30.04.2020 - Подрядчики строек Путина: кто бенефициары проектов на полтриллиона рублей, которым пообещали господдержку
В условиях коронавирусной эпидемии Владимир Путин поручил правительству поддержать ряд крупных инфраструктурных проектов стоимостью более 550 млрд рублей. Forbes разобрался в том, кто подрядчики этих проектов и какие объемы государственных средств они осваивают
Владимир Путин поручил правительству до 1 июня придумать, как обеспечить господдержкой крупные инфраструктурные проекты. Какие именно, он специально перечислил 16 апреля на совещании по развитию строительной отрасли: речь идет о проектах общей стоимостью свыше 550 млрд рублей.
Среди них:
расширение пропускной способности БАМа и Транссиба;
строительство автомобильных дорог на Юге России, включая подходы к Крымскому мосту и Черноморскому побережью;
модернизация аэродромных комплексов в Челябинске, Перми, Хабаровске, Норильске;
строительство современных портовых мощностей в Мурманске, на Балтике, Черном море и на Дальнем Востоке.
Почему именно эти стройки? «Проекты перечислены просто крупные и уже запущенные, — говорит руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. — Раньше уже звучали заявления, что их резать не будут».
Чтобы облегчить жизнь не только строителей этих проектов, а вообще господрядчиков, Путин предложил увеличить предельный размер авансирования с 30% до 50% — как исполнить это пожелание, правительство должно придумать уже до 1 мая. «Увеличение авансирования не озолотит, а только немного улучшит положение некоторых компаний, — комментирует Галактионова. — Более того, им наверняка потребуются и другие меры поддержки, так как отрасль в кризисе уже давно. И скорее всего, основной удар почувствует с отставанием на три месяца — полгода».
Перечисленные президентом проекты должны получить поддержку в первую очередь. Кто выиграет от этого? Forbes проанализировал проекты и нашел крупнейших или единственных подрядчиков по каждому из них. Затем Forbes выяснил, кто из владельцев и бенефициаров этих компаний осваивает больше всего средств. Мы рассматривали только те контракты, которые на момент написания статьи еще не были завершены. В нашей галерее — бенефициары компаний-подрядчиков и их проекты.
Найти подрядчика на реконструкцию аэродрома норильского аэропорта Алыкель удалось лишь с третьей попытки. В первые два раза заявок не поступило. В третий единственным участником стал «Техспецпроект», с которым и заключили контракт.
Еще одним подрядчиком реконструкции норильского аэропорта выступает «Трансстроймеханизация» Аркадия Ротенберга. Помимо госбюджета, в финансировании работ участвует и «Норникель» Владимира Потанина.
Партнером Тищенко по «Техспецпроекту» был поставщик Газпрома Дамир Ситдиков. В марте 2019 года он скончался.
Алексей Крапивин — сын Андрея Крапивина, который был советником бывшего главы РЖД Владимира Якунина. Крапивин и его партнеры создали ряд компаний, которые выигрывали крупные подряды РЖД. В 2015 году Андрей Крапивин умер, его доли в компаниях перешли к сыну Алексею.
Развитие железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба (так называемый восточный полигон) призвано увеличить пропускную способность этих магистралей, по которым российский уголь идет в восточные порты, со 124,9 млн тонн до 180 млн тонн. Общие затраты оцениваются в 696,6 млрд рублей. Входящая в Группу 1520 «Бамстроймеханизация» еще в 2014 году выиграла контракт на строительство железнодорожной инфраструктуры на сумму 113 млрд рублей. Планировалось закончить еще в 2017 году, однако сроки много раз продляли (последний раз в декабре 2019 года), а сумма увеличилась до 133,5 млрд рублей.
В октябре 2018 года один из партнеров Крапивиных Валерий Маркелов был арестован. Его обвинили в даче миллиардных взяток полковнику Дмитрию Захарченко. Доля Маркелова в ГК 1520 перешла к Алексею Крапивину.
Постоянный адрес материала - Подрядчики строек Путина: кто бенефициары проектов на полтриллиона рублей, которым пообещали господдержку |