© 2000-2025 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

07.08.2025 - Синий мишка не взлетел: действительно ли России нужны новые Олимпийские игры

Тема возвращения России на большую международную спортивную арену включает в себя два направления — участие российских спортсменов во всех мировых стартах и организация международных турниров в нашей стране. Эпические трудности возвращения на турниры мы видим сейчас в Сингапуре, где проходит чемпионат мира по водным видам спорта, а мы обратимся к теме организации мировых и европейских чемпионатов, а также Олимпийских игр в России. Постоянный автор Forbes Sport директор Института спортивного менеджмента и права ВШЮА НИУ ВШЭ профессор Сергей Алтухов предлагает более подробно изучить историческое и социально-философское значение спортивных зрелищ и определить, почему в завтрашний день нужно смотреть из послезавтра Все вернем и восстановим

Возвращение российских спортсменов на международные турниры постепенно становятся реальностью. Эксперты на различных информационных каналах обсуждают некоторые содержательные аспекты этого возвращения — о запрете национальной атрибутики, об участии наших атлетов в нейтральном статусе, о провокациях и предвзятом судействе. Все это так. Но главное — это сам факт возвращения, адаптации к новой соревновательной среде и образу жизни на высшем спортивном уровне, связанном с преодолением пределов реальности. Эта часть большой работы находится сейчас в фазе активной динамики. Поэтому люди, которые причастны к этому возвращению, заслуживают отдельного респекта.

Поводом для этого обсуждения и внезапной актуализации «олимпийских» сюжетов стало празднование 45 лет со времен Олимпиады-80 в Москве. Неожиданно и без предупреждения. С одной стороны, дата не юбилейная, но, с другой стороны, мероприятие плановое и календарное в духе изменившейся повестки. Значит, нужно провести. Главной неожиданностью для многих в рамках этих празднований стало заявление министра спорта России Михаила Дегтярева о намерении подать заявку на проведение третьей по счету Олимпиады в стране. «Сможем провести на самом высоком уровне, мы это уже доказали дважды. Рано или поздно все отношения восстановим, раскатаем все маршруты на Олимпиаду и, уверен, заявимся и на зимние, и на летние», — сказал министр, который также является президентом Олимпийского комитета России.

Это заявление повлекло за собой информационный взрыв, широкое обсуждение в экспертной среде и дебаты на всех уровнях на тему важности и нужности этих Олимпиад для страны. Но был в этой истории еще один важный смешной и драматический нюанс. Он был связан с техническими аспектами организации и оперативного управления этим праздником, посвященным 45-летию Олимпиады. По сценарию организаторов кульминацией действа должен был стать полет олимпийского мишки, как в 1980 году, но не из Лужников, а с площадки на Садовом кольце. Но мишка почему-то оказался синим и непохожим на оригинал, и, что не менее знаково, улетать этот мишка отказался, несмотря на все старания.

Хлеба и зрелищ!

На всем протяжении истории человечества девиз «Хлеба и зрелищ!» никогда не терял своей актуальности, несмотря на свою явную популистскую направленность. После удовлетворения естественных потребностей в еде, жилье и безопасности люди стремились к достижению счастья, используя различные формы и доступные средства в выражении собственных чувств. Сначала это были первобытные обряды — ритуальные гимны, пляски, жертвоприношения, которые, развиваясь и усложняясь, становились массовым действом — зрелищным событием (spectacular event). История возникновения и развития спортивных зрелищ берет начало с античных времен. Они представляли собой синтез религиозных, культурных и военных обрядов, прославляющих красоту человеческого тела и включающих в программу соревновательные практики, которые много позже стали называться спортивными играми. Этот феномен стал очень важным для жизни и воспитания в обществе и всегда был в цене.

Эти самые игры, будучи ритуалами, со временем стали вопросом жизни и смерти. Проигрыш до выхода в финальную стадию турнира равносилен символической смерти, посредством которой соперники исключаются из числа избранных. Финал спортивного мероприятия ставит на кон судьбу нации. Спорт, как организованная форма соревновательных практик, представляет собой великую объединяющую точку, знаменующую начало социального мира. По этой причине правители различных государств готовы принимать у себя мега события и требуют от своих атлетов «сделать все» для победы национального идеала, составляют медальные планы и формы поощрения атлетов. Мы помним, что еще в 2021 году вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий спорт, сообщал о планах подать заявку на проведение Олимпиады-2036, как части государственной политики.

Прогресс и технологии как угроза зрелищным событиям

Увлечения глобального мира достижениями прогресса и новыми технологиями существенно повлияли на организацию комфорта для людей. Но при этом неолиберальная экономика превращает отношения между людьми в отношения вещей и в рыночную конкуренцию товаров. Спортивные мега-события пока остаются едва ли не единственным механизмом для эмоционально-душевной разгрузки современного человека и формирования идеологических принципов, объединяющих нацию. Зигмунт Бауман, обращаясь к изучению вопроса в данном контексте, предположил, что «спортивные соревнования, возможно, являются последним символическим средством, оставленным национальному государству и понятию общества». И пусть вас не смущает структурирование бизнес-моделей спортивных ивентов сегодняшними «правообладателями» с целью извлечения прибыли. Теперь лидеры государств с развитыми экономиками увидели в этом и свой интерес.

Роль технического прогресса в развитии общества и его связь с событиями является основой фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера. Событие (Ereignis) занимает в ней центральное место и определяет саму возможность бытия. Событие — это уже существующая основа, на которой возможно становление всего существующего. Оно принадлежит самому себе, а не какому-либо деятелю. Кроме того, Хайдеггер оценивал влияние на бытийность различных технических новаций и видел в технологиях не просто инструмент или механизм. Он считал, что технология не просто нечто, что претендует на то, чтобы быть, а нечто большее, которое не просто служит нам, но начинают диктовать нечто, что делает разрыв между нами и бытием еще больше. В этом он видел, как опасность, так и невероятную возможность. Отчасти, благодаря этому сегодня именно спортивно-развлекательные зрелища становятся главным продуктом наряду с энергетикой, предлагаемым миру как «индикатор устойчивого развития» и «счастье вместе».

Но у этого явления есть и обратная сторона. По мнению Паскаля, «развлечение отдаляет нас от главного. Мы отдаемся ему, стремясь убежать от того, чем мы должны стать». Государственные органы управления спортом, понимая это, не только в России и Китае, но с этого года еще в Англии, Саудовской Аравии, Катаре и других странах активно переходят на управление по модели гибридного этатизма (гибридного государственного капитализма). Спортивные события не обращают нас к занятиям физической активностью, стремлению к гармонии духовного и телесного, а создают сообщества коллективного потребления реально и виртуально. При этом, процветая за счет угасания культуры и глобализации рынка технологий, спорт моделирует прототип человека, которого хочет видеть капитализм, — деполитизированного человека-потребителя. Болельщик заменяет гражданина, а нации и народы уступают место спортивным командам и фанатским группировкам. Организационные структуры для таких преобразований уже созданы, и что важно, они никем не регулируются и никому не подчиняются. Так зарождается новая «тема».

Мишка не летит, потому что синий

История с несостоявшимся полетом синего преемника олимпийского мишки на Садовом кольце очень вовремя показала очередным спортивным чиновникам, вставшим у руля управления российским спортом «для перераспределения финансовых потоков», что даже незначительное прерывание отработанных бизнес-процессов в спорте неумолимо приводит к потере профессиональных навыков у тренеров, атлетов, организаторов. Этот нелетающий мишка стал сигналом раннего предупреждения, за которым начинается синдром конечной остановки для руководителей. Тренеры не следили за изменениями правил в своих видах спорта (нас все равно вернут), атлеты переключились на смену гражданства и контракты (наше время уходит), организаторы стали работать без технических заданий с указанием параметров состава оболочки, закачиваемой газовой смеси, допустимых плотности и давления (и так сойдет) и пр. Система потеряла управляемость и пошла вразнос.

Степень невежества, в которую мы погружаемся, постепенно приближает нас к карго-культу. Так называется вера аборигенов Меланезии, наблюдавших за полетами самолетов. Они верят, что, если построить нечто, напоминающее по форме самолет, то оно полетит, вне зависимости от материала и наполнения. Кроме того, поклонники карго-культа верят, что западные товары, перевозимые самолетами, созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа.

Публика на Садовом кольце посчитала, что мишка не взлетел, потому что был «синий». Так что горечи и хохота было примерно поровну.


Постоянный адрес материала - Синий мишка не взлетел: действительно ли России нужны новые Олимпийские игры

  © 2000-2025 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо