© 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

22.09.2016 - Трое щедрых: госкомпании, которые делятся прибылью с частными акционерами

Попытка правительства пополнить бюджет, обязав госкомпании выплатить по итогам 2015 года 50% прибыли в виде дивидендов привела к неоднозначным результатам. Мы проанализировали дивидендную практику 13 эмитентов, акции которых торгуются на бирже и которых можно отнести к государственным компаниям, и вынуждены констатировать такой разброс результатов, который в принципе затруднительно систематизировать. С учетом намерений правительства продлить практику высоких дивидендных выплат госкомпаниями на 2016 год вызывают интерес причины такого разброса. Можно озвучить четыре группы таких причин.

При исследовании выявилось большое разнообразие принятых в компаниях дивидендных политик как в части определения базы расчета дивидендов, так и в долях распределения прибыли. Один из самых экзотических примеров – дивидендная политика «Ростелекома». По итогам 2013 года компания направила на дивиденды 25% прибыли по РСБУ, по итогам 2014 года — 25% прибыли по МСФО. Теперь, согласно новой дивидендной политике, Ростелеком намерен в течение 2016, 2017 и 2018 годов (то есть по итогам 2015, 2016 и 2017 годов) направлять на дивиденды «не менее 75% от Свободного денежного потока за каждый финансовый год, но не менее 45 млрд рублей совокупно за три указанных года. При этом в течение указанного периода в каждом последующем году Компания будет стремиться увеличивать размер дивиденда на одну обыкновенную акцию в абсолютном рублевом выражении по сравнению с предшествующим годом. В любом случае размер дивидендных выплат должен быть не менее уровня, рекомендованного Росимуществом для компаний с государственным участием, если данное требование будет применимо в отношении Компании» (конец цитаты). «Ростелеком» неслучайно сделал последнюю оговорку, так как статус его не вполне ясен: Росимуществу принадлежит 48,81% голосующих акций (менее контрольного пакета) плюс 4,29% у ВЭБа.

По итогам 2015 года «Ростелеком» выплатил 16,472 млрд рублей дивидендов, что составило 76% от прибыли, полученной по РСБУ (21,564 млрд) и 114% от прибыли, полученной по МСФО (14,391 млрд). По итогам первого полугодия компания отчиталась о 7,963 млрд рублей прибыли по РСБУ и 4,603 млрд по МСФО.

В подходе правительства отсутствует единый стандарт, что открывает простор для взаимного торга. Было определено, что госкомпании обязаны выплатить минимальные дивиденды госкомпаний в размере 50% от чистой прибыли по РСБУ или МСФО, в зависимости от того, по какому стандарту получится больше. Финансовый результат по разным стандартам может различаться существенно, вплоть до противоположного, и не всегда бумажной прибыли соответствуют реальные доходы. К примеру, какие дивиденды можно выплатить за счет бумажной прибыли, полученной по МСФО за счет отрицательной переоценки валютных обязательств эмитента? Весомым аргументом госкомпаний для сокращения дивидендов была также необходимость осуществлять за счет прибыли ранее утвержденные инвестиционные программы. С другой стороны, двойственность подхода правительства ограничивала возможность эмитентов использовать разность стандартов для минимизации прибыли. Если всех обязать рассчитывать дивиденды только по РСБУ, а не в консолидированной отчетности, то компании сосредоточат центры прибыли в дочерних компаниях. А если всех обязать считать по МСФО, то у эмитентов появляется возможность «поиграть» переоценкой валютных активов и обязательств.

Существует широкий разброс в оценке того, какую компанию считать государственной. Возьмем, к примеру, два государственных банка: Сбербанк и ВТБ. 50%+1 акция Сбербанка принадлежит государству в лице Центробанка. Поскольку ЦБ это не Росимущество, и дивиденды от Сбера не попадут в бюджет, то никто и не требовал с него 50% прибыли направлять на дивиденды. По итогам 2014 года Сбербанк, использующий в качестве базы расчета отчетность по МСФО, выплатил 3,5% от прибыли, а по итогам 2013 и 2015 годов – 20%. Судя по высоким финансовым результатам первого полугодия 2016 года, за текущий год дивиденды увеличатся, но только в номинальном выражении, так как о 50% никто не говорит. В дивидендной политике Сбербанка говорится о том, что вплоть до 2018 года на дивиденды будет направляться 20% от прибыли по МСФО.

ВТБ – это вообще отдельная история. 60,93% обычных обыкновенных акций (оговорка не случайна) принадлежит Росимуществу, так что ВТБ однозначно госкомпания. Однако банк выплатил по итогам 2015 года на дивиденды по этим акциям только 30% (15,164 млрд рублей) из 49,14 млрд рублей чистой прибыли по РСБУ (по МСФО прибыль составила всего 1,7 млрд рублей). В прошлом году банк выплатил в виде дивидендов точно такую же сумму, хотя она тогда составляла 77% от чистой прибыли 19,7 млрд рублей (по МСФО – всего 0,8 млрд). Но это не все. На самом деле в текущем году ВТБ направил на дивиденды не 15, а 33 млрд рублей, или 67% чистой прибыли. 90 млн рублей пошли по привилегированным акциям, выпущенным в 2014 году в пользу Министерства финансов, а 17,84 млрд рублей (!) – по привилегированным именным акциям типа А, размещенным в 2015 году в пользу единственного приобретателя – Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов». Тут налицо разница в выплатах по разного типа акциям куда большего масштаба, чем в истории с «Транснефтью».

Отчетливо наблюдается различие компаний в зависимости от масштаба административного ресурса. Те, чье руководство имеет возможность донести свою аргументацию непосредственно до первых лиц государства, могут, когда надо (например, для льгот и преференций), считаться госкомпанией, а когда надо (для выплаты дивидендов или для приватизации), не считаться таковой. Яркий пример такого подхода — «Роснефть».

Никто не сомневается в том, что «Роснефть» – госкомпания, но контроль государства над ней опосредован через 100% государственный «Роснефтегаз», которому принадлежит 69,50% акций «Роснефти». В итоге компания ограничилась выплатой на дивиденды 35% от прибыли по МСФО. Что, впрочем, уже прогресс, так как в прежние годы ограничивалась 25%.

Впрочем, по итогам первого полугодия компания показала снижение чистой прибыли и по МСФО и по РСБУ, так что на рост дивидендов по итогам года надежды мало.


Постоянный адрес материала - Трое щедрых: госкомпании, которые делятся прибылью с частными акционерами

  © 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо