© 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо  

При использовании материалов ссылка на "Рестко Холдинг" - www.restko.ru, в виде активной ссылки, обязательна.

Название отчетаСостояние и перспективы развития рынка телематических услуг М2М на базе сетей сотовой подвижной связи в мире и в России 
Код исследования6600 
Тип работыМаркетинговое исследование
РегионРоссия
ОтрасльТелекоммуникации
Дата выхода отчета03.10.2014 
Количество страниц203 
Язык отчетаРусский 
Стоимость60000 Российский рубль 
Краткое описание отчетаТехнология межмашинной коммуникации M2M (Machine-to-machine) в настоящее время переживает подъем в мире благодаря уменьшению стоимости технических решений на основе сетей мобильной передачи данных (на базе сетей сотовой подвижной связи – СПС), территориальному охвату и высокой плотности покрытия сетей мобильной связи, широким возможностям радиотехнологий, растущему числу успешных бизнес-моделей.
Рынок услуг M2M объединяет телекоммуникационные и информационные технологии для автоматизации бизнес-процессов и создания дополнительных комплексов услуг, направленных на управление информационными и технологическими процессами в различных областях жизни и деятельности современного общества.
Индустрия телематических услуг класса М2М динамично развивается и постоянно привлекает в сферу своих интересов все новые сегменты в различных странах и регионах мира. Опираясь на технологические возможности сетей сотовой связи, телематические услуги обеспечивают связью различные устройства и системы. Растет число обслуживаемых датчиков, измерителей, автомобилей, терминалов и систем безопасности, вовлеченных в автоматизированный обмен данными. Рынок оперативно реагирует на появление технологий, предлагая новые и адаптируя известные бизнес модели, одновременно ставя задачи перед регуляторами, которые озабочены стремительностью развития сектора М2М и вынуждены соответствовать новым вызовам.
По данным исследования "Ericsson Mobility Report - 2014"1 количество абонентов сетей сотовой связи в мире за 2013 г. выросло на 7%, и на 01.04.2014 г. составило 6,8 млрд., в то время как проникновение сотовой связи находится на уровне 93%! Однако М2М или "машинные" подключения составляют лишь 0,1%, занимая наименьшую долю в мобильном трафике. Очевидно, такие подключения сами по себе производят гораздо меньше трафика на одно устройство. На сегодня их доля в абонентской базе еще невелика, всего 2% в среднем по миру, что составляет порядка 200 млн. подключений. Тем не менее, эксперты Ericsson предполагают, что в ближайшие шесть лет таких подключений станет в три-четыре раза больше, а их доля в абонентской базе операторов, сфокусировавшихся на М2М-услугах, достигнет до 20% всех подключений.
Не менее оптимистичны эксперты компании ABI Research, - количество М2М подключений в 2018 г. достигнет значения 2 млрд., причем 60% всех подключений придется на долю операторов сетей сотовой подвижной связи2.
Число сотовых абонентов М2М-услуг в мире за период 2010 - 2012 гг. удвоилось и по данным компании Pyramid Research достигло 143,7 млн.3. Компания предполагает, что за период 2012 - 2017 гг. темп годового прироста CAGR в этом секторе составит 27,2%, а общее число абонентов достигнет 478 млн. Стоит указать, что в целом за этот период эксперты ожидают рост количества абонентов сетей сотовой связи в пределах от 2,2% до 5,6%. Другой прогноз компании Pyramid Research указывает, что доход операторов от передачи информации за период 2012 - 2017 гг. вырастет с 4,9 до 13,0 млрд. долл., а CAGR составит 21.5%.
Развитие технологии М2М на базе сетей мобильной передачи данных является одной из мировых тенденций, которая оказывает влияние на российский рынок услуг на базе сетей СПС.
В РФ услуги класса М2М активно продвигаются на рынок ведущими сотовыми операторами и их партнерами - сервис-провайдерами, телематическими операторами. Формирование этого сектора рынка происходило в начале 2000-х годов – именно тогда у операторов сотовой связи сетей стандарта GSM/GPRS появились соответствующие тарифы для корпоративных пользователей.
Перспективы этого направления в РФ, вероятно, связаны с такими сегментами как автотранспорт, службы оперативного реагирования, медицинская диагностика и авто-страхование.
Для формирования объективной картины ситуации на рынке услуг М2М, в настоящем аналитическом обзоре, подготовленном ЗАО по итогам проведенного аналитического исследования, определены основные понятия и предложена классификационная матрица телематических М2М-услуг; рассмотрены количественные оценки объема и долевого распределения рынка услуг М2М в мире и в РФ, проанализированы наиболее перспективные сегменты этого рынка; проведен анализ номенклатуры М2М-услуг и тарифных планов, предлагаемых сотовыми операторами РФ; рассмотрены технологические решения, на основе которых реализованы М2М-услуги; рассмотрены существующие бизнес-модели по предоставлению М2М-услуг; проведен анализ реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) "ЭРА-ГЛОНАСС" и перспективы создания дополнительных услуг на основе ее инфраструктуры.
Проведенный анализ позволил определить основные движущие факторы и проблемы российского рынка М2М-услуг на базе сетей СПС, а также тенденции его развития. 
Подробное оглавлениеВведение
1. Определение и классификация телематических услуг М2М (machine-to-machine) на базе сетей сотовой подвижной связи (СПС)
1.1. Нормативно-правовая база оказания телематических услуг связи в РФ
1.2. Классификация телематических услуг М2М на базе сетей СПС
2. Краткое описание технологий сотовой связи и определения местоположения сотовых абонентов (терминалов), на которых базируется предоставление услуг М2М
2.1. Определение местоположения абонентов сетей СПС, общие положения
2.2. Основные принципы определения местоположения абонентов сетей СПС
2.2.1. Основные принципы определения местоположения абонентов сетей СПС на базе стандартов GSM и UMTS
2.2.2. Основные принципы определения местоположения абонентов сетей СПС на основе спутниковых навигационных систем
2.3. Основные технологии определения местоположения абонентов сетей СПС
2.3.1. Основные технологии определения местоположения абонентов с использованием сигналов сетей СПС стандартов GSM и UMTS
2.3.2. Основные технологии определения местоположения абонентов с использованием сигналов спутниковых навигационных систем
2.3.3. Технологии определения местоположения абонентов на основе комбинации сигналов СНС и сигналов инфраструктуры сетей СПС
2.3.4. Сравнение технологий определения местоположения абонентов сетей СПС
3. Обзор состояния, перспектив и тенденций развития услуг М2М на базе сетей СПС в мире
3.1. Услуги М2М на базе сетей СПС в мире: итоги развития в 2011 - 2013 гг.
3.2. Услуги М2М на базе сетей СПС в мире: итоги развития, региональный аспект
3.3. Услуги М2М на базе сетей СПС: основные сектора, вертикальные рынки, их перспективы
3.3.1. Основные сектора, вертикальные рынки. Общие замечания
3.3.2. М2М-услуги в автомобильном транспорте
3.3.3. М2М-услуги в системах безопасности и охранных системах
3.3.4. М2М-услуги в здравоохранении
3.3.5. М2М-услуги в нефтегазовой отрасли
3.3.6. М2М-услуги в розничной торговле
3.3.7. М2М-услуги в системах промышленной автоматизации
3.3.8. М2М-услуги в потребительской электронике
3.4. Услуги М2М на базе сетей СПС в мире: перспективы и тенденции развития (2014 - 2020 гг.)
4. Количественные оценки объема и долевого распределения рынка услуг М2М в РФ (в натуральных и денежных показателях), динамика развития этого рынка и его сегментов за 2011 - 2013 гг., перспективы и прогнозы по рынку в целом (2014 - 2018 гг.)
4.1. Рынок М2М-услуг на базе сетей СПС в РФ - динамика развития за 2011 - 2013 гг., количественные оценки объема (в натуральных и денежных показателях)
4.2. Рынок М2М-услуг на базе сетей СПС в РФ - основные сектора, вертикальные рынки, долевое распределение (в натуральных и денежных показателях)
4.3. Развитие региональных рынков М2М в РФ
4.3.1. Деятельность оператора МТС на региональных рынках М2М
4.3.2. Деятельность оператора "МегаФон" на региональных рынках М2М
4.3.3. Деятельность оператора "ВымпелКом" на региональных рынках М2М
4.3.4. Деятельность оператора Tele2 на региональных рынках М2М
4.4. Услуги М2М на базе сетей СПС: перспективы по рынку в целом и его сегментам, 2014 - 2018 гг.
5. Обзор существующих бизнес-моделей по предоставлению услуг М2М на базе сетей СПС в РФ
5.1. Бизнес-модели по предоставлению услуг М2М, предлагаемые международным сообществом
5.2. Бизнес-модели предоставления М2М-услуг операторами сетей СПС в РФ
5.3. Бизнес-модель MVNO для оказания услуг М2М на базе сетей СПС
6. Обзор номенклатуры услуг М2М и специальных тарифных планов, предлагаемых ведущими российскими сотовыми операторами
6.1. Обзор номенклатуры услуг М2М и специальных тарифных планов, общие замечания
6.2. Номенклатура услуг М2М, предлагаемых оператором МТС. Обзор специальных тарифных планов
6.3. Номенклатура услуг М2М, предлагаемых оператором "МегаФон". Обзор специальных тарифных планов
6.4. Номенклатура услуг М2М, предлагаемых оператором "ВымпелКом" (БиЛайн). Обзор специальных тарифных планов
6.5. Номенклатура услуг М2М, предлагаемых операторами "Ростелеком" и Теле2 (T2 РТК Холдинг). Обзор специальных тарифных планов
7. Общая характеристика технологических решений (платформ) для оказания услуг М2М на базе сетей СПС
7.1. Архитектура сетей М2М
7.2. Обзор предлагаемых поставщиками "горизонтальных" платформ для поддержки М2М-услуг на базе сетей СПС
7.3. Примеры "вертикальных" платформ и решений М2М
8. Анализ реализации ФЦП "ЭРА-ГЛОНАСС" и перспективы ее развития по оказанию основной и дополнительных услуг владельцам транспортных средств
8.1. Основные решения законодательной и исполнительной власти РФ по созданию и развитию ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" и системы ГЛОНАСС
8.2. Основные структурные и функциональные особенности ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС"
8.3. Статус реализации ФЦП "ЭРА-ГЛОНАСС"
8.4. Перспективы и проблемы развития ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" по оказанию основной и дополнительных услуг владельцам транспортных средств
9. Основные факторы роста и проблемные вопросы, тенденции развития российского рынка услуг М2М на базе сетей СПС стандартов 2.5G/3G/3.5G/4G (экспертные оценки)
Выводы и заключение
Перечень основных использованных источников 
ПриложенияПеречень таблиц
Таблица 2.1. Основные документы по нормированию технологий ОМ, подготовленные ETSI для сетей UMTS и GSM
Таблица 2.2. Основные особенности рассмотренных технологий определения местоположения
Таблица 3.1. Относительные региональные показатели развития М2М-услуг
Таблица 3.2. Рост количества М2М-подключений в США (2009 - 2013 гг.)
Таблица 3.3. Рост количества устройств и объема трафика данных всех мобильных устройств, использующих сети СПС
Таблица 3.4. Рост количества М2М-подключений в США (2013 г., прогноз 2014 - 2018 гг.)
Таблица 4.1. Основные компании-интеграторы на рынке мониторинга транспорта в СНГ (на 01.01.2014 г.)
Таблица 4.2. Основные поставщики М2М-терминалов в РФ (на 01.01.2014 г.)
Таблица 4.3. Рынок датчиков уровня топлива для систем мониторинга транспорта (2013 г.)
Таблица 5.1. Сведения о лицензиатах услуг подвижной радиотелефонной связи (при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи - MVNO), которые планируют оказывать навигационные услуги М2М на базе сетей СПС (на июль 2014 г.)
Таблица 6.1. Регионы с наиболее низкой ценой корзины "Интернет", апрель 2014 г.
Таблица 6.2. Регионы с наиболее высокой ценой корзины "Интернет", апрель 2014 г.
Таблица 6.3. Регионы с наиболее низкой ценой корзины "Телеметрия", апрель 2014 г.
Таблица 6.4. Регионы с наиболее высокой ценой корзины "Телеметрия", апрель 2014 г.
Таблица 6.5. Тарификация услуги "Видеоконтроль" (МТС)
Таблица 6.6. Тарификация услуги "Мобильные сотрудники" (МТС)
Таблица 6.7. Ежемесячная плата за пакеты GPRS трафика и SMS-сообщения (МТС)
Таблица 6.8. Стоимость исходящих вызовов (МТС)
Таблица 6.9. Ежемесячная плата за пакеты GPRS трафика, руб. (МТС, Краснодарский край)
Таблица 6.10. Тарификация услуги "Ресурс под контролем" (МегаФон)
Таблица 6.11. Тарификация услуги "Контроль кадров" (МегаФон)
Таблица 6.12. Тарификация услуги "Управление удаленными объектами", вариант "Базовый" (МегаФон)
Таблица 6.13. Тарификация услуги "Контроль автопарка" (МегаФон)
Таблица 6.14. Тарификация услуги "Центр управления М2М" (ВымпелКом)
Таблица 6.15. Тарификация услуги "Автомониторинг - 550" (ВымпелКом)
Таблица 6.16. Стоимость оборудования для услуги "Видеоконтроль" (ВымпелКом)
Таблица 6.17. Тарифный план "MMS-камера" (ВымпелКом)
Таблица 6.18. Варианты тарификации плана "М2М единый" (Tele2-Россия)
Таблица 6.19. Параметры тарифного плана "М2М" (Теле2-Омск)
Таблица 6.20. Тарификация услуги "Бизнес-SMS" (Tele2-Россия)
Таблица 6.21. Основные параметры тарифа "M to M" (Ростелеком, Ханты-Мансийский АО)
Таблица 6.22. Основные параметры тарифа "M2M Connection" (Ростелеком)
Таблица 8.1. Готовность сотовых операторов к работе с ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" (на 01.05.2014 г.)
Таблица 9.1. Факторы роста и основные факторы, препятствующие развитию М2М-услуг
Перечень рисунков
Рисунок 2.1. Структурная схема сети UMTS с поддержкой функций позиционирования. Штриховым контуром показан автономный SMLC (Stand-Alone SMLC, SAS)
Рисунок 2.2. Структурная схема сети GSM/UMTS с поддержкой функции позиционирования
Рисунок 2.3. Орбитальная группировка системы GPS (схема)
Рисунок 2.4. Использование технологии Cell ID в случае трех секторной антенны базовой станции (БС)
Рисунок 2.5. Определение местоположения в сетях GSM, метод Cell-ID-ТА
Рисунок 2.6. Определение местоположения сетях GSM, метод Cell-ID-ТА-RXL
Рисунок 2.7. Технология определения местоположения ТОА/ UL-TOA
Рисунок 2.8. Реализация технологии определения местоположения E-OTD
Рисунок 2.9. Технология фиксации разности времен прихода сигналов OTDOA
Рисунок 2.10. Технология сопоставления образов местоположения LPM
Рисунок 2.11. Концепция технологии определения местоположения A-GPS
Рисунок 2.12. Сравнение точности различных методов определения местоположения абонента в сетях СПС
Рисунок 3.1. Ежемесячный голосовой трафик и трафик данных в сетях СПС (2010 - 2 кв. 2014 г.)
Рисунок 3.2. Рост доходов на мировом рынке М2М (2013 - 2017 гг.)
Рисунок 3.3. Долевое распределение технологий передачи данных (подключения) в каналах СПС (на 01.04.2014 г.)
Рисунок 3.4. Долевое распределение рынка беспроводных М2М-подключений по макрорегионам мира
Рисунок 3.5. Изменение доли экономик развивающихся стран в мировом рынке услуг класса М2М
Рисунок 3.6. Доля М2М-подключений относительно суммы подключений в сетях СПС по стране (%), (01.01.2014 г.)
Рисунок 3.7. Доля операторов сетей СПС, предлагающих М2М-услуги, относительно общего количества операторов сетей СПС по регионам мира, (%) (01.01.2014 г.)
Рисунок 3.8. Рост количества SIM-карт, установленных в М2М-модулях в автомобилях, Северная Америка, 2012 - 2018 гг.
Рисунок 3.9. Изменение количества М2М-подключений в Азиатско-Тихоокеанском регионе в 2013 - 2023 гг.
Рисунок 3.10. Рост количества установленных М2М-модулей на коммерческих автомобилях в регионе "РФ/СНГ - Восточная Европа" (2012 - 2018 гг.)
Рисунок 3.11. Рост количества М2М-подключений в Европе (2009 - 2018 гг.)
Рисунок 3.12. Количество трейлеров и грузовых контейнеров в мире, на которых установлены модули слежения, 2014 - 2018 гг., прогноз
Рисунок 3.13. Количество М2М-модулей, устанавливаемых в автомобили при их изготовлении, 2014 - 2020 гг., прогноз
Рисунок 3.14. Количество М2М-подключений в сетях СПС, используемых в системах безопасности и охранных системах, 2014 - 2018 гг., прогноз
Рисунок 3.15. Рост количества "медицинских" М2М-подключений по макрорегионам мира, 2013 - 2023 гг.
Рисунок 3.16. Количество медицинских приборов дистанционного мониторинга, подключенных на основе беспроводных М2М-технологий, шт., 2013 - 2018 гг.
Рисунок 3.17. Количество М2М-подключений на базе сетей СПС в розничной торговле, 2012 - 2018 гг.
Рисунок 3.18. Количество активных М2М-модулей, на базе сетей СПС в подклассе промышленной автоматизации 2012 - 2018 гг.
Рисунок 3.19. Количество установленных и подключенных М2М-устройств на базе сетей СПС в подклассе "Потребительская электроника", 2011 - 2017 гг.
Рисунок 3.20. Долевое распределение объема трафика данных в сетях СПС, 2012 - 2017 гг.
Рисунок 3.21. Долевое распределение М2М-устройств, использующих каналы связи сетей СПС, 2012 - 2017 гг.
Рисунок 3.22. Изменение среднего объема трафика данных среди устройств, использующих каналы связи сетей СПС, Мб/мес., 2012 - 2017 гг.
Рисунок 3.23. Рост количества М2М-подключений в сетях операторов доступа (сетей СПС, WAN, PAN) за период 2014 - 2018 гг.
Рисунок 3.24. Рост количества мобильных устройств в сетях СПС с поддержкой протокола IPv6 (2013 - 2018 гг.)
Рисунок 3.25. Прогноз увеличения дохода в сегменте М2М-модули, 2014 - 2018 гг.
Рисунок 3.26. Рост количества М2М-модулей, 2013 - 2017 гг.
Рисунок 3.27. Рост М2М-подключений в мире (2013 г., прогноз 2014 - 2019 гг.)
Рисунок 3.28. Долевое распределение количества установленных М2М-модулей для сетей СПС по макрорегионам мира, 2013 - 2019 гг.
Рисунок 3.29. Изменение доли дополнительных услуг в доходах условного оператора сети СПС, 2013 - 2016 гг.
Рисунок 3.30. Прогноз развития различных классов М2М-услуг в Европе, 2009 - 2018 гг.
Рисунок 3.31. Рынок М2М в США. Рост количества М2М-подключений 2009 - 2018 гг.
Рисунок 3.32. Доход в секторе М2М-услуг и ежегодный темп роста в США (2009 - 2018 гг.)
Рисунок 3.33. Структура доходов на рынке М2М-услуг США по секторам (2009 - 2018 гг.)
Рисунок 3.34. Доход и ARPC по малому бизнесу в сегменте "мониторинг транспорта", 2013 - 2023 гг.
Рисунок 3.35. Долевое распределение количества М2М-подключений в сетях СПС 2G/ 3G/ 4G, 2013 - 2018 гг.
Рисунок 3.36. Доля М2М-подключений в США в сетях 2G/ 2.5G и 3G/ 3.5G/ 4G, 2009 - 2018 гг.
Рисунок 3.37. Рост количества М2М-подключений на основных региональных рынках Европы, 2012 - 2016 гг.
Рисунок 3.38. Изменение дохода по облачным платформам, обслуживающим М2М-транзакции, США, 2009 - 2018 гг.
Рисунок 3.39. Долевое распределение участников опроса по проблеме возврата инвестиций в проекты М2М
Рисунок 4.1. Долевое распределение российского рынка М2М-услуг по операторам сетей СПС по количеству подключенных М2М-модулей (SIM-карт), на 01.01.2013 г.
Рисунок 4.2. Динамика роста М2М SIM-карт в сети МТС, млн. шт. (2011 - 2013 гг.)
Рисунок 4.3. Распределение объема трафика данных и количества устройств по типам среди корпоративных клиентов МТС
Рисунок 4.4. Уровень проникновения М2М-услуг в РФ, на 01.01.2013 г.
Рисунок 4.5. Долевое распределение количества М2М SIM-карт в РФ оператора МТС по секторам экономики (%, на 01.01.2014 г.)
Рисунок 4.6. Объем рынка мониторинга транспорта в СНГ (на 01.01.2014 г.)
Рисунок 4.7. Динамика изменения доли рынка компаний-интеграторов мониторинга транспорта (2010 - 2013 гг.)
Рисунок 4.8. Динамика изменения доли рынка компаний - поставщиков М2М-терминалов (2010 - 2013 гг.)
Рисунок 4.9. Прогноз ежегодного темпа роста CAGR количества подключений М2М-устройств через сети СПС РФ, 2013 - 2017 гг.
Рисунок 4.10. Прогноз развития рынка М2М в РФ, долевое распределение по основным сегментам, 2014 - 2016 гг.
Рисунок 4.11. Развитие рынка ОЕМ-автотелематики в ряде регионов мира, 2013 - 2016 гг.
Рисунок 4.12. Развитие российского навигационного рынка на автотранспорте, 2010 - 2015 гг.
Рисунок 5.1. Иллюстрация современного понимания принципов формирования бизнес-модели
Рисунок 5.2. Нормативно-технологическая база по бизнес-моделям услуг М2М, разработанная комитетом ТК М2М / ETSI
Рисунок 6.1. Стоимость федеральной корзины "Интернет" у операторов сетей СПС РФ, апрель 2013 г. - апрель 2014 г., руб./мес.
Рисунок 6.2. Стоимость федеральной корзины "Телеметрия", апрель 2013 г. - апрель 2014 г., руб./мес.
Рисунок 6.3. Комплексное предложение МТС совместно с Группой "Ренессанс страхование"
Рисунок 7.1. Взаимодействие различных доменов сети М2М
Рисунок 7.2. Типовая функциональная архитектура и интерфейсы сети М2М
Рисунок 7.3. Иллюстрация взаимодействия М2М-платформ, приложений и сетевой инфраструктуры
Рисунок 7.4. Структура взаимодействия М2М-платформы с инфраструктурой оператора и М2М-приложениями, решение "PETER-SERVICE M2M"
Рисунок 8.1. Структура ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС"
Рисунок 8.2. Пример размещения функциональных узлов на борту транспортного средства
Рисунок 8.3. Пример размещения функциональных узлов на борту транспортного средства
Рисунок 8.4. Вариант структурной схемы Центра управления системы "ЭРА-ГЛОНАСС" на базе ситуационного центра "Протей"
Рисунок 8.5. Существующие call-центры системы "ЭРА-ГЛОНАСС" (на 01.01.2014 г.)
Рисунок 9.1. Изменение доли абонентского терминала в стоимости комплекта навигационно-связного оборудования
Рисунок 9.2. Основные направления развития российского навигационного рынка в 2014 - 2017 гг. 
Способ предоставленияЭлектронный вид 

Постоянный адрес материала - Состояние и перспективы развития рынка телематических услуг М2М на базе сетей сотовой подвижной связи в мире и в России

  © 2000-2024 - Информация "Рестко Холдинг" - www.restko.ru т. +7 (926) 535-50-61 Написать письмо