© 2000-2025 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

09.08.2025 - Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами

По оценкам Strategy Partners, к 2030 году объем российского рынка почтовых сервисов может увеличиться почти втрое с текущих 10 млрд рублей до 28 млрд рублей. Этому будут способствовать развитие облачных хранилищ и ИИ-агентов, которые входят в единые подписки вместе с сервисами электронной почты. Будут расти и доля платных пользователей и средний чек. Среди основных факторов риска — переключение людей с e-mail на мессенджеры, которые отличаются более простым пользовательским опытом и удобством, констатируют аналитики

Почтовое импортозамещение

Рынок сервисов электронной почты в ближайшие годы будет расти темпами, опережающими темпы роста IT-рынка России (около 14% в год), и составит от 23 млрд рублей до 28 млрд рублей к 2030 году (+19% ежегодно в среднем), следует из отчета Strategy Partners

Во многом такому росту будут способствовать законодательные изменения. Так, с 1 января 2025 года в России действует запрет для физических лиц на регистрацию новых аккаунтов на отечественных IT-платформах с использованием зарубежных почтовых сервисов. Более того, обсуждаются нововведения в законодательстве, которые обяжут российские компании использовать для авторизации уже зарегистрированных пользователей адреса электронной почты, созданные в национальной доменной зоне.

В 2024–2025 годах активизировался переход пользователей с иностранных почтовых сервисов (Google, Apple и др.) на российские (VK, «Яндекс»), трафик российских почтовых сервисов в 2024 году вырос в 1,5 раза, говорится в исследовании. «В марте 2024 года Microsoft объявила о блокировке доступа к своим облачным сервисам на территории России, включая облачные решения Office 365, хранилище OneDrive и другие цифровые продукты. Это значит, что официальная поддержка корпоративных пользователей прекращается, а у частных пользователей остается только адрес электронной почты в домене outlook или hotmail», — приводят пример в Strategy Partners. При этом российская аудитория преимущественно пользуется почтовыми продуктами двух крупных игроков — VK и «Яндекс».

Оформление подписки

Разумеется, не одно лишь регулирование является фактором, влияющим на изменения: вместе с ростом числа пользователей и трафика российских решений развивается и функционал почтовых сервисов, включая подписки с расширенным набором функций, констатируют в Strategy Partners. Из-за роста числа сервисов, внедряемых в подписки для почты, границы рынка размываются, подчеркивает автор исследования, партнер практики «Промышленность и технологии» компании Strategy Partners Роман Тиняев.

Как базовый продукт электронная почта является бесплатной для пользователей. Монетизация почтового сервиса идет в двух направлениях:

более продвинутый уровень продукта в рамках платной подписки — сортировка писем, приоритетная техподдержка, внедрение ИИ-помощников (в т.ч. написание писем с помощью ИИ, составление шаблонов и ответов);

сервисы, связанные с почтой (например, облачное хранение). «Это направление активно развивается через создание экосистем с различными сервисами, которые становятся неотделимыми от электронной почты в рамках подписок», — рассуждает Роман Тиняев. Рынок в России характеризуется высоким уровнем проникновения — сейчас в стране около 105 млн пользователей e-mail, оценивают в Strategy Partners, и большая часть интернет-юзеров имеет один или несколько почтовых ящиков. «Но после появления мессенджеров часть функционала отошла к ним, поэтому почта для современного пользователя является в первую очередь средством авторизации и аутентификации для многих приложений, — рассуждает Тиняев. — Также ее применяют для ведения формальной переписки, например, коммуникации с официальными органами власти, через почту пользователи также отправляют файлы и документы. Другие функции почты включают получение и хранение чеков, билетов, оповещений и т.д.».

Помимо указанного расширения функционала, входящего в подписки, среди ключевых трендов на рынке сервисов электронной почты в Strategy Partners выделяют рост среднего чека из-за общего роста цен в экономике и значимости таких сервисов для пользователей, увеличение доли платных пользователей. Авторы отчета также прогнозируют дальнейшее развитие подписок в формате пакетных предложений по модели Google, предлагающей подписку Google One.

Драйвером числа подписчиков также может выступить «глубокая интеграция в Рунет населения присоединенных регионов*», считают аналитики: «В перспективе эти пользователи могут компенсировать общий естественный спад количества граждан России до 2030 года, повысив численность онлайн-активных пользователей и покупателей подписок на сервисы электронной почты». Основным же риском для рынка может быть возможное переключение пользователей с электронной почты на мессенджеры, но этот риск снижается по мере объединения почты с другими сервисами в подписки у крупных вендоров, резюмируют в Strategy Partners.

Хаб с искусственным интеллектом

Участники рынка в целом согласны с выводами исследования. Сегодня почтовые сервисы трансформируются в универсальные платформы, говорит директор по продукту «Рамблер/почта» Шахрияр Солтанов. «Помимо традиционных функций переписки и авторизации, пользователи все чаще используют почту как «цифровой кошелек» для хранения и быстрого доступа к важным документам — авиабилетам, электронным чекам, маршрутам», — размышляет он, добавляя, что особое внимание в компании уделяют интеграции в почту ИИ-технологий.

По мнению руководителя по технологическому развитию «Яндекс 360» Сергея Педченко, следует говорить не о простом замещении зарубежных игроков. «Мы находимся на пороге системной трансформации: почта перестает быть только каналом для переписки. Для пользователя она становится транзакционным центром — местом хранения чеков, писем от госуслуг, уведомлений от сервисов и документов, которые важно не потерять, — согласен он с коллегой из «Рамблер/почты». — Это одна из важных причин ее устойчивости на фоне роста влияния мессенджеров, которые такой организованности пока предложить не могут».

Тренды влияют на перераспределение долей рынка в пользу российских провайдеров почтовых B2B-сервисов, подтверждает директор по продукту VK WorkSpace Петр Щеглов. Компании-пользователи иностранных решений столкнулись с ограничениями и отказами в обслуживании аккаунтов и постепенно переходят на отечественное ПО, замечает он, добавляя, что в VK видят это на примере платформы VK WorkSpace (помимо почты, включает в себя календарь, мессенджер, диск с онлайн-документами, доска и другие сервисы для работы команд). Так, число подключенных к VK WorkSpace по подписке доменов выросло, по его словам, более чем на 40% год к году. Если говорить о B2C-направлении, то уже более 3 млн пользователей воспользовались переносом своих данных с зарубежного сервиса в «Почту Mail», для чего был создан отдельный сервис с доменом для миграции — xmail, указывает директор Mail Андрей Сумин.

«Что касается монетизации, то в I квартале 2025 года рост выручки от продаж подписки составил 86%, — продолжает Сумин. — Это подтверждает интерес пользователей к покупке не просто места в хранилище или возможности отключения рекламы, а комплекса сервисов (функции на базе ИИ, для всей семьи и продуктивности, онлайн-работа с документами, безлимитная автозагрузка фотографий и др.)».

Для бизнеса почта остается базовым каналом коммуникаций, а точка роста — в интеграции и кросс‑сценариях, полагает Педченко. Почта действительно развивается, по его мнению, как «хаб» с ИИ‑функциями, инструментами управления информацией и интеграцией с другими сервисами. «Сами пользователи готовы платить за расширенные возможности экосистемы: облачное хранение, безопасность. Подобная модель останется драйвером роста выручки почтовых сервисов в ближайшие годы», — заключает эксперт.


Постоянный адрес материала - Напиши мне, напиши: как сервисы e-mail будут бороться с мессенджерами

  © 2000-2025 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо