© 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

18.11.2020 - Мина замедленного действия: почему маркировка продолжает оставаться проблемой для фармацевтической отрасли

Система маркировки лекарств сильно затормозила поставку препаратов, и некоторые аптечные полки опустели. Минпромторг временно упростил процедуру, но это не помогло

«Мы не можем купить товар у дистрибьюторов, его нет в продаже на складах», — рассказал Forbes генеральный директор сети аптек «36,6» Александр Кузин. И это несмотря на то, что с 2 ноября оператор системы маркировки (Центр развития перспективных технологий, ЦРПТ) упростил процедуру. Производители, импортеры, аптеки, дистрибьюторы лекарств временно имеют право проводить дальнейшие операции (продажу, перепродажу, приемку товара), если не получили из системы успешного ответа об обработке данных после сканирования специального кода Data Matrix в течение 15 минут.

Код Data Matrix наносится фармацевтическим производителем, данные о нанесении фиксируются в мониторинге движения лекарственных препаратов (МДЛП). Каждая передача права собственности на код (от производителя к дистрибутору, от дистрибутора в аптеку) фиксируется в системе. В конце аптека сканирует код на кассе (или больница на регистраторе выбытия), и оператор фискальных данных передает в МДЛП, что код выбыл из оборота.

В конце октября аптеки жаловались на сбои в системе и сложности при считывании нечетких кодов Data Matrix, которые задерживают процесс приемки товара от нескольких часов до нескольких суток. Чиновники и оператор не сразу признали проблему: ЦРПТ отрицал многочисленность сбоев и объяснял их «недостаточным пониманием» некоторыми участниками правил работы с маркированными препаратами. «В обороте находятся как маркированные, так и немаркированные препараты, — говорил замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. — Маркированных лекарств всего 10-15% от общего числа препаратов. Маркировка никак не могла влиять на доступность 85% лекарств». Речь идет о том, что обязательной маркировке подлежат лекарства, произведенные после 1 июля 2020 года, а те, что были сделаны раньше, — нет. Ясно, что со временем это соотношение будет меняться.

После шквала претензий оператор системы маркировки лекарств пошел на временное упрощение процедуры. Если участники рынка сканируют код, подают информацию в момент приемки товара и не получают в течение 15 минут подтверждения от системы, они могут продолжить движение товара, не дожидаясь ответа. Новая редакция постановления правительства освобождает игроков рынка от ответственности за операции с товарами без ответа системы, рассказал Евтухов. «Перевод системы мониторинга движения лекарственных препаратов в уведомительный режим позволил устранить сложности с партиями маркированных лекарств, которые возникали у ряда участников оборота в силу их неполной готовности», — говорится в отчете ЦРПТ.

Компании-пользователи МДЛП уверяют, что заблаговременно начали готовиться к маркировке: вложились в оборудование и персонал для сканирования кодов. Дмитрий Боков, заместитель гендиректора ГК «Эркафарм», управляющей сетями аптек «Доктор Столетов», «Самсон-Фарма» и «Озерки», рассказал, что компания потратила 36 млн рублей на оборудование аптек сканерами для чтения кодов Data Matrix и обучение персонала.

Понесли расходы и производители лекарств. Основатель и глава одного из крупнейших фармпроизводителей в стране «Солофарм» (180 млн упаковок продукции в год) Олег Жеребцов вложил в оборудование 360 млн рублей и нанял 52 новых сотрудника в штат компании. По мнению Жеребцова, ключевая проблема МДЛП заключается в том, что с самого начала «тестирование системы проводили на компаниях, производящих в малых количествах, тогда как в стране вращается около 6 млрд упаковок в год». В результате теперь небольшим региональным фармигрокам, не обладающим финансовыми возможностями, крайне сложно справиться с «несоизмеримым объемом работы по сканированию».

Нововведения изменили работу всей отрасли. Производители вынуждены вкладывать деньги в оборудование, кадры, упаковку более высокого качества. В «Солофарм» издержки повлекли за собой рост себестоимости лекарств в среднем на 10%. «Когда я слышу заявления, что себестоимость и цены не вырастут, мне просто непонятно: а что их остановит от роста? Издержки есть, они налицо. И не только у нас, — у дистрибьюторов, у аптечных сетей тоже», — рассуждает Жеребцов. По его словам, из-за сбоев МДЛП фуры с товаром стояли по двое суток, ряд дистрибьюторов вообще отказался работать с маркированной продукцией, в аптеках «полный бардак». «Я говорю о системе в прошедшем времени. Сейчас в целом стало лучше, но жалко, что ценой такого огромного количества издержек, которые мы все имели в сентябре и первой половине октября», — сетует глава «Солофарм».

В упрощенной версии работы МДЛП маркировка перестала влиять на скорость движения лекарств и их доступность, говорится в заявлении ЦРПТ. По данным оператора, оборот товара между дистрибьюторами и аптеками вырос. Затруднений нет, партии лекарств, с которыми возникали сложности, разблокированы и доходят до потребителей, говорится в свежем отчете ЦРПТ. «В среднем более 90% документов обрабатываются менее чем за одну минуту, остальные — от одной до десяти минут, то есть без задержек, — говорит заместитель гендиректора центра Реваз Юсупов. — Уведомительная подача информации позволяет избегать разрывов в товаропроводящей цепи».

Пользователи системы, фармпроизводители и аптечные сети, подчеркивают, что мера решает проблему лишь на некоторое время. Жеребцов называет маркировку миной замедленного действия: «Это вопрос времени, когда систему снова включат в прежнем режиме. Рано или поздно все опять будут запрашивать код при любой транзакции. Я уж не говорю о том, что это система двойного сканирования (привычного штрихкода на товаре и нового кода Data Matrix), влияющая на производительность. Вы же в супермаркете не сканируете йогурт и хлеб дважды?»

Международная STADA (один из крупнейших производителей дженериков) отмечает, что проблема «товарных пробок» маркированных продуктов до сих пор не решена. «Нестабильная и медленная работа системы мониторинга движения лекарственных препаратов замедляет движение продукции в товаропроводящих цепях», — подчеркивает представитель компании. На рынке Европы у STADA есть опыт применения технологии 2D-кодирования (к такому виду относятся коды Data Matrix), компания заблаговременно инвестировала в проект МДЛП, но «по опыту других стран реализация системы такого уровня сложности требует значительно большего времени».

«На прошлой неделе производитель «Арбидола» [«Отисифарм», принадлежит крупному производителю лекарств «Фармстандарт» Виктора Харитонина F 43. — Forbes] рассказал, что у них на складах лежит несколько миллиардов упаковок лекарства, он же теперь только маркированным может продаваться», — рассказывает источник на фармацевтическом рынке, который встречался с представителем компании. Фармкомпании заявили о проблемах с поставками более 40 млн упаковок лекарств По словам руководителя направления внешних коммуникаций компании «Отисифарм» Дмитрия Гороха, информация о нераспроданных запасах, исчисляемых «миллиардами упаковок», не соответствует действительности. Но из-за маркировки «Отисифарм» столкнулась с проблемами на всех этапах товаропроводящей цепи, подтверждает Горох. «Тем не менее проблемы с отгрузками и приемкой препаратов возникали в большей степени на узле взаимодействия дистрибьюторов и аптечных сетей, — подчеркивает он. — После упрощения МДЛП ситуация постепенно стабилизируется, и препараты отгружаются максимально оперативно». По данным компании, в период пандемии «Отисифарм» увеличила производство COVID-релевантных и противовирусных препаратов («Арбидол», «Амиксин», «Азитрокс», витамина D и т. д.), потому что прежние товарные запасы были раскуплены в начале года. Чтобы удовлетворить «значительно возросший спрос», с начала 2020-го фармпроизводитель выпустил и отгрузил 23,6 млн упаковок «Арбидола». Это примерно в 3,9 раза больше, чем за тот же период прошлого года. Гендиректор сети аптек «36,6» Александр Кузин считает, что «упрощенка» МДЛП — позитивное изменение, но ситуация с наличием лекарств у дистрибьюторов пока не улучшилась. «Сложно сказать, происходит это исключительно из-за маркировки или по совокупности причин с учетом Covid-19», — говорит он. По словам Кузина, в настоящий момент уровень дефектуры (отсутствие в аптеке медикаментов) увеличился втрое по сравнению с летом 2020 года — с 5% до 15%. Для розницы это высокий показатель, в первую волну коронавируса такого не было.


Постоянный адрес материала - Мина замедленного действия: почему маркировка продолжает оставаться проблемой для фармацевтической отрасли

  © 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо