11.09.2006 - В московском строительном комплексе назревает конфликт
В московском правительстве находится на согласовании проект постановления о создании Комитета по контролю и регулированию инвестиционных программ (сокращенно Мосинвестконтроль). Если этот документ будет одобрен, в городе произойдет градостроительный переворот. Мосинвестконтроль — в том виде, в котором он задуман, — станет главным проводником градостроительной политики и, возможно, заберет львиную долю полномочий у нынешних функционеров стройкомплекса.
Инвестконтролеры идут
В проекте постановления о создании Мосинвестконтроля сказано, что новый комитет призван «упорядочить инвестиционную деятельность в области архитектуры и градостроительства». Он, в частности, должен проводить единую инвестиционную политику при подготовке распорядительных документов мэра и правительства города, разработке и реализации городских строительных программ, осуществляемых с привлечением бюджетных и внебюджетных источников финансирования.
По сути дела, речь идет о создании единого центра координации всего городского строительства, аналогичного западным агентствам по развитию территорий и редевелопменту. Предполагается, что Мосинвестконтроль совместно с Москомархитектурой будет осуществлять мониторинг градостроительной деятельности (на основе единой системы электронно-документального контроля за соблюдением застройщиками требований генплана города), выявлять территории, наиболее нуждающиеся в комплексной реконструкции, формировать городские целевые программы застройки кварталов (с учетом эффективности инвестиций), контролировать поступление доходов от земельных аукционов в городской бюджет.
Фактически Мосинвестконтроль может стать глобальным рейдером и девелопером в одном лице. Новый орган планируется наделить правом разработки проектов распорядительных документов об изъятии и резервировании земельных участков для государственных нужд, поручить ему определение объемов финансирования, необходимого для освобождения площадок, сделать его заказчиком при проведении работ, связанных с «зачисткой» площадок от всевозможных обременений, а также их инфраструктурной подготовкой. Заметим, что до сих пор в структуре городской администрации не было органа, который обладал бы таким широким спектром полномочий. Сегодня инвестиционно-строительную деятельность в Москве регулируют сразу несколько департаментов и комитетов, действия которых не всегда согласованы.
Понятно, что реализация столь амбициозных задач невозможна без серьезного финансового рычага. Инвестконтролеры учли это обстоятельство. Они предлагают сформировать целевой бюджетный фонд государственных инвестиций в градостроительную деятельность. При этом Мосинвестконтролю отводится роль главного распорядителя этими средствами, а речь может идти о внушительных суммах, исчисляемых десятками миллиардов рублей. «Объем этого фонда может быть колоссальным, — говорит один из участников рынка. — В Москве подлежат сносу здания площадью не менее пятидесяти миллионов квадратных метров. Многие из них городу придется выкупать, освобождать площадки, оснащая их инженерной инфраструктурой. Это огромные затраты».
Почти Донкихот
Кто же рискнет возглавить такую грандиозную структуру и осмелится противопоставить себя значительной части административного аппарата московской мэрии и тесно связанным с ним акулам столичного строительного бизнеса? Оказывается, взвалить на свои плечи эту нелегкую ношу готов советник мэра Москвы Александр Рябинин. К сожалению, получить его личные комментарии не удалось. Сотрудник приемной заявил, что советник мэра общается с журналистами только по прямому указанию главы города.
О г-не Рябинине известно немного. Несколько лет назад человек с такими же фамилией, именем и отчеством входил в совет директоров ОАО «Сити» и одним из первых избавился от акций, когда их начали скупать структуры, близкие к водочному магнату Юрию Шефлеру.
На орбите московского строительного рынка Рябинин появился относительно недавно, но сразу, что называется, взял быка за рога и развил бурную деятельность. Девелоперы утверждают, что якобы по его инициативе представители городской администрации начали активно штрафовать застройщиков за срыв сроков строительства, тогда как раньше мэрия крайне редко прибегала к подобным мерам. Некоторые предприниматели в частных беседах рассказывали, будто бы этот человек одним росчерком пера способен приостановить реализацию неугодных ему девелоперских проектов.
Впрочем, обвиняя г-на Рябинина в излишней жесткости и называя его деятельность «деструктивной», участники рынка не желают раскрывать детали конфликтов. И уж тем более не спешат предъявлять какие-либо документы. Между тем из оказавшейся в распоряжении «Эксперта» докладной записки на имя мэра города следует, что некоторые претензии г-на Рябинина к участникам рынка вполне справедливы. Так, в заключении на один из проектов постановления правительства Москвы (копия имеется в редакции) г-н Рябинин обвиняет чиновников стройкомплекса и крупные строительные тресты в грубых нарушениях законодательства. Речь, в частности, идет о реализации так называемой экспериментальной инвестиционно-строительной программы комплексной застройки московского микрорайона Кожухово. В своем письме к Лужкову г-н Рябинин утверждает, что решение о застройке микрорайона принималось без участия мэра и правительства города, а «группа хозяйствующих субъектов» (пул крупнейших строительных компаний. — «Эксперт») на льготной основе, без участия в открытых торгах смогла получить под застройку значительные территории, которые находились в собственности Москвы. «Причиненный городу ущерб от подобной практики фактически безвозмездной раздачи земельных участков совершенно очевиден», — резюмирует автор документа.
Бодяга или неизбежность
Неудивительно, что после таких «наездов» идея создания Мосинвестконтроля во главе с г-ном Рябининым воспринимается участниками инвестиционного процесса с нескрываемым раздражением.
Во-первых, они опасаются репрессивных шагов со стороны нового органа. Например, проведения масштабной ревизии рынка на предмет выявления незаконно предоставленных земельных участков с их последующим изъятием, замораживанием проектов или преследованием нечистоплотных чиновников.
Во-вторых, перераспределение полномочий невыгодно нынешним боссам стройкомплекса и тесно связанным с ними строительным компаниям, многие из которых рискуют утратить доступ к административному ресурсу, без которого строить дома в столице просто невозможно.
В-третьих, в случае перехода к комплексному планированию развития территорий инвесторы больше не смогут получать землю под строительство в обход аукционных процедур, резервировать земельные участки для собственных нужд, лишатся льгот и преференций (зачастую они предоставляются под надуманными предлогами социальной значимости реализуемых проектов).
Очевидно, из чувства самосохранения (при этом подсознательно признавая разумность идей, проводником которых выступает г-н Рябинин) старожилы московского стройкомплекса чинят нововведению всяческие препятствия, пытаясь «утопить» еще не родившийся Мосинвестконтроль в недрах столичного правительства. Впрочем, судя по всему, искушенным в аппаратных играх чиновникам противостоят достойные соперники.
По одной из версий, которая кажется нам наиболее логичной, инициатива создания надстройки над столичным стройкомплексом принадлежит федеральным структурам. С помощью нового комитета они якобы намерены контролировать соблюдение федерального законодательства при распределении земельных участков в Москве. Не исключено, что федералов поддерживают некоторые бизнес-группы, в том числе активно осваивающие федеральные земли, которые принадлежат ФСО, ФСБ и прочим силовым структурам. Дело в том, что многие из этих площадок не обеспечены соответствующей инфраструктурой, поэтому Мосинвестконтроль может стать одним из инструментов решения этой проблемы.
По другой версии, за инвестконтролерами стоит одна из самых влиятельных в Москве инвестиционно-строительных компаний, которая намерена еще прочнее закрепиться на столичном рынке и произвести передел сфер влияния внутри бюрократического аппарата московской мэрии.
Пока трудно предположить, чем закончатся эти бюрократические баталии и не станет ли идея создания инвестконтроля, по выражению одного из наших анонимных собеседников, очередной «чиновничьей бодягой». Проект постановления о создании нового комитета регулярно хоронят, однако спустя какое-то время документ вновь появляется на столах московских чиновников. Впрочем, вне зависимости от исхода противостояния появление в Москве крупного государственного оператора, способного навести порядок в этой сфере городского хозяйства и сбалансировать его развитие, — лишь вопрос времени. Более того, модель управления градостроительным процессом, предложенная безымянными авторами проекта постановления о создании Мосинвестконтроля, сгодится для применения на федеральном уровне. Аналогичные функции, только в национальном масштабе, могут быть возложены, к примеру, на государственную корпорацию развития территорий. Такая структура — при правильной организации и мощной финансовой поддержке — могла бы стать реальным рычагом для увеличения объемов строительства жилья и развития городов. В том числе в рамках внятно сформулированной программы государственного заказа.
Постоянный адрес материала - В московском строительном комплексе назревает конфликт |