© 2000-2025 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

15.08.2025 - Таблетки от страха: в России растут продажи препаратов от депрессии и тревоги

Продажи анксиолитиков — транквилизаторов, уменьшающих тревожность и страх — растут третий год подряд. В первом полугодии 2025 года таких лекарств было продано на 4,6 млрд рублей — на 17% больше, чем годом ранее. Одни эксперты связывают это с зависимостью от препаратов, часть из которых подлежит предметно-количественному учету. Другие считают, что спрос обеспечивает растущее внимание людей к своему ментальному здоровью. Forbes Healthcare разбирался, как пробелы в регулировании, большая форма упаковок и новые методы лечения увеличивают продажи анксиолитиков

В первом полугодии 2025 года на российском розничном рынке было продано более 9,3 млн упаковок анксиолитиков (общее название группы препаратов, которые помогают от повышенной тревожности), говорится в одном из последних исследований RNC Pharma. Раньше подобные препараты класса международной классификации N05C называли транквилизаторами. Всего было продано препаратов на сумму 4,6 млрд рублей. Рублевая динамика по сравнению с тем же периодом 2024 года составила около 17%, показатели прироста в упаковках достигли почти 10%.

В исследовании отмечают, что продажи противотревожных препаратов растут третий год подряд. В 2024 году по сравнению с 2023-м денежный объем продаж вырос на 17% в рублях и на 5% — в упаковках. В 2023 году относительно 2022 года продажи в натуральном объеме также выросли на 5%.

Эхо ковида

Абсолютный лидер продаж — российский препарат «Афобазол» от «Отисифарма», на него приходится почти 45% рынка. «Афобазол» разработал российский НИИ фармакологии им. В.В. Закусова. По словам Николая Беспалова, директора по развитию RNC Pharma, препарат прошел все необходимые клинические исследования и имеет официальное международное непатентованное наименование, присвоенное ВОЗ. «Здесь сказывается прежде всего его статус, — поясняет Николай Беспалов. — Это препарат безрецептурный, который можно свободно купить практически в любой аптеке. На спрос в отношении продукта сильно повлиял COVID-19: после перенесенного заболевания очень многие сталкивались с депрессивными и тревожными расстройствами, и препарат в силу своей доступности пользовался высоким спросом».

Условия отпуска большинства других препаратов из класса анксиолитиков существенно сложнее. На них требуется рецепт, а некоторые вообще относятся к перечню ПКУ — предметно-количественного учета. Это перечень препаратов, утвержденный приказом Минздрава №459н, которые могут нанести вред здоровью человека, если их применять без контроля. Например, в 2023 году в этот список внесли препараты для медикаментозного аборта мифепристон и мизопростол, а до этого — бензодиазепиновые транквилизаторы «Феназепам» и «Лирика». «Феназепам» находится в списке самых популярных в первом полугодии противотревожных препаратов на шестом месте со скромной долей рынка 4% и ростом в 3%.

Препараты ПКУ купить достаточно проблематично, рассказывает врач-психиатр Антон Елисеенко. «Для этих препаратов есть отдельная форма рецепта, они выписываются только на 15 дней, — объясняет он. — В Москве всего несколько аптек, где они продаются, потому что не все аптеки имеют право работать с перечнем ПКУ». По словам Елисеенко, каждый раз аптекарь звонит в клинику, выясняет, действительно ли лекарство было выписано, потому что рецепты подделывают. «Мне присылали фото, где были подделаны подпись, печать, логотип клиники, — делится Антон Елисеенко. — И мы сообщаем, естественно, аптеке, что мы не выписывали таких рецептов». Одним из препаратов, рецепты на который часто подделывают, является «Алпразолам», рост его продаж составляет 33%.

Абсолютный лидер с точки зрения роста — препарат «Стрезам» от французской «Биокодекс»: по сравнению с I–II кварталами 2024 года за первое полугодие 2025-го объем его продаж в рублях вырос на 54%. Высокими темпами роста отметился препарат «Атаракс» бельгийской «ЮСБ Фарма» (плюс 23% в рублях), также он совсем немного уступает «Афобазолу» по объему натуральных продаж — было продано более 3 млн упаковок «Атаракса». Еще один препарат, который показал рост — «Грандаксин» от «Сервье групп», его продажи за первое полугодие выросли на 18%.

Встревоженное население

Практически треть (33%) от денежного объема розничного рынка препаратов против тревоги приходится на четыре региона: Москву, Московскую область, Санкт-Петербург и Краснодарский край. Минимальный объем потребления анксиолитиков зафиксирован в Ненецком автономном округе, Республике Тыва и на Чукотке, суммарно за весь период там было продано менее 6000 упаковок. А в девяти регионах объемы потребления транквилизаторов даже снизились, больше всего — в Кировской области, там продажи упали на 9%.

По словам Николая Беспалова, спрос на противотревожные препараты характеризуется определенной сезонностью. «Чаще всего выраженные всплески спроса фиксируются в марте и в декабре, — указывает Беспалов. — Вообще в эти месяцы растет спрос и на другие препараты, направленные на психоэмоциональную сферу, в частности антидепрессанты». По мнению эксперта, всплеску продаж могут способствовать и особенности производственного календаря — тревожные состояния часто наступают после затяжных общегосударственных праздников. «Нельзя не отметить среди причин экономические и политические процессы», — подчеркивает Николай Беспалов.

В конце 2024 года внештатный психиатр Минздрава Светлана Шпорт сообщала, что около 4 млн взрослых людей стоят на учете у психиатра. Среди них две трети — с депрессией, тревожными расстройствами и похожими состояниями.

Как рассказал Forbes Сергей Кузнецов, врач-психиатр, нарколог и психотерапевт клиники Rehab Family, как минимум 25–30% населения России имеет ту или иную форму тревожного расстройства, и наблюдается тенденция к росту заболеваемости. «Растет количество обращений пациентов к врачам с жалобами на беспокойство, нарушение ночного сна, кошмарные сновидения, панические атаки, снижение полового влечения, депрессию, — указывает Сергей Кузнецов. — В то же время растет количество обращений в клинику, связанных с употреблением транквилизаторов, которые могут вызывать зависимость. Она растет соответственно устойчивому росту выписанных рецептов».

По мнению Кузнецова, проблему усугубляет то, что препараты против тревоги сегодня может назначить любой специалист — терапевт, невролог, гастроэнтеролог, кардиолог, гинеколог, уролог, то есть врачи, не обладающие достаточным безопасным опытом применения данных лекарств. «Нередко пациенты получают рецепты от нескольких врачей, — говорит Кузнецов, — и становится практически невозможно отследить длительность и дозы полученных препаратов, что способствует формированию зависимости».

По словам Сергея Кузнецова, который довольно часто наблюдает пациентов с лекарственными зависимостями, одним из спорных лекарственных препаратов является «Фенибут». Он не входит в группу анксиолитиков, а относится к ноотропам — группе препаратов с недоказанной эффективностью. Но его длительное бесконтрольное применение может привести к формированию зависимости. Препарат запрещен в США и ряде стран Европы. В России его выписывают по рецепту, но он не включен в ПКУ. «Если в отношении бензодиазепиновых транквилизаторов — «Феназепама», «Лоразепама», «Лиазепама» — выработаны однозначные и четкие рекомендации по ограничению их приема, то в отношении других препаратов все еще идут споры об их возможности формировать зависимость», — говорит Кузнецов.

«Когда-то «Феназепам» создавал огромное количество зависимостей в стране, — вспоминает врач-психиатр Антон Елисеенко. — Его выписывали направо и налево. В 2021 году взялись за ум и перенесли его в список ПКУ». По словам врача, до сих пор к нему иногда попадают пациенты с зависимостью от бензодиазепиновых транквилизаторов. Но сейчас, отмечает Елисеенко, продажа препаратов, которые могут вызвать зависимости, строго регламентирована.

Прямо сейчас идет процесс по включению в ПКУ противоэпилептического препарата «Габапентин», который также используют и для лечения тревожных расстройств. Препарат уже отпускается по рецепту специальной формы. Но рецепты часто подделывают люди с зависимостью. Например, волгоградский Росздравнадзор рассказывал о большом количестве фальшивых рецептов, в Краснодаре возбуждали уголовное дело в связи с подделкой рецептов. В сообществе «Слезы фармацевта» недавно выкладывали рецепт на «Габапентин» на бланке Министерства здравоохранения и социального развития, которое было упразднено в 2012 году.

У современных анксиолитиков меньше побочных эффектов, чем было у их предшественников, которые относились к группе транквилизаторов. Но и их применение требует контроля, потому что длительное применение может создать не только зависимость, но и проблемы для других органов, например для печени, предупреждает Антон Елисеенко.

Не вместо, а вместе

Интерес к различным группам препаратов, применяемым против тревоги, может быть связан с тем, что у общества формируется правильное отношение к психическому и психологическому здоровью, считает директор «Ассоциации независимых аптек» Виктория Преснякова. «Также хочу обратить внимание, что стремительный рост того же самого «Стрезама» на 54% — это рост в денежном выражении, — указывает Виктория Преснякова. — А в упаковках средний рост составляет около 7–10%». Скорее всего, рост связан с удорожанием упаковки, чему способствует рост стоимости производства, логистики и других факторов рынка, считает она.

Но и потребители последние годы предпочитают покупать более крупные упаковки, в которые фасуют свою продукцию производители. «Грандаксин» раньше продавался по 20–30 таблеток, а сейчас население чаще покупает упаковки по 60 таблеток», — отмечает Виктория Преснякова.

Еще одна группа препаратов, которая характеризуется очень высокими темпами спроса в первом полугодии 2025 года, — это антидепрессанты, указывает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. «На розничном рынке было приобретено почти 11 млн упаковок на сумму порядка 9 млрд рублей, — рассказал он Forbes. — Относительно того же периода 2024 года продажи выросли на 22% в упаковках и на 36% — в рублях». Примерно такой же рост наблюдался в прошлые годы. «Здесь играют роль несколько иные факторы, связанные с культурой лечения депрессивных расстройств, — поясняет Беспалов. — Постепенно люди переходят от самолечения или приема симптоматических препаратов к профильной терапии, что повышает спрос на данную категорию препаратов».

Анксиолитики, предназначенные для снятия симптомов — панических атак, нарушения сна, тревоги — не должны использоваться для лечения тревожных расстройств. От этого должны лечить антидепрессанты, которые предполагают длительный прием курсами. «Анксиолитики нужны для облегчения входа в терапию, с учетом того что антидепрессанты начинают действовать не сразу, — считает врач-психиатр Антон Елисеенко. — Первые две недели они могут даже ухудшать состояние и усугублять тревогу, потому что организм не готов к улучшению, могут быть тошнота, головокружение». Как объясняет Елисеенко, это тоже тренд, который начал формироваться в последние пять лет — сделать для пациента комфортным период захода на антидепрессант. Раньше такого не было. Поэтому рост продаж анксиолитиков в крупных центрах, где есть большие сообщества психиатров, многое объясняет — здесь врачи чаще назначают поддерживающую терапию для своих пациентов.

Но назначение анксиолитиков как раз и нужно только на эти две недели, уверен Елисеенко: «Все эти препараты должны либо использоваться только для подготовки к антидепрессанту, либо не использоваться вообще никогда».


Постоянный адрес материала - Таблетки от страха: в России растут продажи препаратов от депрессии и тревоги

  © 2000-2025 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо