© 2000-2025 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

23.12.2024 - Сила инерции: как выживает крупнейшая торговая сеть в стране

От былой славы «коопторгов», советских магазинов потребительской кооперации вроде «Даров природы», мало что осталось. В конце 1980-х в кооперативной сети насчитывалось 390 000 торговых точек, сейчас их около 25 000, еще 6000 стоят законсервированными. Магазинчики в основном маленькие, многие находятся в глухой провинции, у них нет распределенных центров и общей системы поставок, кооперативная торговая сеть продолжает сокращаться из-за вымирания деревень, дефицита рабочих рук, а в более оживленных селах — из-за конкуренции с «Пятерочками» и «Магнитами». Сельпо работают под крылом Центросоюза, который пытается объединить их под брендом «КООП» и сотрудничать с федеральными сетями. У кооператоров было несколько попыток создать коалиции с крупными ретейлерами. Что из этого вышло

Несмотря на то, что торговых точек в малонаселенных районах России становится все меньше, продажи в сельских магазинах растут быстрее, чем в городе, говорится в исследовании Nielsen. С января по сентябрь 2024 года совокупная выручка сельской розницы увеличилась на 17%, а в городах этот показатель скромнее — 11%. Связано это с тем, что крупные торговые сети все больше интересуются деревней, их магазины продолжают экспансию в провинцию, отмечают исследователи.

Кооперативные магазины стараются выжить в новых условиях, 70% из них находится в сельской местности. Зачастую это небольшие сельпо формата «продавец-прилавок», но есть и современные супермаркеты. Совокупная выручка всей сети за 2023 год, как и годом ранее, составила 118 млрд рублей, по данным Центросоюза — организации, в которую входят потребительские кооперативы и их союзы на уровне областей, краев и республик. В 2017 году Центросоюз запланировал провести ребрендинг, внедрить единый фирменный стиль, чтобы все сельпо работали под единым брендом «КООП». Но пока этого не произошло.

Сейчас в зоне охвата потребительской кооперации — 89 000 деревень, из них 54 000 совсем маленькие — менее 100 жителей. У магазинов в таких местах нет конкурентов, но они все равно чаще всего убыточные, объясняет Forbes председатель совета Центросоюза Дмитрий Зубов. Кооператоры стараются сохранить магазин, даже если в окрестностях осталось немного жителей. «Областное общество за счет прибыльных магазинов содержит убыточные, — объясняет Дмитрий Зубов. — Это парадокс, ведь никто их не заставляет, нет никаких приказов поддерживать 89 000 населенных пунктов».

«Начался некий упадок»

Желтый особняк с колоннами прячется за ажурной оградой на столичной Малой Дмитровке. В советские годы здесь располагался Свердловский райком партии, в 1980-х — добровольное общество борьбы за трезвость. В бывшей дворянской усадьбе провели реставрацию, и теперь здесь дом приемов Центросоюза. Мраморная лестница, росписи в помпейском стиле, старинные светильники — интерьеры впечатляют уже на входе.

«Мы находимся в здании, которое принадлежало декабристу Михаилу Митькову, — рассказывает Дмитрий Зубов. — В 1831 году в ссылке их было 17 человек, и они учредили общество равных возможностей, большую артель в Забайкальске. Эта дата считается днем рождения российской потребительской кооперации. Когда Греф поздравил Сбербанк с 180-летием, я сказал, что мы на десять лет старше. Подарил ему картину «Кооператорши рубят капусту».

Дмитрий Зубов возглавил Центросоюз в 2016 году и любит рассказывать о том, что организация ведет свою историю от декабристов и что ее золотой век пришелся на 1913 и 1921 годы. «Кооперация начала развиваться очень быстро, и многие даже не заметили, что революция произошла», — рассуждает он.

К концу 1980-х у кооператоров работало 390 000 магазинов, 108 000 кафе и столовых, числилось 3,5 млн сотрудников и 25 млн пайщиков, на потребкооперацию приходилось 27% товарооборота страны. У них были свои поликлиники, санатории, пионерлагеря, производства и заготконторы. Коопторги торговали чем угодно — от соленых грибов до мебели и одежды. Магазины открывались в том числе под вывесками «Дары природы», один из самых известных работал в Москве на Сретенке.

К 2024 году владения кооператоров заметно сократились. Сейчас в России около 25 000 кооперативных магазинов, в основном сельских, 3000 кафе и столовых, 1000 автолавок, около 1 млн пайщиков, говорится в брошюре, которую корреспонденту Forbes вручили в Центросоюзе. Еще 6000 магазинов заморожены — стоят закрытые по разным причинам, отмечает Зубов. Где-то из-за умирания деревень, где-то из-за того, что нет денег на ремонт зданий. Когда магазины закрываются, продукты жителям начинают развозить автолавки.

«Люди с современными подходами начали создавать сетевые магазины, — поясняет руководитель Центросоюза. — Кстати, все крупнейшие сети много чего из кооперации почерпнули, а кооператоры не смогли перестроиться и конкурировать, не смогли объединиться в новых условиях, начался некий упадок».

«Советская кооперация была придатком государства и нарушала многие кооперативные принципы. Если в советское время сельпо были важным дополнением к плановой экономике, то сейчас есть альтернативы в виде частных фирм. Сетевые магазины проникают уже далеко в сельские территории, захватывают пространство, — считает Александр Куракин, доцент кафедры экономической социологии НИУ ВШЭ. — Я не вижу, чтобы что-то радикально поменялось в управленческом и организационном плане, разве что прямой контроль государства исчез». По его словам, Центросоюз унаследовал большую материальную базу с советских времен. Сейчас организации принадлежит, например, Брянская бумажная фабрика, санатории, в том числе пансионат «Джубга» на берегу Черного моря, три университета и другие активы, по данным СПАРК.

Но главная вотчина потребкооперации — торговля. Сейчас коопторги работают под разными вывесками, и сами торговые точки очень разные. «Магазин может называться например, «Ивушка», на вывеске либо есть знак КООП, либо его нет. Наша задача как раз сделать их однообразными, объединить в сеть», — поясняет руководитель Центросоюза.

Магазины принадлежат разным кооперативам, и маркетинговые нововведения внедрять непросто. «Есть тысячи пайщиков, объединенных в районные потребительские общества, у них собственные магазины, кафе, пекарни, заготконторы, производственные цеха, это их собственность, — уточняет Зубов. — Пайщиками могут быть и предприниматели, и юрлица, и обычные люди. Да любой человек вступает, платит взносы. Сколько у нас взносы? Каждое потребительское общество решает, каким будет вступительный взнос, это символическая сумма от 50 до 300 рублей».


Постоянный адрес материала - Сила инерции: как выживает крупнейшая торговая сеть в стране

  © 2000-2025 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо