30.01.2025 - Банкротство на горизонте: как российская угольная отрасль оказалась в кризисе
я банкротства, возможно с переходом к процедурам внешнего управления или финансового оздоровления, или о переходе в конкурсное производство, по завершении которого активы компаний будут проданы на торгах, а сами компании прекратят свое существование, рассуждает Трещев.
Несмотря на то что небольшие и средние российские компании с объемом добычи до 10 млн т в год занимают менее 30% рынка, их банкротство может привести к ряду серьезных последствий, говорит Семенцов из «Пиэфф». Консервация предприятий и высвобождение работников в текущих условиях могут затруднить их повторный наем, учитывая конкуренцию в других сферах, например, уход в смежные отрасли добычи или в оборонно-промышленный комплекс, говорит он. Кроме того, малые предприятия являются основным источником занятости для небольших городов и поселений, и массовые сокращения могут привести к протестам и социальной напряженности, считает эксперт.
Однако, скорее всего, до банкротств дело не дойдет, полагает Семенцов. «Небольшие компании будут искать инвесторов для вхождения в капитал и поддержания бизнеса до изменения рыночной ситуации в лучшую сторону, — говорит он. — Государство, вероятно, точечно будет оказывать меры поддержки предприятиям, чтобы избежать социальной напряженности. В 2025 году мы, скорее всего, увидим в отрасли ряд сделок по поглощению более крупными игроками более мелких и приходу новых инвесторов в отрасль».
Какая поддержка нужна отрасли
Какие же меры могут сейчас помочь угольщикам? Для выхода на безубыточность экспорт российского угля требует государственной поддержки, считают эксперты NEFT Research. «С точки зрения поддержки отрасли значимый эффект могут обеспечить только прямые экономические меры, а не точечные инициативы по квотированию или перераспределению потоков, — говорится в исследовании компании. — Пропускная способность Восточного полигона задействована на уровне, близком к 100%. Система квотирования железнодорожных перевозок направлена на стимулирование поставок на запад и юг, но необходимого эффекта не дает». Соответственно, по мнению экспертов NEFT Research, меры государственной поддержки могли бы включать, в частности, возврат к понижающим коэффициентам и скидкам при перевозках по РЖД, а также прямому субсидированию поставок на южном направлении, особенно через порты Черного моря с учетом ожидаемого роста спроса в Индии и Юго-Восточной Азии, а также на северо-западном направлении.
«Сейчас обсуждаются субсидии для экспорта в западные порты, — говорит Титов из ИЭФ. — Это может помочь, поскольку квоты по экспорту в восточном направлении оставили только для Кузбасса. Меры по оставлению порожних вагонов на сети РЖД в декабре тоже вроде дали положительный эффект, сеть быстрее поехала. Но с РЖД проблемы системные, видимо действительно не хватает локомотивов и бригад, плюс на юге много перевозок под военные нужды. Тут нет единого решения. Других мер поддержки от государства пока не вижу».
Постоянный адрес материала - Банкротство на горизонте: как российская угольная отрасль оказалась в кризисе |