизель сохранится дольше.

Сейчас Бейнс намеревается найти покупателей, которые готовы доплатить за сертифицированные виды биотоплива и принять участие в замкнутой углеродной экономике. Например, в Окленде, штат Калифорния, Neste собирает жир из ресторанов и превращает его в возобновляемый дизель для муниципального парка грузовиков. Тем временем, в Нидерландах McDonald’s поставляет Neste примерно 1,3 млн л использованного масла в год, а затем их поставщик логистических услуг приобретает примерно такое же количество возобновляемого дизеля.

Хотя Neste еще не скоро истощит запасы использованного пищевого жира, компания уже ищет другое сырье, чтобы к 2025 году получать 100% сырья из «отходов и остатков». Под ними компания подразумевает опилки, водоросли и пиролиз пластика. Пиролиз — это тепловое разложение, вызванное воздействием на материал высокой температуры в отсутствие кислорода, так что вместо горения он трансформируется. В случае совместного предприятия Neste с Alterra Energy пиролиз будет использоваться для превращения 120 т переработанного пластика в день в гудрон. Alterra уже управляет заводом мощностью 60 т в день в Акроне, штат Огайо. Вместе с Neste она планирует построить в Европе завод мощностью вдвое больше, который будет поставлять около 29 млн литров синтетического топлива в год.

Генеральный директор Alterra Фред Шмук видит замкнутую экономику в действии. «Материал уже был переработан. Мы восстанавливаем его до первоначальной формы, а затем отдаем переработчикам в качестве сырья. С учетом того, что Европейский Союз законодательно закрепил стоимость углерода, и США, вероятно, последуют за ним, сжижение будет пользоваться большим успехом», — говорит он. Neste планирует увеличить бизнес по переработке топлива в масло на несколько десятков миллионов галлонов в год, используя тысячи тонн пластиковых отходов в день.

Звучит масштабно, и это лишь начало. В прошлом году американские потребители использовали почти 7 млрд литров биодизеля, но более 177 млрд литров обычного дизеля. Аналитик Джейсон Гэйбелман из Cowen & Co. полагает, что объемы производства биодизеля по всему миру составляют 44 млрд литров, тогда как общий объем рынка дизеля равен 430 млрд галлонов. Гэйбелман сомневается в том, что Neste удастся сохранить прежние темпы роста и присваивает ценным бумагам компании рейтинг «ниже рыночных». Тем временем, аналитики Tudor, Pickering & Holt считают, что возможные негативные события уже учтены в цене и считают вложения в компанию надежной ставкой на декарбонизацию (переход к водородной энергетике обосновываемый необходимостью снижения выбросов в атмосферу углекислого газа.).


Постоянный адрес материала - Бизнес как по маслу: зачем производитель биотоплива Neste скупает жир от фритюра

  © 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо